Внеклассное занятие «Разговор по душам» в 1 «А» классе.
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат им.М.С.Бароева»
с.Гизель, Пригородный район, РСО-Алания
Внеклассное занятие
«Разговор по душам»
в 1 «А» классе.
Воспитатель
Таюпова Жанна Сайдовна
Час искренности для учащихся 1-го класса «Разговор по душам»
Цели и задачи
— изучить психологический климат в коллективе.
Реквизит
Две маленькие мягкие игрушки — щенок и мышонок, модель сердца.
Примечание. Использование в качестве «гостей» мягких игрушек маленького размера помогает настроить детей на тихий, спокойный разговор. Сердце (вырезанное из картона или объемное, изготовленное из ткани) передается из рук в руки, тем самым приглашая детей к разговору о проблемах, существующих в коллективе.Ход классного часа
Создание положительного настроя на работу: «Знакомство с «гостями»
Учитель. Сегодня при нашем разговоре будут присутствовать гости, мои маленькие друзья. (Показывает маленькие мягкие игрушки: мышонка и щенка.)
Они живут у меня дома и каждый раз, когда я проверяю ваши тетради или готовлюсь к занятиям, очень внимательно наблюдают за мной, из всех сил стараясь вытянуть как можно дальше свои любопытные носики, чтобы взглянуть на мою работу. Иногда я рассказываю им о вас, даже, бывает, жалуюсь на вашу небрежность или, наоборот, восхищаюсь аккуратными тетрадями.
Мышонок — я зову его Мыха — живет в большой хрустальной вазе с конфетами. У него всегда так широко расставлены в стороны лапы, словно он хвастается: «Смотрите, во-о-от сколько у меня конфет — целая гора!» Когда конфеты в вазе заканчиваются, то глядя на Мыха с жалко расставленными лапами, мне становится стыдно и я понимаю: пора пополнить вазу! У Мыха любопытный длинный носик и необыкновенно большие для мышонка глаза. Это, наверно, для того, чтобы лучше видеть и острее чувствовать запахи! Ну а про окраску и говорить смешно: розовый мышонок! Вы видали когда-нибудь такого?
Щенок Тявка непонятно какой породы, скорее всего — несуществующей — охраняет мой диван. Он сидит на его высокой спинке, расставив невероятно длинные, как у зайца, уши, и внимательными карими глазами всматривается во все, что происходит вокруг. Окрас его шкурки скромный, без изысков. Украшениями служат лишь розовый бантик да веснушки на смешной мордашке.
Они давно уже просят меня взять их с собой в школу, чтобы увидеть своими глазами, что это такое, чтобы познакомиться с вами, моими учениками. И вот сегодня я решила сделать им такой подарок.
Ребята, я обращаюсь к вам с просьбой. Вы же видите, какие они маленькие, безобидные и беззащитные. Огромный размер нашего класса пугает их, а ваши громкие голоса просто приводят в ужас. Эти малыши привыкли к тишине и спокойной обстановке. Давайте не будем их пугать, а это значит — разговаривать надо тихо, не повышая голоса. У нас им нечего бояться. Верно?
А сейчас я разрешаю вам познакомиться поближе с моими маленькими друзьями. Шепотом сообщите на ушко им свои имена, поздоровайтесь. (Учитель передает игрушки детям, они по очереди с ними общаются.) Теперь давайте найдем для Мыхи и Тявки удобное место в классе, они издалека будут слушать наш разговор.
Свободные высказывания учащихся о существующем климате в классе
Учитель. За время совместного обучения вы уже неплохо успели узнать друг друга. Одни успели обрести друзей-одноклассников, другие — приятелей, а кто-то, возможно, остался одинок. Одни ходят в школу с радостью, другие — без особого интереса. Давайте поговорим обо все, что вас волнует, что кажется несправедливым, неинтересным, наболевшим.
Для начала воспользуемся карточками, которые я приготовила, затем, надеюсь, наш разговор пойдет в свободном русле, и каждый из вас сможет высказаться сам и послушать товарищей.
Послушайте условие. У меня в руках сердце, одно большое сердце на всех. (Показывает сердце.) Тот, кто держит его в руке, рассказывает о проблеме. Все серьезно и внимательно слушают. Передаем сердце по кругу. Если кто-то не хочет говорить об этой проблеме, может передать сердце следующему, и т. д. Помните, что говорить надо тихо, чтобы не испугать наших маленьких друзей.
Карточки находятся у учителя. Учитель зачитывает фразу, дети высказываются.
Варианты карточек
+ В нашем классе мне нравится то, что ...
+ Мне не нравится в нашем классе то, что ...
+ Иногда мне бывает обидно ...
+ Что я чувствую, когда надо мной смеются?..
+ Если бы я был директором школы ...
+ Иногда учителя бывают ко мне несправедливы ...
+ Из жизни нашего класса мне особенно запомнилось ...
+ Мне хотелось бы, чтобы дети в нашем классе ...
+ Умеют ли ребята в нашем классе дружить?..
+ Хочется ли мне на каникулах поскорее вернуться в школу?..
+ Если бы у меня была волшебная палочка, чтобы я сделал для своего класса?..
+ Что я расскажу своим будущим детям о своих одноклассниках?..
+ Что я обычно чувствую, когда отвечаю у доски?..
+ Мой любимый школьный предмет ... , потому ЧТО ...
+ Мой нелюбимый школьный предмет ... , потому что...
+ Если мне предложат учиться в параллельном классе или перейти в другую школу...
Подведение итогов
Учитель. Спасибо. Надеюсь, что вам, как и мне, а также и нашим маленьким друзьям: Мыхе и Тявке — было интересно и поучительно послушать ваши высказывания.
Вам еще долго предстоит учиться вместе в одном классе, и мне хочется, чтобы всех вас связывали теплые дружеские чувства. А если будут появляться конфликты, проблемы, то мы будем своевременно разрешать их в такой же спокойной обстановке и делать выводы на будущее.
Пришло время попрощаться с гостями.
Учитель передает игрушки детям, которые шепотом прощаются с ними, снова приглашают в гости.