Конспект занятия по начальному моделированию. Тема: Понятие о разметке. Изготовление силуэтной модели автобуса.


КОНСПЕКТ открытого занятия
по дополнительной образовательной программе
«Начальное моделирование»
(Школа творческого развития «Радуга»)
Тема: Понятие о разметке. Изготовление силуэтной модели автобуса.
Дата проведения: 02.10. 2014 г. , 11.00- 12.00
Место проведения: ДДЮТ, кабинет «Детское конструкторское бюро»
Возраст обучающихся: 7-8 лет
Форма занятия: практическое занятие с элементами теории
Тип занятия: закрепление пройденного материала и выполнение практической работы
Использованные методы:
- словесные (рассказ, объяснение);
- наглядные (показ образца);
- практические (применение шаблона и линейки-трафарета, художественное оформление);
- контроля и элементы самоконтроля в процессе изготовления модели автобуса.
Цель: изготовление и художественное оформление силуэтной модели автобуса.
Задачи:
- обучающие:
- Обучать приёмам художественного конструирования: навыки разметки и правила работы по шаблону;
- развивающие:
- Продолжать развивать навыки работы с бумагой (картоном);
- Развивать мелкую моторику рук;
- воспитательные:
- воспитывать усидчивость во время работы, трудолюбие;
- уважительное отношение к труду, аккуратность.
Оформление:
- модели образцов автобуса прикреплённые к доске
Оборудование:
- картонные шаблоны автобуса и окошек;
- белый лист бумаги;
- ножницы;
- линейка – трафарет для колес;
- простые карандаши;
- цветные карандаши;
- фломастеры.
Ход занятия:
I. Организационный момент. (2 мин.)
Приветствие. Организационные вопросы. Объявление темы занятия.
II. Основная часть занятия. (40 мин.)
- Ребята сегодня на занятии, мы продолжаем работу с шаблонами. Кто помнит, что такое шаблон? (Ответы детей).
- Вы уже делали силуэтную модель «Газели», а сегодня будем делать силуэтную модель городского транспорта - автобус.
- Нет, наверное, такого человека в наше время, который не ездил бы на автобусе. Как приятно, сидя в удобном кресле, мчаться по гладкому асфальту и наблюдать из окна, как мелькают дома, деревья, прохожие на улицах. Люди так привыкли к автобусам, что не представляют своей жизни без них. Многоместные автобусы предназначены для перевозки большого количества людей, и конструкция их постоянно совершенствуется.
- А какие автобусы вы видели на улицах нашего города? Для чего они предназначены? (ответы детей).
А как вы думаете, они все одинакового цвета? (ответы детей). Правильно, автобусы бывают разных цветов: зелёные, оранжевые, синие и жёлтые. - Обратите внимание, из каких деталей состоит автобус (показ образца) - корпус, окна, фары, колёса с дисками. Корпус автобуса и окна мы будем чертить по шаблонам, которые лежат у вас на столах. Сами колёса будем чертить с помощью линейки – трафарета большего диаметра, а диски - меньшего. Напоминаю, что шины у нас черного цвета, а диски могут быть любого цвета. (Показ образца).
- Постарайтесь выполнить работу точно, аккуратно. Если что-то будет не понятно, поднимите руку, я подойду.
- Напоминаю, на партах подготовлен весь материал для работы: шаблоны автобусов, шаблоны окошек, простой карандаш, линейка – трафарет, цветные карандаши и фломастеры.
Повторение техники безопасности.
- Работу начинаем только с разрешения педагога, ножницами пользуемся осторожно, открытыми они не должны лежать на столе; раскрашиваем аккуратно.
- Ребята вам всё понятно? Есть вопросы? Не забудьте в конце занятия убрать свое рабочее место. Если нет вопросов, то приступаем к работе.
Выполнение работы. (Педагог помогает детям).
Физкультминутка «Наша поездка».
На лошади ехали (имитация езды на лошади)
До угла доехали,
Сели на машину (наклоны в стороны)
Налили бензина (имитация поворота руля)
До реки доехали.
Т-р-р. Стоп. Разворот. - Остановка, поворот на 360гр.
III. Заключительная часть. Подведение итогов. (3мин.)
- Молодцы, ребята! Все очень постарались. Вам понравились ваши модели? Если понравились, посигнальте как машины. А по какому маршруту передвигается ваш автобус? Какой он имеет номер? У вас получились замечательные силуэтные автобусы. Ими можно будет поиграть и пополнить свой домашний автопарк.
- На этом наше занятие подошло к концу, до свидания.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Конспект открытого занятия
по дополнительной общеобразовательной программе «Начальное моделирование»
в рамках школы творческого развития «Радуга»
Вид программы: модифицированный
Уровень реализации: начальное общее образование
1 год обучения
Тема: «Понятие о разметке. Изготовление силуэтной модели автобуса»
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ДДЮТ»
Рабченюк Светлана Владимировна
г. Новомосковск
2014
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Самоанализ открытого занятия
по дополнительной общеобразовательной программе «Начальное моделирование»
в рамках школы творческого развития «Радуга»
Вид программы: модифицированный
Уровень реализации: начальное общее образование
1 год обучения
Тема: «Понятие о разметке. Изготовление силуэтной модели автобуса»
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «ДДЮТ»
Рабченюк Светлана Владимировна
г. Новомосковск
2014
Учебное занятие проходило в рамках модифицированной общеобразовательной программы школы творческого развития «Радуга» по начальному моделированию. Это занятие входит в раздел программы 1 года обучения «Понятие о материалах и инструментах». Данное занятие пятое в этом разделе, отражает теорию работы с бумагой и картоном, способствует выработке правил работы с шаблонами и способами перевода выкроек и чертежей.
Форма занятия: практическое занятие с элементами теории
Тип занятия – закрепление пройденного материала и выполнение практической работы
Тема занятия: «Понятие о разметке. Изготовление силуэтной модели автобуса»
Занятие проводилось с группой детей младшего школьного возраста. Всего в группе -12 мальчиков, на занятии присутствовали все дети. По результатам проведенных первых занятий группу можно разделить на «слабых» (50%) и «сильных» (50%). С учетом возрастных особенностей детей данного возраста и начала школьной жизни (импульсивность, стремление к новым ощущениям, трудности в произвольной регуляции поведения, склонность к конкретно-образному мышлению) активность детей на занятии была немного завышена.
В этом возрасте необходимо осуществлять целенаправленную работу по организации процесса изготовления простых моделей, в том числе и силуэтных. Благодаря этому в дальнейшем возникает мотивация изготовления более сложных моделей.
Триединая дидактическая цель занятия: изготовление и художественное оформление силуэтной модели автобуса.
Задачи:
- обучающие:
- Обучать приёмам художественного конструирования: навыки разметки и правила работы по шаблону;
- развивающие:
- Продолжать развивать навыки работы с бумагой (картоном);
- Развивать мелкую моторику рук;
- воспитательные:
- воспитывать усидчивость во время работы, трудолюбие;
- уважительное отношение к труду, аккуратность.
Содержание занятия строилось на принципах:
- научности: дана справка о разновидностях автобусов, изложен алгоритм действий при изготовлении автобуса, способствующий выработке логики мышления, умению концентрировать внимание, усидчивости.
- доступности: соответствие дидактических материалов содержанию занятия,
- наглядности: показ образцов автобусов;
- педагогического сотрудничества: отношения строятся по принципу: «педагог – обучающийся».
Структура занятия выдержана. Основной формой организации деятельности обучающихся на занятии была практическая индивидуальная работа детей.
Были использованы методы:
- словесные (рассказ, объяснение);
- наглядные (показ образца);
- практические (применение шаблона и линейки-трафарета, художественное оформление);
- контроля и элементы самоконтроля в процессе изготовления модели автобуса.
Занятие было построено на личностно-ориентированном подходе, выражалось в помощи детям, затрудняющимся при изготовлении модели. Обучающиеся смогли проявить свои личностные качества: усидчивость во время работы, трудолюбие, аккуратность. В изготовлении модели они смогли выразить собственное мнение, оценить свои действия.
Распределение времени частей занятия было рациональным (теоретическая часть, физкультминутка, практическая часть и подведение итогов). Все дети успели выполнить практическую работу. Все этапы работы были логически связаны.
На занятии были использованы иллюстрации (на доске), наглядные пособия (разновидности автобусов), раздаточные материалы: шаблоны автобуса, шаблоны окон, линейка трафаретов для колес и дисков.
На занятии были использованы элементы технологии здоровьесбережения. Они были отражены во время проведения динамической паузы (физкультминутки), которая соответствует содержанию занятия и возрасту обучающихся.
Прием индивидуальной работы был использован в целях усвоения работы с шаблонами, формирования умения планировать и анализировать свои действия, способности к взаимодействию.
Организационный момент занятия способствовал мобилизации внимания и созданию благоприятной атмосферы для дальнейшей деятельности.
В основной части занятия дети проявили активность и самостоятельность. Этому способствовало использование поискового приема при определении места положения колес и окон автобуса.
Связь данного занятия с жизнью в необходимости данных знаний по правилам разметки шаблонов на листе бумаги в дальнейшей работе со сложными моделями.
Итогом занятия является рефлексия результатов деятельности обучающихся, которая достигнута за счет индивидуальной работы. Результативность занятия – замечательно выполненные автобусы. Все дети справились с заданием, значит они усвоили знания, умения и навыки по данной теме программы. Цель занятия, поставленные задачи выполнены.
В перспективе на занятиях обращать больше внимания на поведение детей во время работы.