Разработка воспитательного плана для 5 класса по ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чувашско-Бродская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района
«Согласовано»
Зам.директора по ВР
_______/Гатина Ф.Ф.
«____»______2016г «Утверждаю»
Директор школы
_______/ Зайдуллина Ф.М.
«___» _______ 2016г.
Воспитательный план 5 класса
МБОУ «Чувашско-Бродской СОШ»
Алькеевского МР РТ
На 2016-2017 уч.год, 1 год обучения
Классный руководитель: Сингатуллина Рамзия Салимовна.
2016 год
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 5 классе обучается всего 2 учащихся. Из них 1 мальчик (Барабанов Максим-2004г.р.) и 1 девочка (Газизова Эндже-2005 г.р.)
Из многодетных семей и опекунов-1(Барабанов Максим), Живет с отчимом-1(Газизова Эндже)
Адаптация в 5 классе, по наблюдениям учителей прошла хорошо.
Первые недели обучения в школе выявили у детей достаточно хороший уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Барабанова Максима.
Максим и Эндже пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Несмотря на любознательность и познавательность, темп и качество работы низкие.
Практически во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. В классе есть ребенок из многодетной семьи (опекун)- Барабанов Максим. Он очень смышленый. К нему нужно иметь особый подход. Класс очень дружный, спокойный.
Цель и задачи воспитательной работы
на 2016 – 2017 учебный год
Цель: Воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, обладающего общечеловеческими и национальными ценностями.
Задачи:
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формирование нравственного смысла учения;
формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
формирование основ российской гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
В области формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Воспитательные модули:
«Я и ОТЕЧЕСТВО».
Задачи:
воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, обеспечение связи с предыдущим поколением;
воспитание любви к своей малой родине, уважение к ее истории и традициям;
развитие потребности к изучению истории Родины и своего народа.
«Я и СЕМЬЯ».
Задачи:
развитие и воспитание культуры семейных отношений;
познание истории своей родословной;
формирование уважительного отношения к членам семьи;
приобретение навыков семейной дипломатии.
«Я и ПРИРОДА»
Задачи:
воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе своего края;
воспитание экологической культуры.
«Я и ЗДОРОВЬЕ»
Задачи:
формирование у учащихся культуры сохранения собственного здоровья;
формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха;
воспитание устойчивого отрицательного отношения к вредным привычкам.
«Я и КУЛЬТУРА»
Задачи:
выявление и развитие у обучающихся творческих способностей;
приобщение школьников к духовным ценностям;
формирование у школьников норм культурной жизни.
Работа с родителями
Цель:
Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ребенка как личности.
Задачи:
- вести совместную деятельность администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
-актив но вести работу с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно- воспитательном процессе;
-осуществлять психолого - педагогическое просвещение родителей;
Направления работы с родителями Сроки Задачи Формы работы Название мероприятия
Диагностика сентябрь 1.Провести социологический опрос родителей.
2. Провести диагностику мотивации к учению Торжественное собрание
Анкетирование Родительское собрание
«Первый раз – в пятый класс»
октябрь 1.Выяснить трудности родителей при воспитании детей в период адаптации в школе.
2. Предложить практические советы организации общения с учащимися. Круглый стол
Родительское собрание по итогам I четверти «Трудности адаптации пятиклассников к школе»
декабрь 1.Обратить внимание родителей на важность общения с детьми в кругу семьи.
2.Определить методы воспитания в семье. Работа в группах
Подготовка памяток
Родительское собрание
по итогам I полугодия
«Родительская любовь и её виды»
март 1.Ознакомить родителей с такими понятиями как «аффект», «стресс».
2. Формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребёнка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности.
Круглый стол
Анкетирование
Родительское собрание по итогам III четверти «Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка»
май 1. Провести мониторинг удовлетворенности обучением детей. Устный журнал
Анкетирование родителей
Родительское собрание по итогам года: «Перелистывая страницы»
Психолого- педагогическое просвещение октябрь Адаптация ребенка в школе. Возрастные психологические особенности младших школьников. Подведение итогов 1 четверти
Лекторий
Практикум для родителей 5 класса «Формирование УУД. Организация внеурочной деятельности»
май Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности.
Организация летнего отдыха учащихся. Круглый стол
Родительское собрание по итогам года. Выполнение ООП НОО
Вовлечение родителей в учебно -воспитательный процесс сентябрь 1. Организовать совместную работу родителей и детей Торжественная линейка
Помощь в подготовке выставки поделок Праздник
«С днем учителя!»
ноябрь 1. Организовать совместный праздник родителей и детей, с целью воспитания доброжелательного, бережного отношения между матерью и ребенком.
2. Сплотить родительский
коллектив класса. Праздник «День Матери» Приглашение родителей на мероприятия, посвященные Дню матери
День здоровья
декабрь Включение родителей в деятельность по проведению новогоднего праздника, зимних каникул. праздник Новогодний карнавал
февраль 1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у детей.
1. Организовать совместный праздник родителей и детей, с целью воспитания умения радоваться за свои и чужие успехи.
3. Приглашение родителей на открытые уроки и классные часы. Классный час Военно-патриотическая неделя. Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!». Весёлые старты.
Март 1. Организовать совместную работу родителей и детей Конкурсы творческих дел Конкурс «Мамы и дочки»
Апрель Организовать совместную работу родителей и детей Ярмарка-выставка художественно-прикладного творчества семей.
Май 1. Вовлекать родителей в воспитание патриотических чувств у детей,
уважения подвига защитников Отечества в ВОВ.
3. Привлекать родителей активному отдыху совместно с детьми.
4. Прививать понимание о пользе ЗОЖ. Открытое общешкольное мероприятие
Митинг у монумента павшим в ВОВ
Спортивный конкурс Праздничная программа, посвященный Дню Победы.
Декада «Я за здоровый образ жизни»
Спортивный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»
В течение года 1.Организовать совместную работу с родителями с целью помощи ребенку.
2. Предложить практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка.
Индивидуальная беседа Профилактическая работа с детьми и их семьями
В течение года 1.Обратить внимание на важность соблюдения режима дня и выполнения домашнего задания.
1.Посещение семей учащихся с целью проверки режима дня и выполнения домашнего задания.
Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом Сентябрь Планирование работы на год Выборы родительского комитета и Совета школы Общешкольное родительское собрание
Октябрь Об организации УВП в 2016 – 2017учебном году Заседание Совета школы
Декабрь Подведение итогов работы Совета школы за 2016 год; Утверждение плана работы на 2016-2017 год; Заседание Совета школы
Январь Координация родительского комитета в самоуправлении школы; помощь в учебно-воспитательной работе. Заседание Совета школы
Март О соблюдении санитарно – гигиенического режима и ТБ; Питание школьников; реализация комплексно – целевых программ Заседание Совета школы
Апрель Выявление причин неуспеваемости, определение совместных мер по коррекции успеваемости Обследование домашних условий учащихся.
Май Итоги успеваемости и посещаемости за год, уровень сформированности учебной деятельности.
Организация летнего отдыха учащихся.
О ремонте и подготовке школы к новому учебному году.
Родительское собрание по итогам года.
Годовой план - сетка работы с классом на 2016 – 2017 уч.годМесяц сентябрь -осенний
«Спорт – здоровье, красота».
Направление работы Название мероприятия Время проведения Ответственный
«Я и ОТЕЧЕСТВО» Праздник 1 сентября- день знаний.
Месячник «Экстремизму-нет!»
Классный час «День памяти М.Джалиля»
5) «Каков я в школе» - правила поведения в школе, в классе.
1 сентября
В течение месяца
06.09
02.09
ЗДВР
Кл.рук.
«Я и СЕМЬЯ»
1) Кл.час «Анкетирование учащихся на тему «Взаимоотношения между мной и родителями» »
2) Родительские собрания
(Анализ работы классного родительского комитета и задачи на новый год)
3) Рейд в семьи учащихся
09.09
В течение месяца
Постоянно
Кл.рук.
ЗДВР
«Я и ПРИРОДА»
Экскурсии
Урок чистоты
Акция «Зелёная планета»
День посадки леса В течение года
В середине месяца
Вторая неделя
В течении месяца
Учит.биологии- Сагирова Н.В.
«Я и ЗДОРОВЬЕ»
Осенний кросс-2016
Последняя неделя
Кл.рук и учителя физ-ры«Я и КУЛЬТУРА»
Трудовой десант – помощь пожилым
Подготовка концерта ко Дню пожилых и Дню учителя
3) Классный час «Мой внешний вид»
4) Праздник «Осенний бал» В течение месяца
3-4неделя
13.09
23.09 Кл.рук, учитель музыки, ЗДВР
Самоуправление в школе 1)Выборы органов ученического самоуправления в классе
2) Организация дежурства в классе
3) Оформление классного уголка
13.09
08.09
Кл.рук.
Профилактическая работа Составление социальных паспортов на семьи;
Конкурс антинаркотической рекламы
Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий; Первая неделя
20-25.09
Постоянно Кл.рук., ЗДВР
Месяц октябрь – олимпиадный.
Направление работы Название мероприятия Время проведения Ответственный
«Я и ОТЕЧЕСТВО» классный час «Россия – Родина моя»
По графику Кл.рук«Я и СЕМЬЯ»
1)Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями по вопросам обучения и воспитания (по мере необходимости).
2. Родительское собрание по итогам I четверти «Трудности адаптации пятиклассников к школе»
В течение месяца
В конце месяца Кл.рук«Я и ПРИРОДА»
1) Очистка святого ключа
Первая неделя Уч.биологии Сагирова Н.В.
«Я и ЗДОРОВЬЕ»
1) Урок Здоровья «Мы и здоровое питание»
2) Классный час «Вредные привычки»
3) Урок «Безопасность на дороге»
Классный час «Дорожные знаки»
4) Президентские спортивные игры
Первая неделя
10.10.
30.10
23.10 Кл.рук«Я и КУЛЬТУРА»
1) Классные часы о КУЛЬТУРЕ поведения в общественных местах (школа, театр, кино, музеи, экскурсии)
2) Школьный тур олимпиад
Урок-экскурсия в школьный музей
Классный час «Как делают книгу»
Викторина – презентация в школьной библиотеке «Наши помощники – энциклопедии, справки» Третья неделя
В течение месяца
Вторая неделя месяца
В конце месяца Кл рук
ЗДВР
Самоуправление в школе
и в классе 1) Линейка «Итоги 1 четверти»
3) Организация и проведение Дня пожилых и дня учителя. 29.10
В начале месяца Месяц ноябрь
«Через тернии к знаниям».
Направление работы
Название мероприятия Время проведения Ответственный
«Я и ОТЕЧЕСТВО» День народного единства
Конкурс «Символ Флорика»
(рисунки, поделки)
Русский медвежонок
Классные часы «Мой любимый город»
Классные часы на антикоррупционную тему:
«Зачем нужна дисциплина?» 3 ноября
19 ноября
20.10
в течение месяца
Кл.рук, учителя
«Я и СЕМЬЯ»
1)Проведение индивидуальных консультаций с родителями В течение месяца Кл .рук
«Я и ПРИРОДА»
Акция «Кормушка для птиц» В течение месяца Кл.рук«Я и ЗДОРОВЬЕ»
ПДД Беседа о правилах поведения на дороге и на водоемах в зимнее время «Осторожно гололёд!!!» В течение месяца
Кл. рук
«Я и КУЛЬТУРА»
1) Выставка рисунков к Дню матери
2) Праздник «день Мам»
3) Районный тур олимпиад Третья неделя
Третья неделя
По графику
Кл.рук, учителя
Самоуправление в школе Рейд «Мой внешний вид»
Занятость учащихся на перемене. Месяц декабрь – новогодний «Новый год – всем успех в учёбе и в делах»
Направление работы Название мероприятия Время проведения Ответственный
«Я и ОТЕЧЕСТВО» Кл.час: Презентация для 5-11классов «История коррупции в России» 9.12 -Международный день борьбы с коррупцией Кл.рук«Я и СЕМЬЯ»
1) Кл. час « Мой класс - моя семья»
2) Посещение семей
3) Родительские собрания по итогам первого полугодия и второй четверти
3) Заседания классных родительских комитетов по подготовке и проведению новогодних праздников По графику
Последняя неделя Кл.рук, ЗДВР
«Я и ПРИРОДА» Операция «Кормушка» В течение месяца Кл.рук«Я и ЗДОРОВЬЕ»
Беседа «Наркотикам-нет!», «СПИД-угроза обществу» В течение месяца ЗДВР уч.физ-ры«Я и КУЛЬТУРА»
1) Новогодний калейдоскоп
2) Конкурс новогодних открыток
3) Конкурс новогодних игрушек
4) Новогодняя мозаика ЗДВР
Уч.технологииУч.ИЗОСамоуправление в школе
1) Линейка «Итоги 2-й четверти
2)Предновогоднее оформление школы и школьного двора
3)Профилактическая работа по пожаробезопасности в период проведения новогодних елок.
Январь - турнирный «Чем больше знаешь, тем интереснее жить».
Направление работы Название мероприятия Время проведения «Я и ОТЕЧЕСТВО» 1) Классные часы «Блокада Ленинграда»
«125 блокадных грамм с землёй и кровью пополам»
2) Конкурс стихов о родине, войне, мире 29.01
В течение месяца Кл.рук,ЗДВР«Я и СЕМЬЯ»
Индивидуальные консультации с родителями
Рейды родительского патруля в течение зимних каникул
Классные собрания по результатам рейдов.
Подготовка лыжни к урокам физической культуры
В течение месяца
Первая неделя
26.01-29.01 Кл.рукУч.физкультуры«Я и ПРИРОДА»
Акция «Кормушка»
Дискуссия по экологическим проблемам на кружке «Экологическая тропа» В течение месяца Кл.рук, уч.биологии«Я и КУЛЬТУРА»
Республиканский тур олимпиад
Конкурс рисунков «Зимние узоры»
По графику
В зимние каникулы
Кл.рук, уч.ИЗО«Я и ЗДОРОВЬЕ»
1) Дни здоровья во время каникул
2) Зимние игры
3) Лыжня-2016 В течение месяца Уч.физкультуры, кл.рукСамоуправление в школе
Беседа
«Мое поручение в классе» В течение месяца Кл.рук Февраль – патриотический « Мы - дети послевоенного времени»
Направление работы Название мероприятия Время проведения «Я и ОТЕЧЕСТВО» 1)Беседы в классах, посвященные Дню защитников Отечества.
2) Классный вечер к 23 февраля « Богатырские потешки»
3) Конкурс рисунков «Славься, Отечество»
4) проект «71 лет окончания войны»
19 февраля
Третья неделя «Я и СЕМЬЯ»
1) Родительское собрание
«Здоровье ваших детей в ваших руках»
2) Классный час «Профессии моих родителей» В течение месяца
По графику Кл.рук«Я и ПРИРОДА»
Конкурс проектов на экологическую тему
В течение месяца
Кл.рук, уч.ИЗО«Я и ЗДОРОВЬЕ» 1) Конкур «А, ну-ка парни!»
2) Веселые старты
3) Лыжня-2016
Середина фмесяцаУч. физ-ры, ОБЖ
«Я и КУЛЬТУРА» 1)Мы- молодое поколение ( портфолио учащихся)
2) Концерт к 23 февраля
3) Конкурс инсценированной военно-патриотической песни
4) Конкурс чтецов «Живая классика» В течение месяца
Конец месяца Кл.рукМесяц март - женский «Нет милее дружка, чем родная матушка»
Направление работы Название мероприятия Время проведения «Я и ОТЕЧЕСТВО» 1)Акция « Доброта» ( помощь вдовам ветеранов ВОВ)
2)Экскурсии в музей» Путешествие по страницам ВОВ»
3) Эхо военного времени (презентации, мини-проекты)
4) Классные часы:
“Труженики тыла” (классный час о детях, помогавших ковать Победу в тылу)
“Юные герои Великой Отечественной войны” (классный час о пионерах героях) В течение месяца
«Я и СЕМЬЯ»
8 марта- международный женский день (поздравление матерей)
Индивидуальная работа с родителями слабоуспевающих детей.
Родительское собрание по итогам III четверти «Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка»
7.03
16.03
В течение месяца
«Я и ПРИРОДА»
Участие в конкурсе социальных проектов на экологическую тему и социальная реклама «Я говорю «СТОП» В течение месяца
«Я и ЗДОРОВЬЕ» Подготовка и участие в игре «Зарница»
«А, ну –ка девочки»
02.03 – 20.03 Уч.физ-ры«Я и КУЛЬТУРА»
1. Праздничный концерт для мам, посвященный 8 марта.
2. Изготовление открыток для мам
3. праздник «Нәүрүз»
08.03
23.03-27.03 Кл.рук, ЗДВР
Месяц апрель – космический «Нам жизнь дана на добрые дела».
Направление работы Название мероприятия Время проведения «Я и ОТЕЧЕСТВО»
1. Беседа «Покорители КОСМОСА» ко Дню космонавтики
В течение месяца
Кл.рук«Я и ПРИРОДА»
Конкурс рисунков «Весенняя капель» Первая неделя месяца Уч.ИЗО«Я и ЗДОРОВЬЕ» 1) Весенняя спартакиада В течение месяца Уч.физ-ры«Я и КУЛЬТУРА»
1)Познавательный час - общения «Всемирный день космонавтики»
2) Конкурс рисунков “Мы и космос”
3) Кл.час “80 часов с Гагарином” Вторая неделя месяца
10 апреля
1 апреля ОДК,кл.рук“Я и ЭКОЛОГИЯ” День экологических знаний
Акция “посади дерево”
Международный день Земли
Урок чистоты
В течение месяца Кл.рук, ОДК, ЗДВР
МАЙ Патриотический « Дети мира - детям войны»
Направление работы Название мероприятия Время проведения Ответственные
«Я и ОТЕЧЕСТВО» 1 ) Кл.час о ВОВ
2) Акция «Подарок ветерану»
3) День пионерии
Начало месяца
8 мая
19мая Кл.рук, ЗДВР,ОДК
«Я и СЕМЬЯ» 1) Классные родительские собрания, посвященные окончанию года « Организация летнего отдыха детей»
2) Экопоходы с родителями В течение месяца
Кл.рук«Я и ПРИРОДА»
«Марш парков» В теч.месяцаУч.биологии«Я и ЗДОРОВЬЕ» 1) Майская эстафета
До 15 мая Кл.рук«Я и КУЛЬТУРА» 1)Концерт к Дню Победы.
2) Последний звонок
3) Созвездие-2016 8 мая
25 мая
25 мая Кл.рук, ОДК
Тематика классных часов
Гражданско-патриотическое воспитание
1.«Люди мира, на минуту встаньте!»
2. «У войны — не женское лицо».
3. «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?»
4. «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер
5. Мы составляем наш автопортрет. (Анкетирование)
6. "История нашего села".
7. «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане)
8. "Я ребенок – я гражданин".
9. "Символы государства"
Нравственное воспитание
1. «По каким правилам мы живѐм? Уроки нравственности».составление нравственного кодекса.
2 . «Человек – сам себе враг?»
3 «Наш класс. Законы жизни».
4. День пожилых и День учителя.
5. «Отношение к школе и еѐ имуществу».
6. «Праздник мам»
7. «Семейная летопись».
8. «Он первый. День космонавтики».
Экологическое воспитание
1.«Как растения показывают погоду и
время».
2. «Берегите эти земли, эти воды».
3. «Природа нашего села»
4. «Охрана и использование животного
мира». Красная книга
6. «Мир вокруг нас».
7. «Загадки осени».
8. «Моѐ место в природе».
Физическое воспитание
1. «Здоровье – бесценное богатство».
2. «О вкусной и здоровой пище».
3. «В здоровом теле…». с презентацией
4. «Папа, мама, я – спортивная семья».
5. «Правила дорожные знать каждому положено».
6. Соблюдение правил техники безопасности.
7. «Урок здоровья».
Трудовое воспитание
1. «Мой дом – наведу порядок в нѐм»
2. «Без труда ничего не даѐтся»
3. «Мои обязанности в семье»
4. «Мамина помощница»
6. «О лени и лентяях»
Эстетическое воспитание
1. «Музыка и мы» беседа
2. «Красота внешнего облика. Мои жесты»
3. «Юные дарования».
4. «Культура чаепития».
5. «Голубые цветы Гжели»
6. Путешествие в страну "Чистых слов"
7. «Лотерея вежливости».
8. «Мы ищем Золушку».
9. "Культура поведения в школе и школьный этикет"
Тематика родительских собраний
№ Примерная тематика родительских собраний Класс
1 Давайте познакомимся" Собрание с элементами тренинга и анкетирования. 5
2 Адаптация учащихся к новым условиям обучения. 5
3 Воспитательная система класса. Деловая игра. 5
4 Здоровый образ жизни - основа успешной жизнедеятельности. 5
5 «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». 5
6 «Как уберечь детей от вредных привычек». Акция: «Уроки для детей и их родителей». 5
7 «Поощрение и наказание в воспитании детей». 5
8 «Роль семьи в воспитании моральных качеств личности». 5
9 «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии». 5
10 «Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка». 5
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ТРЕБУЮЩИМИ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
ФИО учащегося Содержание работы Ответственный
Барабанов Максим Посещение семей на дому Кл.рук, род.комитетГазизова ЭнджеИндивидуальные беседы с учащимся Кл.рук, учителя-предметники, ЗВР
Вовлечение детей в работу кружков, секций и др. Учителя-предметники, кл.рукПриглашение родителей на уроки с целью наблюдения за работой их детей Кл.рук, учителя-предметники
Роль классного руководителя в работе с одаренными детьми
Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от
усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных.
К. Юнг.
Как мы уже знаем, одаренные дети – это необычные дети. Для успешного развития таких детей необходимо выполнять ряд условий, поэтому наша школа, являясь ресурсным центром по работе с одаренными детьми, ставит цель: Организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на развитие детей, одаренных в области естественнонаучных дисциплин, информатики и информационно- коммуникативных технологий,
Для достижения поставленной цели необходимо объединение усилий не только администрации школы, учителей-предметников, учащихся, но и родителей одаренных детей. И конечно, не последнюю роль здесь играет классный руководитель. Какова же роль классного руководителя в работе с одаренными детьми? Это создание благоприятного психологического климата для выявления и развития детской одаренности, психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. При этом необходимо соблюдение основных принципов педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности)
принцип помощи, наставничества
принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся)
Одаренный человек – это, с биологической точки зрения, отклонение от усредненной нормы. Отклонение прекрасное – лучшее из всех возможных. В силу того, что одаренность – это отклонение, непохожесть, она вызывает негативное отношение в обществе, в частности, в школе. Школьные трудности обычных одаренных детей, имеющих вполне благоприятное личностное развитие неизбежны. Для того, чтобы убедиться в этом утверждении я провела опыт, который в свое время предложил знаменитый американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности. Личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников:
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, на лету схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда подчиняющийся большинству или
официальному руководству.
Одаренному ребёнку легко или скучно на уроке в то время, когда весь класс напряженно работает. Такой школьник или начинает заниматься своими, посторонними делами, или отключается, «витает в облаках», или чаще вмешивается в учебный процесс — первый тянет руку, отвечает не то, что он должен был услышать за короткое время, а вообще все, что знает по этой и смежной с ней проблемам. Еще хуже, если он начинает задавать преподавателю вопросы. Вопросы всегда сложные, далеко уводящие от плана урока. Подобные ситуации могут привести к серьезному конфликту, поскольку преподаватель подозревает ученика в желании «поймать» его на незнании или ошибке и подорвать авторитет. Иногда, вызывая родителей одаренного ребенка в школу, его обвиняют в «культурном хулиганстве»: своими вопросами он мешает вести урок.
Неумение принимать чужую точку зрения, стремление самому закончить мысль собеседника, прерывание говорящего и исправление ошибок, неспособность идти на компромисс, желание командовать…все это отталкивает от одаренного ребенка сверстников. И это вторая проблема, проблема в общении со сверстниками.
Одноклассники считают его выскочкой, умником, всезнайкой, который хочет выделиться на их фоне. Одаренные дети и сами не лучшим образом общаются со сверстниками (да и со взрослыми тоже). Если кто-то задел одаренного ребенка, он своеобразно защищается: острый ум и наблюдательность позволяют тонко подметить и высмеять дурные или просто нелепые черты обидчика.
Все эти неудобные для окружающих особенности — проявление одной общей закономерности. Американские психологи формулируют ее так: развитие познавательных способностей одаренных детей опережает их понимание законов общения.
Проанализировав проведение нескольких одаренных детей из моего класса, проведя ряд анкет, я четко выделила их основные проблемы — неумение общаться со сверстниками на доступном, привычном для них уровне, трудности обучения в классе, непонимание идей и увлечений одаренного школьника, как детьми, так и взрослыми.
Современными родителями их одаренные чада тоже воспринимаются как инопланетяне. Они обеспокоены поведением, рассуждениями ребенка, им непонятны их внутренний мир, увлечения, интересы. И это еще одна проблема, проблема в общении с родителями.
Конечно, в разрешении этих проблем ребенку должен кто-то помочь. И это в первую очередь – классный руководитель.
Психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу - классному руководителю для работы с одаренными детьми:
чуткость - чувствительность к переживаниям и потребностям ребенка;
способность к индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;
интеллект выше среднего;
настойчивость и целеустремленность;
творческое начало;
профессиональная и эмоциональная зрелость;
эмоциональная стабильность;
широкий круг интересов и умений;
чувство юмора;
При организации работы с такими детьми классный руководитель должен четко спланировать свою работу, в которой отразить диагностику одаренности и наметить задачи, этапы и формы работы с одаренными учащимися. При построении воспитательного процесса стоит учитывать два вида мотивации:
Социальную: поднять авторитет ребенка среди сверстников ( похвалить за усердие в работе, сделать запись в дневнике за хорошую работу и положительное отношение к ней.)
Содержательную: применение знаний и умений детей в нестандартных и творческих ситуациях (при подготовке к творческому делу, во время его проведения)
Примерные задачи классного руководителя в работе с одаренными детьми:
Создать условия для успешной диагностики и развития одаренных детей
Способствовать раскрытию личностного потенциала одаренныхПросветить родителей в вопросах воспитания одаренных детей и развития их потенциальных возможностей.
Этапы работы классного руководителя с одаренными детьми:
Выявление одаренных детей (диагностика одаренности)
2. Поддержка (создание условий через взаимодействие с учителями предметниками, родителями)
3. Развитие одаренности (особенно творческой)
Развитие одаренности школьников возможно
при реализации следующих условий:
1)своевременная диагностика возможностей
2) адекватное содержание воспитания
3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологии
4) побудительная деятельность учителя
Формы работы классного руководителя:
Классные часы.
Классные часы - самопрезентации – это особый вид занятий, так как любой ученик имеет возможность рассказать о себе, и не просто рассказать, а поделиться своими интересами, удивительными открытиями. Это стало той формой занятия, на котором дети не только ощущают свою значимость, но и учатся принимать мир другого человека. Гостями и участниками этих занятий становятся учителя, родители, старшеклассники. Темы таких классных часов: «Я и моя семья», «Я и спорт», «Мои открытия», «Долгожитель» семьи (книга, игрушка),День рождения в семье, Известные люди семьи - позволяют поделиться конкретным опытом, а также предполагают создание прозаических размышлений и стихов о себе, о своей семье, о семейных реликвиях.
Также можно проводить «Уроки вежливости», «Уроки толерантности», «Уроки этикета». Когда одаренный ребенок, имеющий определенные сложности в общении, готовит материал, он обязательно что-то примет к сведению, оставит для себя.
Портфолио учащихся
«Папки творческого самовыражения», в них накапливаются материалы о достижениях учащихся, которые в конечном итоге позволяют увидеть развитие каждого ребенка в динамике.
Карты личностного роста.
КТД (совместно с родителями)
Праздники семьи
Семейные увлечения.
«Четыре способа обрадовать маму».
Песни (сказки) моей бабушки.
Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.
Создание и реализация проектов.
Талисман семьи. Гороскоп семьи
Семейная книга рекордов.
Географическая карта моей родословной.
Я горжусь своим дедом!
Я и моя школа.
Творческие мастерские
«Составление правил для решения наших проблем»
«Учимся на собственных ошибках»
Это лишь некоторые примеры форм работы с одаренными детьми.
Работу с родителями по данному направлению следует организовать особым образом. Родителям одаренных детей тоже необходимо психолого-педагогическое сопровождение, которое может осуществляться через разные формы. Это могут быть проигрывание педагогических ситуаций, собрания вместе с детьми, тематические собрания – консультации, собрание – мастерская и др. Цель такой работы: просвещение родителей в вопросах детской одаренности. Ведь именно родители должны помочь ребенку освоить приемы грамотного взаимодействия с другими людьми, познать дух сотрудничества и коллективизма, потому что именно благодаря общению со взрослым ребенок узнает, какое поведение желательно, а какое нет, какое безопасно, а какое рискованно. В результате, у ребенка обязательно должно сформироваться «здоровое самоощущение человека, которому есть что привнести в мир и которого мир встречает с радостью»
Как видим, роль классного руководителя в работе с одаренными детьми велика. Одной из важнейших задач классного руководителя при работе с одаренными детьми является создание благоприятной обстановки в коллективе и разрешение конфликтных ситуаций. Важно отметить, что гиперопека таланта может привести к печальным последствиям - обожествлению самого себя и унижению других, а также к отказу от дальнейшего самосовершенствования.
Поэтому только при наличии терпеливого, внимательного и бережного педагога (классного руководителя) возможно развитие способностей ребенка. Талантливый классный руководитель – тот, кто обладает уникальным умением – увидеть и распознать юное дарование, поддержать и вдохновить его.
Остается только пожелать успехов, творчества и терпения. А закончить выступление разрешите словами:
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А. Сухомлинский
План работы с одаренными детьми 5 класса
Время
проведения Направление работы ответственные
сентябрь Проведение диагностики. Дополнение банка данных Классный руководитель, психолог
октябрь Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя, учителей Классный руководитель,
ноябрь Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам Классный руководитель, предметники
декабрь Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным
конкурсам, викторинам, научным проектам Классный руководитель, учителя- предметники
январь Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам. Классный руководитель, учителя-предметники
февраль Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях Учителя- предметники,
Весь год Подготовка материалов для школьной газеты классный руководитель
апрель Участие в подготовке концерта к 8 марту Кл.рук.
май Подведение итогов деятельности. Составление плана на следующий год. Классный руководитель
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО СЕМЬЕВЕДЕНИЮ
(воспитательный формат)
5 КЛАСС
1. Семья – это и родные, и близкие люди Что такое «родня»? Кто ближе всех к ребёнку? С кем чаще всего проводят время сын? Дочь? Кому рассказывает о своих проблемах, тайнах? Кто самый главный человек в жизни ребёнка? С кем ребёнок должен дружить в своей семье? Понимают ли родители своего ребёнка? Всё ли им можно рассказать? Сентябрь
2. Семейные фотографии – история семьи Принести в класс снимки семьи, начиная от её создания и заканчивая последними месяцами до урока. Кто изображён на них? В каких отношениях родства находятся эти люди? Кто старше из изображённых? Кто главнее? За кем последнее слово при принятии решений? Какое время для ребёнка из снимков было самым радостным? Октябрь
3. Какой бабушкой я стану Занятие для девочек и мальчиков. Девочки создают образ самой лучшей бабушки - стихами, театрализованными сценками, песнями «от бабушки внукам», мальчики рассказывают классу о собственных бабушках, определяют их главные качества характера. Ноябрь
4. Дедушка в моей жизни В класс приглашаются деды. Каждый приносит свою историю жизни, говорит о том, каким он был в детстве. Внуки рассказывают историю отношений с дедушкой. Дедам посвящаются песни, стихи. На прощание ученики дарят приглашённым дедушкам сделанные своими руками подарки.
Декабрь
5. Зимние забавы здоровью помогают! Учитель расспрашивает детей, как они проводят время на улице, в какие игры играют дома, с родителями на природе. Дети готовятся к урокам, записывают в блокнотах игры, которым научились дома, поясняют их правила классу. На улице все эти игры проигрываются сообща. Обсуждается польза таких игр для здоровья.
Мой режим дня. Что в нем изменить, чтобы я был здоровым и успешным летом и зимой. Январь
6. Искусство живописи и скульптуры – семейный интерес! Ученики посещают вместе со своими родителями музей, слушают рассказ экскурсовода. Позже в классе происходит обмен впечатлениями. Каждый ребёнок должен сказать, что запомнил ярче всего, что из увиденного произвело на него самое сильное впечатление. Учитель комментирует сказанное, делает выводы. Февраль
7. Чествуем Женщину! Женский день – для кого? Девочка 10-11 лет - женщина? А девушка в 10 классе? А учитель? А мама? Почему общество выделяет Женщину? В чём её заслуга перед всем миром? Что значит «быть женщиной»? Какой женщиной нужно стать? С какой подругой будет легче быть рядом мужчине? Март
8. Мужчина, на которого стоит равняться Настоящий мужчина – какой он? Спортсмен? Учёный? Отец? Учитель? Тренер? Друг? Как ведёт себя? Что должен делать в трудной ситуации? Каким быть рядом с женщиной? Апрель
9. Семья, которую я люблю Какие семьи могут называться счастливыми? Какие сказки о семье вы знаете? Какие фильмы смотрели о семье? Какую семью хотели бы создать сами? Кто в ней должен быть обязательно? Сколько детей должно быть для семейного счастья? Май