Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе


Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Жителям Луганщины всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью Республике. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, наш народ и историю Луганщины, осознание своей этнической и национальной принадлежности…
Мы хотим жить в процветающей, богатой Республике, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение настоящими гражданами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей Республики.
Согласно выше сказанному я в своем классе провожу следующую работу: беседы на темы, посвящённые истории нашей Родины с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, осмыслить значимость определённых событий для историиЛуганщины. Учу любить и беречь свою семью и членов своей семьи. С этой целью проводила такие мероприятия как классные часы «Моя семья – мое богатство», «Тепло родного очага» в начале сентября провели «Всероссийский урок мира». Класс участвует ежегодно в мероприятиях «День пожилых людей», «День матери», «День великой Победы». Учу уважать окружающих их людей, товарищей, одноклассников провели классный час «Что такое закон? (Правила нашей жизни, Правила поведения в школе), провели профилактику правонарушений, классные часы «Нам нужен мир!», «Мы за мир во всем мире!» (День солидарности в борьбе с терроризмом), классный час посвященный 71-й годовщине окончания Второй мировой войны, День народного единства, Конвенция о правах ребенка, День конституции. Дети с большим удовольствием заранее готовились к такому дню: разучивали стихи, песни, танец, делали открытки, писали поздравления и пожелания.
Уделять несколько минут гражданско - патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке и этому нам помогает УМК «Перспектива» по редакции А. А. Плешакова. В учебниках хорошо подобран необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. В результате мы заставляем ненавязчиво каждого ученика изучать историю Республики на уроках окружающего мира. Отправляемся в заочные путешествия по знаменитым городам соседней страны: «Государственное устройство России», «Российский народ», «Права ребёнка», «Путешествие за границу России», «Путешествие по музеям мира», «Истоки Древней Руси», «Москва-начало Московского царства» «Крещение Руси» и т.д. На уроках литературного чтения – через различные произведения. Ведь в этом учебнике много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях.
В начальной школе проводятся различные совместные внеклассные мероприятия, экскурсии, где дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.
Так для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках ИЗО и технологии.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе учителя с детьми, и с их родителями.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Потому – то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.