Методические рекомендации педагогам на тему: Современные методы диагностики знаний и умений
Современные методы диагностики знаний
и умений учащихся по физике.
Узловой для учебного процесса является проблема требований к подготовке учащихся, которые отражаются в задачах образования. Основные требования к обязательной подготовке школьников – это описание необходимого минимума предметного образования и специальных учебных умений, которыми должны овладеть учащиеся.
В соответствии с общими задачами обучения и развития к уровню подготовки выпускника школы предъявлены три группы требований: освоение экспериментального метода научного познания; владение определённой системой физических законов и понятий; умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию.
Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Учитель не станет излагать новый материал, пока не убедиться в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний – он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к учению.
Можно выделить такие функции проверки и учёта знаний и умений учащихся: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.
Сущность контролирующей функции проверки и учёта состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой и соответствующих данному этапу обучения.
Сущность обучающей функции проверки и учёта заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.
Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися класса и классом в целом.
Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт – честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.
Подробнее об обучающей функции. Первый раз учитель физики проверяет усвоение новых знаний сразу же после их объяснения. Его внимание обращено на понимание и усвоение главного, существенного в материале, на этом главном и заостряется внимание школьников. На этом этапе учитель учит умению выделять в изученном существенное, главное, умению производить «сортировку» материала. В процессе проверки выделяется структура учебного материала. По мере постановки учителем вопросов выделяется самое главное, основное в разобранном материале.
С целью проверки понимания объяснённого материала можно предложить рассказать о каком-то одном вопросе. При этом наряду с контролирующей функцией реализуется также и функция обучающая, так как, отвечая, ребята учатся логично и последовательно излагать свои знания, доказывать и обосновывать сказанное, включать в рассказ показ опытов и их объяснение. При неоднократном возвращении к ранее изученному материалу происходит углубление, расширение и упрочнение знаний, отработка навыков и умений, формирование и отработка умственных действий: сравнения, обобщения, классификации, анализа, синтеза, что очень важно для мышления учащихся.
Активное и сознательное участие школьников в процессе проверки достигается организацией самостоятельной работы учащихся, активизацией их умственной деятельности.
Для реализации рассмотренных функций проверки и учёта знаний и умений, необходимо обеспечить объективность, полноту и регулярность проверки и учёта, что выполняется, если проверка плановая. Под объективностью проверки понимается такая её постановка, при которой устанавливаются подлинные, объективно существующие знания учащихся по проверяемым вопросам.
Следующий этап проверки очень важный. Проверяется умение переносить новые знания в уже изученную ситуацию и применять уже изученное в новой ситуации.
Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется регулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их знаний, происходит на каждом уроке.
Признание за проверкой лишь какой-то одной функции приводит к искажению природы проверки, делает её односторонней. Только при гармоническом сочетании контролирующей, обучающей, ориентирующей и воспитывающей функций выполняется назначение проверки как этапа обучения.
В соответствии с требованиями программы по физике и стабильных учебников, Оноприенко Ольга Владимировна предлагает следующие уровни проверки: 1. низший, предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение в основном опирается на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
1. умение описывать устно или письменно физические явления (например, явление теплопередачи, опыты, иллюстрирующие это явление);
2. знание отдельных фактов истории физики;
3. знание названий приборов и области их применения (например, амперметр – прибор для измерения силы тока);
4. знание буквенных обозначений физических величин;
5. знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах;
Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений.
При достижении учащимися второго уровня предполагается:
знание теории, лежащей в основе изучаемого явления;
знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи;
знание и понимание определений физических величин (например, ускорения, скорости);
знание единиц физических величин, их определений;
понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.
Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используется репродуктивно-рефлекторные задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысливания.
Третий уровень определяет конечную цель обучения:
умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений (например, на основе молекулярных представлений о строении вещества объяснить изменение агрегатного состояния вещества, диффузию газов, давление газа);
понимание взаимосвязи различных признаков, характеризующих группу однородных явлений (например, зависимость числа электронов, вылетающих из металла за 1 секунду под действием света, от энергии светового пучка);
умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи;
умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы;
умение производить расчёт, пользуясь известными формулами;
представление об историческом развитии отдельных разделов физики (например, о развитии представлений о волновой и квантовой природе света);
сформированность «технических приёмов» умственной деятельности: умение читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные задания, но требует глубокой осмысленной деятельности, знания приёмов умственной деятельности, умения применять их. При выполнении заданий этого уровня используются психологические операции – воспроизведение, узнавание, широкий перенос.
При разработке конкретных заданий, требований к их выполнению (объёму, качеству) следует учитывать, знания какого уровня они будут проверять, на каком этапе обучения.
Требования к знаниям и умениям возрастают по мере приближения к конечной цели обучения. Знания и умения, приобретённые учащимися на первой ступени обучения физике, служат основой для дальнейшего изучения предмета, поэтому это необходимо учитывать. В старших классах перед изучением тем, отдельные вопросы которых изучались в среднем звене, следует проводить диагностирование знаний и умений учащихся, наметить пути их корректирования (общего и индивидуального) и вести изучение нового материала с прямой опорой на знания и умения, приобретённые ранее.
Проверка знаний и умений проводится в устной и письменной форме.
Широкое использование устной формы проверки знаний, умений и навыков учащихся обусловлено её главным достоинством по сравнению с другими формами – непосредственным контактом между учеником и учителем в процессе проверки. Это даёт возможность учителю следить за развитием мысли отвечающего, своевременно корректировать знания, устранять все сомнения относительно состояния знаний ученика, исправлять погрешности речи, учить логически грамотно строить изложение, правильно применять терминологию. На уроках физики устная проверка знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки. При фронтальной проверке за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определённому вопросу или группе вопросов. Её обычно используют для выяснения готовности класса к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашнего задания, для проверки учебного материала.
Индивидуальная устная проверка позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма контроля используется для текущего и тематического учёта. Её содержание составляет учебный материал, который учащиеся должны изложить в виде развёрнутого рассказа с применением выводов, доказательств, математических выкладок, с вычерчиванием схем и графиков, с анализом рассматриваемых физических явлений, с постановкой эксперимента.
Письменная проверка знаний и умений позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Её специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся; выявить весь объём ошибок, допускаемый классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Письменная форма может быть использована для проверки усвоения учебного материала на трёх уровнях.
Первый уровень:
-умение описывать ход физических явлений;
-знание названий приборов;
-знание буквенных обозначений;
-знание условных обозначений, умение изображать их на чертежах.
Второй уровень:
-знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи;
-знание и понимание физических величин;
-знание единиц физических величин;
Третий уровень:
-умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений;
-умение графически изображать взаимосвязь между физическими явлениями, определять характер этой связи;
-умение производить расчёт, пользуясь известными формулами;
- сформированность отдельных «технических приёмов» умственной деятельности (составление плана ответа, умение находить нужные сведения в книге, справочнике);
Письменную проверку знаний учащихся используют в целях диагностики умения применять знания в учебной практике (в основном для решения задач). Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных, самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ, зачётов.
Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов решаются следующие задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения.
Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьёзно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие – индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.
Контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определённого типа по данной теме или разделу. Содержание самостоятельных, проверочных и контрольных работ должны составлять аналитические, графические и экспериментальные задачи. Контрольные работы – обязательная и систематическая форма проверки и учёта. Их следует проводить по основным темам школьного курса физики. Во время самостоятельной работы ребята могут пользоваться учебником, тетрадью, справочной литературой, обращаться за помощью к учителю.
При выполнении тестовых заданий учащимся предлагается обычно несколько вариантов ответов, среди которых надо выбрать правильный. Появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.
Лабораторная работа достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но ещё и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность учащихся, так как от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами.
Устный зачёт по теме – это одна из форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.
Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения определяется её целями. Основная цель проверки, как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является -контролирующая. Контроль может быть текущим и итоговым. К текущему контролю можно отнести физический диктант, самостоятельную работу. К итоговому контролю относится контрольная работа по теме, экзамен.
В своей работе мне приходится составлять методический комплекс, включающий в себя технологическую карту, контрольно-измерительные материалы и все дополняющие приложения.
В самом начале работы внимательно изучаю содержание учебного материала, основные требования к знаниям и умениям учащихся, обдумываю постановку триединой дидактической цели, какие формы организации познавательной деятельности буду применять, выделяю виды контроля, методы обучения и т д. И непременное условие – это соответствие триединой дидактической цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности.
С самого начала изучения физики учащиеся ведут рабочие тетради следующим образом. Выделяются такие разделы: учимся учить физику, физический справочник, основное содержание, диагностика, предметно-именной указатель и конверт. В первом разделе тетради размещаются памятки по изучению физических понятий, законов, приборов, величин, теории, также различные алгоритмы решения задач и многие полезные советы и рекомендации. Второй раздел тетради - это физический справочник. Он включает в себя такие разделы: номер по порядку, название физической величины, обозначение, единицы измерения в СИ, формула для расчёта, прибор для измерения, приложение. Все разделы представлены в виде таблицы. В этот раздел учащиеся вносят физические величины, которые изучают в данном учебном году. В основном содержании тетради ведутся записи на каждом уроке, выполняется домашняя работа. В разделе диагностика по каждой изучаемой теме изображается таблица, в которой указываются основные вопросы изучаемой темы. Определяется, какие физические величины, законы, приборы, явления, опыты, принципы, формулы будут изучаться по данной теме. И указываются названия всех текущих, итоговых работ по теме (срезы). В течение изучения темы каждый из ребят должен ответить (с использованием обобщённого плана) на все вопросы диагностической таблицы и выполнить срезовые работы, выставляя оценку в таблицу. Учитель же в своей тетради диагностики тоже имеет такую таблицу и отмечает все результаты деятельности учащихся. Отвечают учащиеся на уроке, консультантам, учителю в любое свободное время, а в конце темы устраивается зачёт. Некоторые ребята получают его автоматически, у которых всё нужное сдано вовремя и все работы выполнены успешно. Некоторым приходится ещё потрудиться, ликвидировать пробелы, выполнить дополнительные тренировочные упражнения.
Раздел тетради, который называется предметно-именной помогает найти очень быстро в тетради необходимые сведения об изучаемом явлении, физической величине, законе, приборе, опыте и другое.
Конверт служит для того, чтобы учащиеся в течение учебного года собирали интересное из периодической печати, средств массовой информации. В конце учебного года выявляем самого активного и эрудированного.
В тетрадях для контрольных работ на последней странице изображается зависимость набранного числа баллов в каждой контрольной работе. По горизонтали откладывается номер контрольной работы, а по вертикали – набранное число баллов. По данной зависимости видно, где учащийся успешно усвоил изучаемый материал, а где есть и пробелы.
Я веду тетради диагностики в каждом классе. Эта тетрадь включает в себя такие разделы: номер по порядку, фамилия имя учащегося, наличие учебника, наличие тетрадей для контрольных работ, лабораторных работ и рабочих, уровень обучаемости учащегося, проверка рабочей тетради, диагностические таблицы по всем темам изучаемого в данном учебном году материала.
При выполнении всех срезовых работ провожу поэлементный анализ. Составляю рекомендации по каждой работе. В тетради диагностики для каждого учащегося после проверки указываю: на что следует обратить внимание, что выучить, что повторить.
В конце учебного года провожу диагностику знаний и умений учащихся за год. В специальной таблице отмечается число учащихся, получивших за год пятёрку, четвёрку, тройку или оценку два. Высчитывается средний балл успеваемости по предмету за год, подсчитывается качество знаний, коэффициент СОУ. Все данные обрабатываются для каждого класса в отдельности и по предмету в целом. В отчёте указывается число учащихся, повысивших успеваемость и число учащихся, понизивших успеваемость. В специальной графе указываются фамилии ребят, которые повысили успеваемость и понизили успеваемость.
Диагностическая карта даёт чёткую картину проверки знаний и умений учащихся. Наглядно видно: на какие вопросы следует обратить внимание учащемуся, что необходимо повторить, закрепить, а где-то, может быть и начать изучение заново.
Учитель для себя тоже может увидеть многое. Во-первых, отследить наиболее характерные ошибки, недоработки всех учащихся и скорректировать свою работу так, чтобы их устранить. Во-вторых, учителю очень хорошо видно, как построить индивидуальную работу с учащимися, на что следует обратить внимание и как помочь ребёнку в освоении знаний и умений.
13PAGE 15
13PAGE 14815
15