Методические рекомендации по применению кейс-технологии на уроках геометрии
Даутова Галина Ахметовна, учитель математики I категории
МБОУ «Тат. Каргалинская СОШ» Сакмарского района Оренбургской области
ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ
Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда ученики сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения.
В современных условиях обычная сельская школа поставлена в сложные условия. С одной стороны, требования времени и государственная политика в образовании предполагают обеспечение выбора старшеклассникам и учащимся 9-х классов предметов, программ, форм, средств и технологий. С другой стороны, учителя, администрации школ, родители не имеют возможности для того, чтобы этот выбор учащимся предоставить, а сами учащиеся к выбору зачастую оказываются не готовы.
Высокая теоретизированность учебных курсов, классно-урочная система с фронтальными методами, невозможность подчас связать приобретаемые знания с практикой реальной деятельности являются теми проблемами современного образования, которые не позволяют подготовить учащегося к успешной взрослой, в том числе профессиональной, жизни.
В то же время основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, что становится возможным, если осуществляются:
- признание права школьника на выбор уровня собственных достижений (обязательного или повышенного);
- расширение перечня учебных курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника;
- обеспечение направленности образовательного процесса на формирование компетентностей;
- реализация индивидуальных образовательных программ;
- создание условий для самостоятельной, познавательной и иной деятельности учащихся [1].
Решение этих задач становится возможным, если современные педагогические технологии станут неотъемлемой частью образовательного процесса.
Вашему вниманию предлагаются материалы по применению кейс-технологии (кейс-стади (case-study) метод, кейс-метод, технология анализа конкретной ситуации) на уроке геометрии в 10 классе.
Выбор данной технологии в качестве технологии индивидуализации образовательного процесса был определён по следующим причинам:
- наличие логической структуры;
- наличие чёткой последовательности действий и шагов;
- повторяемость;
- воспроизводимость;
- нацеленность на получение конкретного образовательного результата [2].
Однако актуальность технологии анализа конкретной ситуации определяется еще и тем, что данная технология предполагает решение конкретных профессиональных проблем, что дает возможность осуществить так называемые профессиональные пробы, позволяя ученику «примерить на себя» ту или иную профессию для того, чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства; сформировать основы деловой этики.
Функции, типы и примеры кейсов
Название доминирующей функции кейса
Тип кейса
Характеристика функций кейса
Примеры
Тренинг
Тренировочный
Тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях
Химия: тренировка практических навыков получать разный результат в химических реакциях в зависимости от разных условий
Обучение
Обучающий
Овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов
Анатомия: организм человека и животного
Анализ
Аналитический
Выработка умений и навыков аналитической деятельности
Анализ явлений и объектов любой науки и практики
Исследование
Исследовательский
Получение нового знания относительно развивающихся объектов
Исследовательский проект
Систематизация
Систематизирующий
Систематизация ситуационного знания
Разнообразные статистические материалы. География: анализ средних температур за определенный период времени в каком-либо регионе
Прогнозирование
Прогностический
Получение сведений о развитии данной системы
Прогноз событий. Литература: прогноз развития событий в литературном произведении.
Экология: возможные последствия решения экологических проблем
Условия эффективного применения кейс-технологии
Наличие у учащихся
Профессиональная готовность
преподавателя
Базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования научных и производственных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах. Это предполагает использование разнообразных форм организации учебного процесса; предварительной самостоятельной подготовки к анализу и обсуждению кейс-технологии
К формированию интегрированного межпредметного знания; использованию методов активного обучения и приемов стимулирования творческого мышления; постоянному удержанию класса на пике напряженности, используя, в том числе, и жесткий регламент обсуждения
Организация работы учащихся на основе кейс-технологии.
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности проблематики и степени осведомленности обучаемых с данной информацией.
Возможны следующие альтернативные варианты:
Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем дополнительной литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
Обучаемые получают кейс непосредственно на занятии и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, примерно на 1 страницу, иллюстрирующих какие-либо теории, концепции, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематики.
Этапы организации урока с использованием кейс-технологии
Этап
Раунд
Содержание деятельности в аудитории
Подготовительный
Подготовка текста кейса и предварительное знакомство учащихся с его содержанием
Формулировка домашнего задания учащимся;
определение сроков выполнения задания;
ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса;
определение технологической модели занятия; проведение консультаций
Основной
(аналитический)
Ознакомительный
Вступительное слово преподавателя;
распределение обучаемых по малым группам (не более 4-6 человек в каждой);
организация работы обучаемых в малых группах: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение;
распознавание и формулирование проблем
Первый раунд
Дискуссии - обсуждение решения проблем по заданиям кейса
Второй раунд
Дискуссии - представление результатов анализа. Подведение итогов дискуссии и найденных решений
Итоговый
Обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации;
оценивание педагогом учащихся.
Дополнительное задание: написать эссе по материалам кейса
Из опыта работы.
Урок геометрии с использованием кейс-технологии обучения на примере гипотез по теме «Правильные многогранники» в 10 классе.
Кейс «Многогранники вокруг нас»
Разработан учителем математики 1 квалификационной категории МБОУ «Тат.Каргалинская СОШ» Даутовой Г.А.
1. Подготовительный этап
Педагог предлагает тему урока, дополнительные информационные материалы, определяет место урока в системе предмета, задачи и цели урока.
В процессе изучения раздела «Многогранники» идет работа: как по развитию пространственных представлений, так и по формированию знаний, умений и навыков, необходимых для изучения смежных дисциплин: физики, черчения, трудового обучения, естественно-биологических наук.
1.1. Цели (образовательные результаты):
Систематизировать знания об основных видах многогранников, показать их применение в других видах деятельности;
Формировать и развивать эвристическое мышление, показать, какую роль играет математика в развитии общества;
Развивать самостоятельность, творчество, морально-эстетические качества личности.
2. Ознакомительный этап.
На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение темы предстоящего урока. В начале изучения темы «Многогранники» учитель сразу предлагает список литературы для будущего урока, оговариваются темы сообщений, а в течение изучения данной главы ученики сами определяют, по каким вопросам они будут готовить свои выступления.
Тип проблемной ситуации: учебная, научная (исследовательская)
Вид ситуации : иллюстративные , функциональные .
Оборудование: модели правильных многогранников (в том числе и каркасные); таблицы и рисунки; модель ромбододекаэдра; компьютер, проектор и экран .
Источники ситуации: художественная литература, статистические материалы, публицистическая литература, СМИ, научные статьи , «местный» материал, Интернет.
Техники решения проблем: гипотезы, лист для решения проблемы.
Составление листа оценки.
2.1. Введение .
Ни одни геометрические тела не обладают таким совершенством и красотой, как правильные многогранники. «Правильных многогранников вызывающе мало, написал когда-то Л. Кэрролл, но этот весьма скромный по численности отряд сумел пробраться в самые глубины различных наук».
Сегодня на уроке мы поговорим о многогранниках, а точнее о том, где встречаются многогранники в природе. А также услышим мнения ученых древности об использовании многогранников.
2.2. Описание ситуации (гипотезы).
Интерес к многогранникам человек проявляет на протяжении всей своей сознательной жизни и малым ребенком, играющим деревянными кубиками, и зрелым математиком.
Как много существует правильных многогранников?
Почему пчелы строят соты именно так?
Создания природы красивы и симметричны. Свойства многогранника - это неотделимое свойство природной гармонии?
Идеи Пифагора, Платона, И. Кеплера о связи правильных многогранников с гармоничным устройством в интересной научной гипотезе .
2.3. Информационный материал (кейс).
Геометрия: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кардомцев и др.–5-е изд.– М.: Просвещение, 2000.
Винниджер. Модели многогранников. М., 1975.
Гросман С., Тернер Дж. Математика для биологов. М., 1983.
Кованцов Н.И. Математика и романтика. Киев, 1976.
Смирнова И.М. В мире многогранников. М., 1990.
Шафрановский И.И. Симметрия в природе. Л., 1988.
Смирнова И.М. Познакомьтесь: ромбододекаэдр/ Математика в школе, № 1/1996, с. 47.
Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии. М.: Просвещение, 1986, с. 102.
Граднер М. Математические новеллы. М.: Мир, 1974, с. 31.
Виленкин Н.Я. и др. 3а страницами учебника математики 10-11 классов. М.: Просвещение, 1996, с. 280, 169.
Книга для чтения по неорганической химии./Сост. В.А. Крицман. М.: Просвещение, 1993, с. 10-13.
Web - ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http:/tmn.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]htm # тетраэдр.
http:/pirogl3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].htm.
http:/pravmn.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].htm, http:/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], http:/pravmn.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. kub.htm, http:/pravmn.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].htm.
http: /pirogl 3. narod.ru/ne w_page_7,8,9.htm.
http:/stones.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]main.html?axtion=3&id=9679096340&fn=355.
http:/[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]127m.htm.
http:/tmn.fio.ru/works/22x/307/priroda.htm-8K.
3. Основной (аналитический) этап
3.1. Раунды:
1) вступительное слово учителя;
распределение учащихся по группам (4-5 человек в каждой); организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; выявление проблемных моментов; определение докладчиков;
первый раунд дискуссии обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений;
Работа над защитой рефератов по группам.
второй раунд дискуссии предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
Презентация всех групп результатов работы над гипотезой.
3.2. Указания по проведению анализа конкретной ситуации «Многогранники вокруг нас»
После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет учитель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путем следования определенному алгоритму техники анализа «Гипотеза»:
Возникновение проблемной ситуации.
Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.
Нахождение способа решения путем догадки или предположений и обоснование гипотезы.
Доказательство гипотезы.
Проверка правильности решения проблем.
4. Итоговый этап
Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
обобщающее выступление учителя - анализ ситуации;
оценивание учителем учащихся.
Приложение ( презентации учащихся ).
Целесообразность применения кейс-технологии в образовательном процессе.
Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического аспектов обучения.
Метод кейс-стади развивает компетентностные качества личности:
Аналитические умения (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять её, обнаруживать отсутствие информации и восстанавливать её).
Практические умения (использование на практике академической теории, методов и принципов).
Творческие умения (одной логикой, как правило, кейс-ситуацию не решить; очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путём).
Коммуникативные умения (умение вести дискуссию, убеждать, окружающих, использовать наглядный материал и другие медиасредства, кооперироваться в группы; защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчёт).
Социальные умения (оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать чужое мнение в дискуссии или аргументировать своё и т.д.) [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Даутова О.Б., Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей /О.Б. Даутова, О.Н. Крылова; под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 176с.
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. /Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2006. – 816с.
Устинова Т.Б., Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа, (Электронный ресурс):-festival.1september.ru/articles/512028/
бђЗаголовок 115