Использование дидактического материала на уроках химии и биологии.
Использование дидактического материала на уроках химии и биологии.
В настоящее время система образования ориентирована на вхождение в
мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы ЗУН учащихся, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.
Под дидактическим материалом мы понимаем такие виды натуральных текстовых и
иллюстративных учебных пособий, содержащих целевую установку, и такие данные, при использовании которых учащиеся выполняют сам. работу. Все они преследуют решение учебно-воспитательной задачи.
ДМ имеют большую педагогическую ценность, т.к. делают знания учащихся конкретными и качественно более высокими, чем полученные при словесном объяснении. Они обеспечивают возможность восприятия сразу несколькими рецепторами.
Содержание дидактического материала может быть различным:
1)задания, требующие ответа по аналогии,
2)задания требующие анализа имеющихся знаний
3) задания, требующие определённых умозаключений.
Преимущество ДМ в сравнении с др. наглядными пособиями, заключается в том, что по своей структуре построения он дает учителю возможность варьировать. Он м.б. использован как демонстративный материал, а может как и раздаточный материал.
Составление ДМ требует определенных правил
Полное соответствие натуральных пособий понятиям,
Чем сложнее для усвоения учащихся материал, тем тщательнее должен проводиться подбор
Сочетание на уроке натуральных и искусственных пособий т.о , чтобы создать наилучшие условия для осмысленной поисковой работы.
Данные полученные на основе пед. исследований свидетельствуют о том, что учащиеся недостаточно владеют умением анализировать большой фактический материал и на основе вычленять главную мысль, не имеют навыков использования полученных знаний на практике. Здесь можно использовать различные виды ДМ, карточки-задания, которые могут включать:
Вопросы требующие конкретных знаний фактического материала( строение, определения, понятия) - репродуктивный
Задания предполагающие приложения ранее полученных знаний для решения поставленной задачи- продуктивный частично поисковый
Задания требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения знаний- продуктивный исследовательский
Например, при изучении темы « Арены»
Задание 1-го уровня. Расскажите о пространственном и электронном строении молекул
бензола и толуола( sp2-гибридизация, валентный угол, форма молекулы, бензольное кольцо)
Задание 2-го уровня. 1. Какое противоречие существует между структурной формулой
Кекуле и свойствами бензола? Как это противоречие объясняет электронная теория?
2. Структурную формулу бензола нередко изображают в виде шестиугольника с
окружностью внутри. Что, по-вашему, эта окружность обозначает?
Задания 3-го уровня. Углеводород имеет формулу С7Н8. Он не обесцвечивает бромную
воду, но присоединяет водород, превращаясь при этом в метилциклогексан. Напишите
структурную формулу этого углеводорода.
2. Составьте структурные формулы ароматических углеводородов, изомерных
пропилбензолу, назовите их
Содержание и построение заданий способствует развитию логического мышления. Степень сложности таких заданий может быть разной и возрастает по мере развития изучаемых понятий и приобретения ЗУН.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ - это пособие с частью информации, заданий, вопросов, она содержит основные сведения и вспомогательные решения, с помощью которых ученики индивидуально, группами или всем классом на уроке, на экскурсии или во время практической работы выполняют задания с целью накопления знаний. ДК могут использоваться на сам. работе, во время изложения нового материала, при закреплении и обобщении знаний, на практических занятиях.
К ДМ относятся средства, которые на ряду с учебником способствуют формированию у учащихся ведущих понятий и развивают у них мышление. К таким ДМ относятся средства на печатной основе,
Например
ОБОБЩАЮЩИЕ ТАБЛИЦЫ позволяет конкретизировать и систематизировать понятия, лучше усвоить материал. Их можно широко использовать при проверке знаний, изучении и закреплении учебного материала, а также в качестве д/з.
Например
1.Кристаллические решетки виды связи
тип решетки виды частиц в узлах виды связи между частицами примеры веществ физические свойства
ионная атомная молекулярная металлическая 2.Классификация органических веществ
название класса особенность строения суффикс пример соединения название соединения
3.Сравнительная характеристика УВ
признак сравнения алканыалкеныциклоалканыалкадиеныалкиныарены
общая формула строение номенклатура изомерия химические свойства 4. Научить учащихся анализировать, сопоставлять можно с помощью следующей таблицы
анализируем объясняем исправляем
CH3 – CH3 – CH3 углерод м. образовывать 4 связи т.е. должен быть IV валентен, а у второго атома С он V CH3 – CH2 – CH3
Заполните следующую таблицу , указав, в результате какой формы отбора произошли перечисленные ниже виды организмов (породы, сорта) или их отдельные признаки, приспособления ( ответы обозначить буквами : И- искусственный отбор, Е- естественный отбор).
Примеры Какой вид отбора.
1 Дикий кролик 2Различные породы кроликов
( горностаевый, великан, шиншилла) 3 Клыки у собаки 4 Выносливость собак к морозу. 5 Размножение кур яйцами. 6 Дикая лошадь Пржевальского 7 Крупность и приятный вкус плодов культурной яблони. 8 Покровительственная окраска зайца- беляка. 9 Копыта лошадей. 10 Большая яйценоскость у домашних кур.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ- это специально созданная игра, в ходе которой реализуется учебная и игровая цели, которая проводится в рамках правил и по соответствующему сюжету.
ДИ должны:
Соответствовать определенным учебно – воспитательным целям, нести содержательную нагрузку в соответствии с программными требованиями к ЗУН
Организовываться с учетом подготовки и психологических особенностей учащихся и ссответствовать учебному иатериалуОсновываться на свободном творчестве и самостоятельной работе, включать элементы соревновательности между командами или отдельными учащимися
Иметь необходимое дидактическое обеспечение. Методические указания к их проведению
На начальном этапе обучения целесообразно использовать методы активного обучения: игры, занимательную дидактику, ролевые и сюжетные постановки. Это создает непринужденную обстановку на уроке и позволяет активизировать познавательные интерес учащихся и познавательную деятельность. ДИ позволяют эффективно реализовать все ведущие функции обучения: О, В, Р.- на основе принципов педагогики сотрудничества. Использование такой формы позволяет решить несколько задач
Осуществляется более свободный, психологически благоприятный контроль знаний
Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы
Подход в обучении становится более деликатным и дифференцированным.
Игра позволяет научить распознавать объекты, сравнивать их, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать их, применять. В результате использования методов игрового обучения стимулируется познавательная деятельность учащихся, активизируется их мышление. Школьники на основе ассоциаций, запоминают специальные сведения, решают проблемные вопросы. В ходе игры выявляются личностные черты характера, усиливается мотивация к изучению предмета.
Учебный процесс с применением ДИ имеет несколько этапов
Создание игровой проблемной ситуации
Ход игры
Подведение итогов
Можно использовать разнообразные игровые формы: кроссворды, диктанты, игра в слова, распознавание синонимов, сюжетные игры (деловые, ролевые, игры – путешествия, игры – соревнования), игры с раздаточным материалом (химическое лото, маршрут)Например
1.Кто больше вспомнит слов
Б р о м
Бензин реактив орбиталь молекула
Бериллий резина окисление мышьяк
2. Верю-не верю
Верите ли вы, что
…его химический символ О…он входит в состав воздуха
…он может быть жидким.
3. Парадокс.
Что произойдет если смешать гидроксид кальция с гашеной известью?
Что произойдет при растворении хлорида натрия в воде?
4.Кроссворд
Ключевое слово: цинк.
1 2 3 4 5. Химическое лото «Химические свойства важнейших классов неорганических соединений»
Методические указания. Игра проводится в 8 классе на уроке, посвященном обобщению знаний о химических свойствах основных классов неорганических соединений. Для игры необходимо подготовить 15 больших карточек размером 10×10 см и 60 маленьких карточек размером 5×5 см. Все большие карточки надо разделить на 4 части. На каждой части записывают одно их химических свойств оксидов, оснований, кислот, солей. Аналогичные записи делаются на маленьких карточках.
Правила игры. Ведущий выбирает одну из маленьких карточек и читает то, что на ней написано. Учащийся, у которого на большой карточке сделана соответствующая запись, объясняет ее, составляет уравнение реакции, , составляет уравнение реакции, делает опыт подтверждающий свойства данного вещества, указывает признаки течения реакции. При правильном ответе он получает маленькую карточку и закрывает соответствующий участок большой карточки. При неправильном ответе карточка изымается из игры. Выигрывает та пара у которой карточка будет закрыта полностью.
Подведение итогов. Учитель вместе с учащимися делает обобщение о химических свойствах каждого класса неорганических соединений, составляя соответствующие опорные конспекты.
6.Задачи для 8-го класса в игровой форме «Относительная молекулярная масса»
Решите задачи 1-6, а из букв, соответствующих правильным ответам, составьте восемь слов: три слова из трёх букв, четыре слова из 4 букв и самое длинное из шести букв (оно обозначает название материала, об истории которого вы узнаете, прочитав раздел «это интересно»Решите задачи 1-6, а из букв, соответствующих правильным ответам, составьте восемь слов: три слова из трёх букв, четыре слова из 4 букв и самое длинное из шести букв (оно обозначает название материала, об истории которого вы узнаете, прочитав раздел «это интересно»
1. Самое распространенное вещество на Земле вода Н2О образовано химическими элементами водородом и кислородом. Но эти элементы образуют и другое вещество- пероксид водорода Н2О2 , применяемое в медицине как кровоостанавливающее и дезинфицирующее средство. На сколько единиц различаются относительные молекулярные массы пероксида водорода и воды?
В) на 2 Е) на 16 И) на 18
2. В состав воздуха входят простые вещества, молекулы которых состоят из двух или трех атомов : кислород О2, озон О3, азот . Вычислите сумму относительных атомных масс этих веществ.
П) 81 Р) 54 К) 108
3. В Италии есть «Собачья пещера». Человек может стоять в ней довольно долго, а забежавшая туда собака вскоре погибает. Объясняется это тем, что в нижней своей части пещера заполнена углекислым газом. Почему он скапливается внизу? Имейте ввиду, что средняя относительная молекулярная масса воздуха 29. Вычислите относительную молекулярную массу углекислого газа СО2.
А) 384 Д) 22 С) 44
4. В состав костей человека входят кальций и фосфор, образуя соединение, близкое по составу к фосфату кальция Са3(РО4)2. Вычислите относительную молекулярную массу этого соединения.
Н) 250 О) 312 У) 279
5. В хирургии при переломах костей используют алебастр, который получают из минерала гипса, имеющего состав СаSO4 2H2O. Вычислите относительную молекулярную массу этого соединения.
Ж) 4896 Б) 290 Л) 172
6. В плазме крови содержание хлорида натрия NaCl составляет 0,85%. Это вещество способствует удержанию воды в нашем организме. Вычислите относительную молекулярную массу этого соединения.
Т) 58,5 Ф) 58 Ш) 59
Это интересно. История этого материала уходит в глубокую древность. Он был известен уже 6000 лет назад в Египте и Месопотамии. В России первый завод по его производству был построен в Воскресенске под Москвой в 1636 г. где сейчас применяется этот материал? На каких свойствах основано его применение?