Доклад на тему «Использование дидактического материала на уроках русского языка в группах с казахским языком обучения»
«Использование дидактического материала на уроках русского языка в группах с казахским языком обучения»
Бекбашева Клара Хайруллиновна Преподаватель русского языка и литературы
Актюбинский колледж строительства и бизнеса.
В русском языке, как и в родном, таятся неисчерпаемые резервы социально – политического, нравственного и эстетического воспитания учащихся национальных школ. Однако эти резервы не будут в достаточной мере реализованы, если учитель не сумеет показать учащимся, как соотносятся с языковыми нормами и коммуникативной функцией языка функции выражения мысли и отражения объективной действительности.
Решающую роль в пробуждении мотивации к урокам русского языка в казахской школе играет продуманный отбор дидактического материала и система речевых заданий, ориентированных на воспитательно – коммуникативный результат. Очень важно, чтобы языковой материал, рассматриваемый на уроке, представлял не только информативную, но и эстетическую ценность. В связи с этим следует шире использовать в качестве текстового материала пословицы, поговорки, отрывки из произведения классической литературы, из работ известных ученых, и т.д. которые должны оказывать идейное влияния на учащихся, побуждать их к правильному осмыслению окружающих явлений и событии, расширять кругозор.
Добиться высокой эффективности преподавания сегодня невозможно без умелого и творческого использования учебной наглядности: картин, картинок, плакатов, схем, кроссвордов, литературных викторин. Применение наглядности вносит в обучение чрезвычайно важный момент – живые созерцания, которое, как известно, является в конечном счете исходной ступенью всякого познания.
Однако надо помнить, что использования дидактического материала на уроке русского языка в группах с казахским языком обучения – это использование не только схем, таблиц, картин, викторин, кроссвордов и других средств слуховой и зрительной деятельности (аудиовизуальные средства), но и языковой наглядности: показ артикуляции, предъявление образцов речи учителем, диктором, позволяющие вести наблюдения над живым языком, над речью. Учитель должен идти в ногу со временем, разумно и полно использовать то, что ему предлагается и вместе с тем изыскивать возможности для создания новых средств наглядности. В своей практике я использую дидактические игры. В отличие от обычных занятий игровые моменты освобождает учащихся от скованности, напряжения, непроизвольно мобилизуют внимание учащихся. Они стимулируют слабых, стеснительных учащихся, помогают снятию языкового барьера. Игровые занятия повышают интерес к русскому языку, способствуют развитию познавательной деятельности. Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры – развитие стремления к познанию, науке, книге, учению. При включении на уроке дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, материал становится для них более доступным, работоспособность повышается.
Игра – это часть учебного процесса, которая формирует фонематическое восприятие слова, активизирующая мыслительную деятельность, стимулирующая речь. В результате чего появляется интерес, не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку служат формированию орфографической зоркости учащихся.
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным?
При работе деятельности учителя русского языка возникают следующие вопросы: как сделать урок русского языка интересным и увлекательным? Как привить учащимся любовные, разумное отношение к предмету? Игра является эффективным средством формирования личности учащихся, его волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Организатором игр на уроке, конечно же, является учитель. От его мастерства, от его знаний зависит активность учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает исключительными обучающими возможностями. Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность в языковой догадке. При этом характер занимательных заданий и упражнений по темам может быть очень разнообразным. Сразу станет ясно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идет процесс становления у учеников навыков грамотного письма.
Все игры, проводимые на уроках можно разделить на следующие группы: 1) ролевые игры 2) фронтальные 3) игры – загадки. Указанные игры можно проводить на любом уроке, какого типа он не был; важно, чтобы они чередовались.
Игра «Кто больше назовет». Цель урока - закрепление тематического словаря. Учащимся предлагается назвать слова, которые обозначают предметны классной обстановки. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
Игра «Отгадай загадки». Цель игры – закрепление словаря по теме. Побеждает тот, кто отгадает все загадки. Подбор загадок зависит от уровня подготовки класса.
Важная роль занимательных дидактических игр составит еще в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме , снижают собственную несостоятельность, создают положительные эмоции в ходе урока.
Учащиеся с удовольствием выполняет любые задания и упражнения и таким образом стимулирует правильную речь учащихся.
Поэтому нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом.
Надо, чтобы каждый урок, каждая даже самая трудная тема вызвала интерес у учащихся, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни. Ведь, как сказано в Восточной мудрости, «Приобретать знания – храбрость,
Преумножать их – мудрость,
А умело применять – высшее искусство»
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Лобашев В.Д., Лаврушина С.М. Сегментирование информации в технологической схеме учебного процесса//Школьные технологии.- 1999.-N3.- 245с.
Лобашев В.Д., Частные функции дидактического материала // современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2 – 198с.
Журнал «Русский язык в казахстанской школе». 2010г., № 3 (27); №6 (30).
Книга «Говорите правильно».Е.В. Язовицкий. «Просвещение», Ленинград – 1969 г.