Методические рекомендации по применению метода компаративного анализа при изучении литературы
Методические рекомендации по применению метода компаративного анализа при изучении литературы.
Изучение литературы в системе подготовки специалиста сферы искусств играет важнейшую роль не только в формировании духовного потенциала, развития гуманистической направленности личности студента, но и в развитии профессиональных практических навыков.
Одним из факторов формирования профессиональных компетенций, практических навыков будущего специалиста является применение компаративного анализа. И хотя сравнительный (компаративный) анализ в методике изучения литературы является достаточно традиционным, однако применение его нельзя назвать распространенным. А между тем, он несет в себе огромные методические возможности для достижения триединой цели конкретного учебного занятия, применения широкого спектра междисциплинарных связей и интеграции дисциплин, что обеспечивает целостность в подготовке будущего специалиста сферы культуры и искусства.
Значение такой работы с литературным произведением трудно переоценить. Во-первых, компаративный анализ способствует сознательному усвоению материала, поскольку сравнивая литературные произведения по различным признакам, студент не только воспринимает материал на репродуктивном уровне, но и интегрирует полученные знания, анализирует, делает выводы. Во-вторых, компаративный анализ – это не что иное, как повторение уже изученного материала, но на более высоком, сознательном уровне, переосмысление его в контексте общего литературно – художественного процесса.
И, по нашему мнению, одним из главных преимуществ компаративного анализа является его широкие возможности в развитии аналитического мышления как обязательного условия профессионализма будущего специалиста. Не менее эффективные результаты дает применение сравнительного анализа в контексте реализации развивающей и воспитательной цели. Ведь студент, сравнивая несколько произведений, глубже понимает причины поступков героев, природу явлений, важность проблем, поставленных автором. Обычно, анализируя произведение с привлечением компаративного метода, студент сквозь призму собственного восприятия высказывает свое мнение относительно изучаемого материала. В таком случае можно говорить о формировании собственной гражданской позиции, элементов мировоззрения, эстетических вкусов и, в конечном итоге, - формировании личности.
Преподаватель может выбирать самые разнообразные варианты для компаративного анализа, исходя из своих возможностей по времени, соображений целесообразности или необходимости такой работы. И в любом случае, важно, чтобы применение сравнительного анализа художественных произведений стало органичным звеном в процессе реализации интегрированного подхода к изучению дисциплин гуманитарного цикла.
Так, на наш взгляд, целесообразно применить элементы компаративного анализа при изучении темы «Проблема человека и природы в произведении В. Астафьева «Царь – рыба» с целью доказать актуальность проблемы, её глобальный характер на примере произведений В.Астафьева и Е.Хемингуэя.
Проблема человека и природы – одна из наиболее актуальных проблем современности. Особую остроту она приобретает с 70-х годов прошлого века. Именно тогда начинается ускоренный, даже бешеного темпа развитие науки и техники. Получая от этого прогресса огромные блага, люди вместе с тем всё чаще вступают в конфликт с природой. Как всегда, писатели первыми пытаются предупредить об опасности такого конфликта.
Главная проблема книги.Астафьева «Царь-рыба» – взаимоотношения человека и природы. Автор ставит ее очень остро, подчеркивая актуальность и развивая мысль о моральном и биологическое выживание человека. В современном мире человек поднял себя над природой, поверил в свое всемогущество, вседозволенность и безнаказанность в отношениях с ней. Между тем, писатель доказывает, что природа наказывает за безответственное и потребительское отношение к ней и, наоборот, вознаграждает тех, кто приходит к ней с открытой душой. Именно эту сторону проблемы и освещает книга Астафьева «Царь-рыба».
Изучая рассказ, студенты сами начинают его сравнивать его с повестью Е.Хемингуэя «Старик и море». Несмотря на то, что произведение Е.Хемингуэя написано намного ранее и он поднимает несколько другие проблемы, сопоставление этих произведений очень уместно. Элементы компаративного анализа здесь целесообразно применить в следующих моментах:
- во время характеристики главных героев;
- при определении проблематики произведений;
- при обсуждении эпизодов борьбы главных героев со своей добычей (с рыбой).
Чтобы задать желаемое направление сравнения, студентам предлагается вспомнить основные характеристики Сантьяго: в частности, гармоничность его взаимоотношений с природой, но при этом противоречивость отношений с обществом, философские размышления старого рыбака о месте Человека во Вселенной.
Охарактеризовав образы главных героев В.Астафьева и Е.Хемингуэя, определив главные приоритеты, студенты с помощью преподавателя делают сравнение эпизодов борьбы рыбаков со своей добычей по предложенному плану:
1. Цель, которая вывела обоих рыбаков на рыбалку.
2. Какую добычу обоим героям повезло поймать? (зачитать описание рыбы-меч в повести «Старик и море» и осетра в рассказе «Царь-рыба»).
3. Почему Игнатович не позвал на помощь?
4. Почему Сантьяго хочет победить рыбу?
5. О чём оба герои разговаривают с рыбой?
6. Чем закончился их поединок с рыбой?
7. Кто из героев – Сантьяго или Игнатович – победитель?
После такого анализа студенты способны делать мотивированные выводы об актуальности проблем, поднятых в произведениях В.Астафьева и Е.Хемингуэя, их глобальном характере, о росте моральной ответственности человека за свои профессиональные и чисто человеческие поступки. Именно здесь уместно напомнить студентам и о личном профессиональном участии художника в решении проблем сохранения окружающей среды для себя и потомков, обратившись к образцам изобразительного искусства .
Таким образом, в системе профессиональной практической подготовки будущего специалиста сферы искусств среди других методов и приемов изучения литературы применение метода компаративного анализа представляется достаточно эффективным. Он способствует углублению аналитических умений и навыков студентов, выработке личной оценки явлений, жизненных ситуаций. С методической точки зрения – это важное звено в реализации интегрированного подхода к изучению гуманитарных дисциплин . С точки зрения формирования гуманистического мировоззрения сравнительный анализ литературных произведений является одним из средств приобщения студентов к общечеловеческим ценностям, развития морально-этического потенциала их личности.