Урок-путешествие по математике в 5 классе «Письменное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100»

Урок математики в 5 классе.
Учитель: Елена Васильевна Кудрявцева, Ключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Учебник: М.Н. Перова, Г.М. Капустина
Аннотация конкурсной работы.
Данный урок позволяет закрепить знания, умения и навыки в решении примеров устного и письменного сложения и вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 100; отрабатывать вычислительные навыки, навыки устного счёта.
Предмет: математика.
Тип урока: Закрепление пройденного материала (урок – путешествие)
Методы работы: словесные, наглядные, иллюстративные, частично – поисковые.
Формы, применяемые при организации деятельности: индивидуальные, парные, коллективные, групповые, самостоятельные.
Тема: «Письменное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 100».
Цели:
1.Закрепить приёмы устного и письменного сложения и вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 100.
2.Коррегировать память, математическую речь, мышление.
3.Воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: карточки – задания для работы в группах и парах, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, карточки – «помогайки», раздаточный материал (геометрические фигуры); поезд; шарики из цветного картона (6) с примерами; рисунок поезда, рисунки ёлочек с числами, «Дерево успеха» с цветными листочками, сигнальные карточки.














Ход урока:

Этапы урока
Содержание урока
Формы организации

I. Введение в тему.




II. Эмоциональная минутка.








III. Устный счет.














IV.Целеполагание.






V. Повторение пройденного материала.

















































VI. Релаксация.




































VII. Домашнее задание.



VIII. Рефлексия










IX. Подведение итогов.
Сядет тот, кто ответит на вопрос: « Сколько будет 3*3; 9*7; 3:3; 15:5; 32:4; 1*10; 0*8; 4:1; 5:5; 4*9; 5*5; 18:6.


Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожмите руки, назовите друг друга по имени, назовите ласково. Я тоже вам улыбаюсь и желаю удачного рабочего дня.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаю вам удачи-
За работу в добрый час!

Урок как всегда начнем с устного счета.
Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте,
Хорошее дело
Всегда прибавляйте,
Плохие дела
Поскорей вычитайте.
Вставьте в « окошки» числа, чтобы равенства были верными:
( + 10 = 46 77 - ( = 10
23 - ( = 23 ( + 26 = 54


- Какую тему изучали на прошлых уроках? Чему учились?
- Поставьте перед собой цель, чего бы вы хотели достичь сегодня на уроке?



1. Минутка чистописания числа 56.
- Что вы знаете об этом числе?
- Какое это число по количеству знаков?
- Сколько в данном числе единиц? десятков?
- Назвать соседей числа 56.
2. Запись числа и слов «Классная работа»



3. Сегодня приглашаю вас в путешествие по стране «Математика» на этом «Волшебном поезде». Но чтобы сесть в этот поезд, вам надо приобрести билет. Для этого нам нужно победить «страшного цифрозавра» и пройти через
«Математический лес».
- Сумма на веточках должна составить число, которое находится на макушке елочки. Как называются эти числа? (круглые десятки.) Найти свою группу. По какому признаку каждый нашёл свою группу? (по цвету квадратов)

1гр. 2гр. 3гр.
20 50 30
17
· 14 25
19 48 8
15 45 22

-Молодцы! Приглашаю вас занять свои места и проверить свою готовность к путешествию.

4. Первая станция «Сосчитайкино»
-Объяснить, как будете вычислять. Откройте гостям секрет.
27 + 4 = 56 – 9 =
92 – 29 = 43 + 38 =

Гимнастика для глаз
Рисование глазами 8, зажмурить глаза крепко, резко открыть и поморгать ресничками, как
бабочки крылышками.

5. Решить примеры в учебнике на стр. 23 № 119 (3) 1 столбик.
- Проверьте друг у друга решение. Поставьте звездочку за правильное решение всех примеров.

- Встаньте, походите по классу.






6. Вторая станция «Задачкино»
Разбор текста задачи и составление краткой записи. № 120 стр. 23.
-Решение задачи.
(I группа решает сам-но, II и III группы под руководством учителя, после разбора II группа решает сам-но, III гр получает карточки-подсказки)
- Ребята, какого типа эта задача?

5. Третья станция «Разгадайкино.»
Игра «Не дай упасть воздушным шарикам.»

Х+13=26 х-35=27 50-х=15

Х-7=14 36-х=12 18+х=30

х+9=20



6. Вернуться из путешествия поможет решение веселой задачки.
Если 6 на 7 умножить,
А затем прибавить 5,
Сколько будет же в итоге?
Кто мне может подсказать?
(6*7+5=47)

Решить примеры №119 (3), стр.23, 4 столбик.


- Достигли поставленной цели? Все ли получилось?
- Какие трудности встретились? Возьмите листочек, зелёный-всем доволен, жёлтый- были небольшие трудности, красный- ещё нужно поработать, поместите нужный листочек на доску.
- Почему именно такого цвета выбрали листочек?

Анализ работы учащихся на уроке учителем.
Оценивание работы учащихся.
Индивидуальные ответы учащихся. (карточки)


Слова учителя









По 1 учащемуся у доски.
( запись на доске)
Сигнальные карточки











На столе лежат карточки-подсказки, дети выбирают из нескольких целей ту цель, которая близка в данный момент

Устные ответы детей
Запись числа в тетради по показу учителя (целую строчку)


Повторяют правила написания слов «Классная работа

На доске рисунок поезда (приложение
№ 1)




Работа в группах, у доски (елочки на альбомных листах.)
(приложение № 2)













Коллективная работа, по 1 учащемуся у доски с объяснением
(сигнальные карточки)








Самостоятельная работа по учебнику
Дети III гр. – индивидуальные карточки

Звучит лёгкая, тихая, спокойная музыка, глаза прикрыты, учитель тихим голосом читает слова


Самостоятельная работа.

Сигнальные карточки (зелёный цвет-праввильный ответ, красный –нет)



Работа в парах в тетради (каждая пара находит по классу 1 шарик)
3гр. Красные шарики

при проверке 2-3 пары объясняют решение у доски; при неправильном решении- дети встают

Устная работа







III гр. –индивидуальные задания

На доске «Дерево успеха»
(приложение № 3)




Индивидуальные ответы










Приложение № 1




























Приложение № 2

20 50






30
















































Приложение № 3
















Изображение 409