Обобщение опыта работы по теме «Формирование познавательной активности обучающихся через использование анимационных карт — схем на уроках истории»
«Формирование познавательной активности обучающихся через использование анимационных карт - схем на уроках истории»
Потапова С.И.
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Шумковская ООШ»
Кишертский муниципальный район
Пермский край
«Учитель никогда не должен забывать о том, какие дети
в классе, как мыслит каждый его ученик, что будет ему
легко, что трудноНужны разнообразные приемы и
методы обучения, чтобы вызвать интерес к учебе»
П.Н.Чернов[3]
Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. ИКТ становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии [2]. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу[1].
И сегодня школа предъявляет преподавателям особые требования. Например: при изучении темы «Борьба Руси с западными завоевателями» учитель должен создать условия для того, чтобы дети получили точные научные исторические знания, смогли излагать свои суждения о причинах и последствиях экспансии крестоносцев на Русь, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков, давать оценку значения Ледового побоища, Невской битвы, оценку деятельности Александра Невского, чтобы прививать в них чувство патриотизма, воспитать высоконравственную личность.
Материалы к уроку предлагают учителю, который стремится сделать урок не только полезным и информативным, но и ярким и запоминающимся, применять современные средства ИКТ. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Используя интерес детей к мультипликационным фильмам, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно полезны анимационные карты-схемы. На уроке при изучении военных сражений, битв они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий.
Например, при рассмотрении на уроке Невской битвы после знакомства с выдержкой из «Жития Александра Невского»:
(Правитель Швеции Биргер), услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить и его пригороды и славянских людей обратить в неволю Король собрал великую силу, начальников и епископов своих, и шведов, и норвежцев, и сумь, емь, и наполнили корабли множеством своих полков и двинулись с великой силой и пришел в реку Неву и стал в устье Ижоры.
И пошел Александр на шведов с мужественными войнами своими, не со многою дружиною, потому что не было времени собрать большое войско.
И пришел на них в воскресенье 15 июля (1240), и была сеча великая со шведами. Избили множество шведов, и самому королю нанес Александр рану на лице
показываю анимационную схему Невской битвы. (Приложение1)
Так как схема не озвучена, предлагаю детям самим ее «озвучить». Сначала предлагаю выполнить задание «сильным» ученикам, затем, прослушав примеры, «слабым». Теперь дети, познакомившись с источником, и поработав с анимационной схемой, смогут заполнить таблицу, поработав в парах.
Заполните таблицу «Невская битва»
Дата
Место
Противоборствующие силы
Исход битвы
Значение победы
Учащимся предлагается отметить факторы, обеспечившие победу молодому новгородскому князю.
При рассмотрении вопроса о Ледовом побоище (битва на Чудском озере) используется кантата композитора С. Прокофьева из фильма «Александр Невский». Учащиеся слушают 4-ю часть кантаты – хор «Вставайте, люди русские!». Учитель также сообщает учащимся, что во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские!» часто звучал по радио. Музыка объединяла людей, звучащие в ней патриотические мотивы поднимали народ на борьбу. За несколько лет до войны была написана К. Симоновым поэма «Ледовое побоище». А С. Эйзенштейном был поставлен фильм «Александр Невский».
Учащиеся смотрят анимационную схему «Ледовое побоище» (Приложение2)
Задания группам:- когда и где произошло сражение?- каковы были особенности тактики ведения боя у русского войска и западных завоевателей?- каков был итог сражения?- причины победы и поражения сторон?
Кроме данного урока, проведенного 24.02.2014, использую анимационные схемы битв на уроках в 5 классе при изучении греко-персидских войн, пунических войн, в 6 классе на уроке по Куликовской битве (Приложение 3), в 7 классе при изучении русско-турецких войн, Северной войны (Приложение 4), в 8 классе Отечественная война 1812 года, Крымская война.
Использование анимационных схем битв помогают мне сделать работу на уроке интересной, повышают мотивацию ученика, ускоряют подготовку к уроку и приносят удовлетворение своей работой.
Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, повышается мотивация к обучению. При сочетании ИКТ с традиционными и современными методами и приемами обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление[1]. Использование такого подхода в преподавании истории является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития. Думаю, что яркой иллюстрацией того, что я иду по правильному пути, являются полученные результаты:
1. Качество знаний по истории - 72%
2. Рост мотивации, интерес к предмету (через анкетирование - 87% опрошенных считают, что уроки истории с использованием ИКТ заинтересовывают, привлекают сменой видов деятельности и наглядностью).
3. Активизировалась исследовательская деятельность учащихся.
4. Активное участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня, наличие ежегодных призовых мест во Всероссийской олимпиаде «Олимпус», конкурсе-игре «Лис-любитель истории» и др.
Литература.
Информационные технологии в образовании - шаг в будущее. «Учитель». 2002 №2.С.53
Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.-2003.
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания//Преподавание истории в школе. 2001.№8.С.40-46.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://history.ru