«Развитие исследовательско-поисковой активности дошкольников через организацию работы с объектами живой и неживой природы».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Солнышко»
МО Староминский район
Методические рекомендации
«Развитие исследовательско-поисковой активности дошкольников через организацию работы с объектами живой и неживой природы».
Заместитель заведующей
Попова Т.П.
Ст. Староминская
2015 год
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.
Итак, исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Если не развивать эту активность, то она может со временем угаснуть. Поэтому исследовательскую активность дошкольников необходимо поддерживать и развивать.
Уже в младшем возрасте воспитатель должен поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и свойств и качеств предметов.
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательской (поисковой) активности можно использовать самые разнообразные методики.
Необходимо сформировать у дошкольников базовые умения исследовательских способностей: умения видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.
Для начала маленького исследователя следует научить видеть проблемы.
Очень важно в этом вопросе не требовать от ребенка ясного осознания и формулирования проблемы. Вполне достаточно ее общей приблизительной характеристики.
Одним из важных условий в процессе выявления проблемы – способность изменить точку зрения, посмотреть на объект исследования с разных сторон. Это позволяет увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Например, воспитатель читает детям неоконченный рассказ: «Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги» Предлагает детям продолжить рассказ дальше. Сделать это необходимо несколькими способами. Представить, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представить, что ты водитель грузовика, едущего по дороге; зайчик в лесу.
Используя их сюжеты, мы научим детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
Увидеть проблему можно путем наблюдения и элементарного анализа действительности. Проблемами для детских исследований могут стать такие: «Почему светит солнце?», «Почему кошка ходит тихо?», «Почему играют котята?» и др.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые предметы, например, осенние листья. Листья можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить форму, назвать цвета. Можно поговорить о том, на каком дереве растут эти листья, почему каждой осенью меняют цвет и опадают.
Одним из базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Для этого необходимы оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность и смелость. В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Предлагаем детям вместе подумать: как птицы узнают дорогу на юг? Почему птицы поют? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течет вода? Почему дует ветер? В данном случае могут быть гипотезы: «Птицы сверху видят растения», «Птиц ведут те, кто уже летал на юг», «Птицы определяют дорогу по звездам» и др. Гипотезы, идеи, позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты. Чтобы научится вырабатывать гипотезы, надо научиться размышлять, задавать вопросы.
Развить способность вырабатывать гипотезы можно при помощи следующих упражнений:
1.При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов? (Ветка дерева, телефон, кукла, книга, самовар, барабан). Очень эффективно упражнение, предполагающее обратное действие. При каких условиях эти предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
2. Задания типа «Найдите возможную причину события»: Пожарный вертолет весь вечер кружил над лесом. Друзья поссорились.
3.Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле? (Дж. Фримен)
Представьте, что воробьи стали размером с больших орлов. Что бы произошло?
4.Птицы низко летают над землей. Придумайте 2 логичных предположения. Придумайте 2 фантастических объяснения.
Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Желательно, чтобы на первых этапах столкновения начинающего исследователя с проблемой ставились описательные вопросы: «Кто? Как? Что? Где? Когда?». Задавая такие вопросы ребенок учится наблюдать, описывать и вырабатывает уверенность в понимании настоящего. Например, что растет на ели? Когда птицы улетают на юг?
И только после того как проблемная ситуация по возможности точно описана, можно подняться на следующий уровень – задавать вопросы «Почему? Отчего?» Например, почему птицы улетают осенью на юг?
Последовательно проходя через эти два уровня, ребенок учится наблюдать, описывать, устанавливать ассоциации, усваивать новые задания.
На следующем этапе можно задать субъективные вопросы: «Что я об этом знаю? Что я при этом чувствую? Когда я видел или переживал что-либо подобное?».
Только после всех вышеописанных этапов следует задавать воображаемый вопрос: «Что было бы, если? Что случилось бы, если?»
Оценочные вопросы следуют за воображаемыми: «Что лучше? Что правильнее?» Только тогда, когда дети прошли все предыдущие уровни, должна последовать оценка. При этом важно понимать: если оценочные вопросы появятся раньше, то будет существенно ограничено развитие детского мышления. Педагоги должны готовить детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что еще может интересовать тебя в этой проблеме? Что ты еще можешь предложить или сделать?» Они пробуждают любопытство, заставляют работать воображение ребенка.
Научить детей давать определения понятиям можно разными способами. Один из них работа над загадками.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
Любая загадка представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.
Главными задачами работы над загадкой при развитии познавательной активности являются:
учить детей видеть и понимать образные сравнения;
с помощью модели определять обобщенный образ загадываемого предмета;
учить детей самостоятельно конструировать загадки.
При успешной реализации этих задач дети смогут создавать самостоятельно образные сравнения, овладеть приемами мышления.
Решение указанных задач ведется поэтапно:
Нахождение сходных предметов по какому-либо признаку в окружающей обстановке;
С помощью набора картинок учить детей анализировать и сравнивать различные предметы, искать образные сравнения;
Введение модели, с помощью которой дети учатся загадывать – отгадывать;
Коллективное составление загадок.
I этап.
Исходя из того, что наблюдение и изучение предметов в их многообразных связях являются базой для логически правильного рассуждения и умозаключения, с этой целью на первом этапе предлагаются детям следующие задания:
Задание 1. Цель: учить детей находить сходные предметы в окружающей обстановке по одному общему признаку – по материалу, сравнивать и обобщать их; развивать наблюдательность и внимание
Воспитатель: «Назовите все деревянные предметы в группе».
Дети сначала перечисляют предметы, которые находятся в поле их зрения, потом ищут в группе деревянные предметы: Столы, стулья, двери.
Шкафы, полочки, рамка у зеркала, шкафы в раздевалке и скамеечки, деревянный конструктор и карандаши, они тоже деревянные.
Воспитатель предлагает найти в окружающей обстановке предметы из металла, пластмассы.
Дети выполняют задание, находят нужные предметы, сравнивают их, находят между ними сходные признаки, обобщают по ним.
Задание 2.Цель: учить детей находить в окружающей обстановке предметы схожие по форме; продолжать развивать наблюдательность и внимание.
Воспитатель дает задание: «Назовите все предметы круглой формы».
Дети перечисляют: «Часы, зеркальце из «Парикмахерской», мячики».
Воспитатель задает вопрос: «А если повнимательнее рассмотреть ваши вещи, игрушки, увидите ли вы детали, части круглой формы?»
Дети активно обследуют вещи, игрушки и называют детали круглой формы: Пуговицы тоже круглые, глаза у медведя и голова у него круглая.
Аналогично воспитатель предлагает детям найти предметы треугольной, квадратной, прямоугольной формы.
При выполнении заданий дети испытывают трудности в нахождении предметов схожих по форме, так как бывают невнимательны. Поэтому воспитателю необходимо задавать вопросы, стимулирующие их анализирующее восприятие.
Задание 3.Цель: учить детей находить предметы-заместители, обращаясь к личному опыту; развивать воображение, абстрактное и логическое мышление.
Воспитатель предлагает задание: «Ребята, назовите предметы, которыми можно есть, копать?».
- Есть можно ложкой, вилкой.
- А ложкой можно копать и вилкой тоже.
- Лопатой обычно копают или совком.
Воспитатель обращается к детям с вопросом, побуждающим их на поиск предметов-заместителей: «А если бы у вас под рукой не оказалось в нужный момент ни ложки, ни вилки, чтобы вы тогда делали?».
- Ножом можно и есть и копать.
- Копать можно палкой.
- Линейкой тоже можно землю раскопать, есть тоже можно.
-Руками люди могут кушать, копать руками тоже можно.
В результате заданий удается развить у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умения анализировать, рассуждать, делать умозаключения, то есть развить те мыслительные операции, которые составляют ядро познавательной активности.
II этап.
Этот этап построен так, чтобы активизировать внутреннюю содержательную сторону познавательного интереса, что помогло бы ребенку размышлять. Дети овладевают умением находить образные сравнения. С этой целью предлагаются задания:
Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение:
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму. (Р. Сеф)
Воспитатель: «Почему в стихотворении змею сравнивают с ремешком (луну с глазом, журавля с подъемным краном, кота с пижамой)? Какое между ними сходство?», предложить картинки (змея и ремень, журавль и кран и т.д.), вместе с детьми найти сходство. Например: «Змея, как и ремень, из кожи, тоже длинная»
Воспитатель: «Посмотрите, это предметы-братья, так как они похожи друг на друга по форме как луна и глаз, по расцветке как кот и пижама» и т.д.
Задание усложняется:
Детям предлагается набор картинок с изображением предметов, которые различны между собой, но схожи в образном сравнении (например: гриб – зонтик – шляпа; груша – лампочка; арбуз – мячик; подсолнух – солнце; еж – иголки – булавки; змея – ремень – веревка – шнур и т. д.).
Воспитатель предлагает найти на картинках предметы-братья и объяснить сходство. Если дети, рассматривая картинки, затрудняются дать ответ, тогда воспитатель предлагает послушать загадки, где присутствует образное описание предмета, например:
Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
Ребенок находит картинку с изображением груши и лампочки и проводит анализ этих предметов, объясняя сравнение. Например, «Лампочка похожа на грушу, потому что они висят и похожи по форме».
В результате выполнения задания дети, опираясь на образные сравнения, пытаются объяснить свою догадку, сначала выдвигая свое доказательство, а уже потом тезис (отгадку). Дети глубже и точнее анализируют предметы, рассуждают, делают умозаключения, находят в различных предметах сходство и на основе этого дают образное сравнение.
III этап.
На этом этапе детям предлагается модель, с помощью которой учатся выделять признаки и на этой основе составлять загадки.
Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств предмета. Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление дошкольников развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Этот переход от внешних свойств предметов к существенному отношению – важнейший в развитии познавательной активности. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно воспринимаемым свойствам, качествам вещей. Эти скрытые свойства и связи являются весьма существенными для познаваемого объекта, их осознание поднимает знания детей на более высокий обобщенный уровень, приближает их к пониманию понятия. С этой целью проводятся задания с использованием модели, где дети, опираясь на принцип моделирования, учатся анализировать свойства предметов, составлять собственные загадки.
Модель – на листе бумаги изображены:
человек – назначение и способы использования предмета;
геометрические фигуры – форма предмета;
цветовой спектр – цвет предмета;
кусочки ткани – материал (гладкий, шероховатый).
Задание 1.Детям предлагается для анализа и рассмотрения яблоко. Опираясь на модель, они выделяют признаки данного предмета.
Воспитатель:
- Какой формы яблоко, есть ли эта форма на модели?
- Какого цвета яблоко? Каких цветов бывает?
- Какое яблоко на ощупь?
- Как оно используется человеком?
Ответы детей:
-Яблоко круглое, похоже на шар, круг.
- Оно зеленое, но бывают разные яблоки желтые, красные, смешанных цветов.
- Оно гладкое.
Сложнее всего установить связь «человек-яблоко». Необходимо задать детям дополнительные вопросы. Дети называют: «Варят варенье, есть сок яблочный», «пироги пекут с яблоками», «яблоки люди выращивают, мы едим их, они вкусные».
Воспитатель предлагает проанализировать и сравнить с помощью модели киви, кубик и т.д.
Задание 2.Дети с помощью модели составляют загадки о каком-нибудь предмете. Ребенок показывает на модели свойства загаданного предмета, а остальные ищут отгадку по предложенным свойствам. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они внимательно слушали загадку и не торопились с ответом. Например: «Круглый, оранжевый, шершавый, люди его выращивают, делают из него сок, он вкусный».
На данном этапе работы дети научатся понимать схему и обобщать признаки и свойства предметов на основе модели, что будет необходимо для следующего этапа обучения детей составлению загадок.
IV этап.
Цель: учить детей самостоятельно конструировать загадки, используя образные сравнения; закреплять умения детей сравнивать предметы, образно мыслить при составлении загадок.
Задание 1. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривают несколько предметов (настольная лампа, мяч, книга, аквариум и т.д.).
Воспитатель задает детям вопросы для активизации наблюдательности и подведения их к поиску образных сравнений. Например: «На какие предметы похож мяч? Чем они похожи между собой?», дети сравнивали мяч с шариком, яблоком, апельсином, глобусом, арбузом.
Воспитатель: «Это предметы-братья мяча. А теперь, давайте найдем предметы-братья для других предметов».
Затем каждый ребенок дает свое сравнение предмету. Например,
аквариум: «как дом стеклянный для рыбок», «как большая банка с водой», «похож на маленькое море», «как пруд с рыбками, только дома».
Задание 2.Воспитатель предлагает детям следующее задание: «Пусть каждый из вас нарисует любой предмет, а потом вы к каждому рисунку придумаете загадку».
Дети, нарисовав предметы, придумывают загадки, например:
Цветок: «Растет в саду и на поле, похож на маленькое солнце, круглая серединка, а от нее лучики», «растет, цветет, пахнет, как духи».
Задание 3.Игра «Отгадай и найди предмет».
Правила игры: С помощью считалки выбрать ребенка, который будет водящим и выйдет из групповой комнаты в спальню. Остальные дети в это время определяют какой-либо предмет, находящийся в группе, придумывают про него загадку. После того, как водящий зашел, он должен отгадать и найти этот предмет, отгадав загадку, придуманную детьми.
Условие: Водящий может задать два наводящих вопроса о загаданном предмете (например: «Из чего сделан предмет? Как он используется человеком? Съедобный или несъедобный? Какого он цвета?» и т.д.), если какие-либо качества, свойства, признаки данного предмета не были названы в загадке. В ходе игры детьми составляются и отгадываются загадки.
Развивать поисковую активность детей дошкольного возраста можно разными способами.
Наблюдение, пожалуй, самый популярный и самый доступный метод исследования. Он применяется в большинстве наук и часто используется в повседневной жизни. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Можно сказать, что наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.
Сущность наблюдений заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия - зрительную, слуховую, тактильную, кинестетическую, обонятельную и др.
Для того, чтобы наблюдения выполняли свою положительную роль, у ребенка с раннего детства следует развивать умение наблюдать: не просто смотреть на предмет, а видеть его, так, чтобы затем отчетливо во всех деталях и подробностях представить образ. Это умение видеть не проходит само собой. Необходимо руководить процессом наблюдения. Умение видеть формируется в процессе длительной и кропотливой работы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимосвязи в природе. Наблюдения требует от воспитателя и от ребенка серьезной подготовки, выдержки, а главное терпения.
Наблюдения могут быть проведены на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на земельном участке, в зимнем саду, в уголке природы, в лаборатории.
Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда - негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки. Наблюдать за тем, как морская свинка с радостью поедает листья одуванчиков, принесенные ей детьми с улицы, следует после прогулки.
Важным является вопрос и о том, что же должно составлять содержание наблюдений: перечисление предметов, их описание или интерпретирование, в каком направлении должно двигаться наблюдение – от недифференцированного целого к отдельным частям или, наоборот, от отдельных и разрозненных деталей к единому целому. С.Л.Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает смысловая интерпретация, как частей, так и целого.
Детей знакомят с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся различать растения, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки форму, размер, окраску листьев, плодов, цветов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю, стволу, веткам переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев поглощение солнечного света. Цветок это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения.
В содержание наблюдений за животными включаются следующие компоненты: способы передвижения (как и с помощью каких органов оно происходит); облик: части тела, особенности строения, характеристики (окраска, форма, размер) внешних органов; ориентировка в пространстве (как прислушиваются к звукам и шумам, как осматриваются); как реагируют на окружающее; среда обитания особенности местности, корм, другие животные соседи (враги, нейтральные); взаимоотношения с людьми реакция на их появление; жизненные проявления в разные сезоны: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездостроение, запас кормов, их поиск зимой.
В процессе систематического ухода за растениями и животными воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям уголка природы, заботиться о живых существах, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость к достижению результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.
Процесс наблюдений иногда бывает не совершенен по своей структуре и методике. Наблюдения превращаются в недостаточно управляемый, почти стихийный процесс, проходят хаотично, вследствие чего выпускаются из виду существенные детали, внимание детей отвлекается на другие объекты. Такое наблюдение не может способствовать образованию полных и четких представлений, или наоборот, чрезмерным педагогическим воздействием воспитатель подавляет инициативу ребенка.
Воспитателю следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном, быть не равнодушным.
Процесс наблюдения объектов по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых, имея конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей органической связи с другими, служит достижению общей цели наблюдения.
Первый этап – подготовительный. Этот этап может непосредственно переходить в наблюдение, а может несколько отстать по времени от начала наблюдения. Самое главное на этом этапе – вызвать интерес к объекту. Вызвать интерес к объекту можно такими приемами, как использование личного опыта детей, краткая беседа или чтение литературного произведения, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций и рисунков.
На втором этапе необходимо направить произвольное внимание ребенка и сосредоточить его на наблюдаемом объекте, поддерживать интерес к нему.
В младших и средних группах дошкольного учреждения рекомендуется использовать моменты сюрпризности, загадочности, неожиданности. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать художественный образ-загадку. Загадка должна сосредоточить внимание ребенка на главных признаках объекта.
В начале наблюдения можно использовать чтение стихотворения или пение песенки. Они помогают ребенку увидеть самые характерные черты наблюдаемого объекта. Так, например, наблюдение за одуванчиком воспитателю можно начать со стихотворения, в котором раскрыто место произрастания, внешний вид, далее проводится наблюдение за самим растением.
Вечером рекомендуется понаблюдать за тайнами теней и превращений: в кого превращаются лужи, сугробы, кусты, деревья т.п. Это своеобразное общение поможет дошкольникам увидеть тайны изменений природы в разное время суток. Прием способствует развитию детского воображения.
Интересен еще один прием, заставляющий ребенка рассмотреть объект, самому исследовать его и на основе собственных наблюдений сделать «открытие». Например, дети наблюдают весной за изменениями в жизни растений. Они видят набухшие почки и отмечают, что по сравнению с зимой почки стали толще. Далее воспитатель предлагает понаблюдать за их изменениями в течение каждого дня. Через несколько дней рассказать об этом группе.
На третьем этапе с детьми предстоит последовательно обследовать предмет и осмыслить воспринятое.
Успех наблюдения во многом зависит от содержания и последовательности вопросов, продуманных заранее, от того, насколько воспитатель предвидит ответы детей и реагирует на их активность.
В процессе наблюдения воспитатель использует в основном вопросы, выясняющие знания детей об определенных объектах и явлениях природы, и вопросы, требующие обобщения фактического материала; установления связей и зависимостей в природе. В старшем дошкольном возрасте рекомендуется использовать альтернативные вопросы, требующие выбора ответа из двух или нескольких возможных. Ценны вопросы, способствующие раскрытию причин, явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы, поскольку, отвечая, дети стараются полнее охарактеризовать явления, назвать словом установленную связь, обозначить в своей речи последовательность развития. Например, наблюдая за небом с детьми подготовительной группы, следует обратить внимание детей изменение неба в разное время суток.
- Как вы думаете, что такое небо?
-Чем вам нравится утреннее небо?
- Сравните цвет неба, когда оно высоко над нами и когда оно ближе к земле? Отгадайте загадку:
Это что за потолок:
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый,
Кружевной и синий-синий. (Небо)
-Что можно увидеть на небе?
-Почему облака называются кучевыми?
- Как образуются облака?
Воспитатель предлагает посмотреть как красивы облака и небо ранней весной.
Этот этап по своему содержанию и роли в наблюдении, можно условно разделить на три части:
а) обследование предмета или явлениями;
б) анализ обследуемого объекта;
в) обследование, раскрывающее не только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях.
На этом этапе важно детям показать приемы правильного последовательного обследования и помочь усвоить их.
На четвертом – заключительном этапе подводятся итоги и закрепляются полученные представления и знания о предметах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.
Подведение итогов не должно быть простым перечислением уже ранее названных признаков. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Например: воспитатель проводит наблюдение «Узнаем ли мы деревья нашего участка зимой?» После рассматривания деревьев различных пород, их стволов, веток, почек, нахождения признаков сходства и различия, воспитатель подводит итог:
«Вы сегодня узнали наши деревья. Оказывается они не похожи друг на друга. Все деревья сейчас спят. Им тепло под снегом.»
Закрепление, уточнение представлений, полученных во время наблюдений, успешно осуществляется в ходе дидактических заданий, которые в основном проходят в форме игры.
Закончить наблюдение рекомендуется чтением стихотворения. На прогулке необходимо проводить наблюдения, которые развивают память, мышление, речь. Обязательным является использование художественного слова. Необходимо, чтобы наблюдения сопровождались пением песен (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими упражнениями.
Помимо содержания, чрезвычайно важно определить организационно-методические формы проведения наблюдений за объектами природы. Педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы интерес детей к обитателям уголка возрастал, представления о них постоянно расширялись, а к концу учебного года любой ребенок мог бы быть экскурсоводом по уголку природы. Этим требованиям отвечает циклическое наблюдение, которое организуется в различные режимные моменты повседневной жизни.
Отдельно взятый цикл - это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ним. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев формирует устойчивый познавательный интерес детей к нему. В результате у малышей возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.
Например, цикл наблюдений за рыбкой может включать в себя следующие направления:
1. Кто живет в аквариуме? (Улитка, рыбки, водоросли, камешки и пр.). Какие они?
2. В каких условиях живет рыбка? (Где она плавает, чем дышит).
3. Что и как ест рыбка?
4. Что есть у рыбки? (Голова, туловище, плавники, хвост, чешуя, глаза, жабры, рот и т.д.). Почему такое обтекаемое тело?
5. Рыбка живая. Как о ней надо заботиться?
6. Как рыбка плавает? (Вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад, медленно, быстро).
7. Как рыбка отдыхает?
8. Аквариум с рыбками - это красиво.
Цикл наблюдений проводится в течение длительного времени. На неделю планируется одно-два наблюдения. Таким образом, цикл из восьми наблюдений может быть реализован в работе, например, со старшими детьми за 1,5-2 месяца. Составление и разработка цикла наблюдений - это творчество педагога: его можно спланировать по-разному (короче, длиннее, с включением самых разных моментов и ситуаций), в цикле всегда учитываются конкретные особенности объекта природы.
По каждому животному уголка природы во всех возрастных группах составляются отдельные циклы наблюдений. Дети должны знать и любить своих питомцев. Специальные циклы наблюдений посвящаются представителям растительного мира: комнатным растениям, растениям, произрастающим на участке детского сада (вязу, акации, клену, сосне, тополю и пр.), первоцветам. Все, что постоянно находится рядом с ребенком, должно быть им замечено, должно привлекать его внимание, вызывать интерес: зимующие птицы, насекомые.
Необходима специальная подготовка к наблюдениям. Например, перед тем, как наблюдать за тем, как птица отдыхает и спит вечером, нужно включить свет с одной стороны, соблюдать тишину и т.д. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения: послушать, как птица поет, какие звуки издает, что означает пение птицы и пр.
Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой. Одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное - хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Организуя наблюдения, необходимо обеспечить активность, осмысленность восприятия. Чтобы добиться этого, нужно сформировать у детей предварительные знания и представления об изучаемом предмете или явлении, пробудить интерес к объектам наблюдения. Эта деятельность неразрывно связана не только с восприятием, но и с мышлением, речью, волей, эмоциями ребенка
Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдений, должен обеспечивать постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому.
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, "выпускают" ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.
В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками - галочками соответствующего цвета.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.
Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель направляет познавательную активность дошкольников.
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).
Обычно проект состоит из трех основных этапов:
1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.
2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.
Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.
Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.
Сроки проведения экологического проекта - не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.
Важнейший вид поисковой деятельности экспериментирование. Детское экспериментирование особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Поддьяков).
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Познавательная задача опыта должна быть ясно и четко сформулирована. Ее решение требует анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи. Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей.
Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.
Особенно интересно детям экспериментировать с предметами живой и неживой природы. Так, посадив семена цветов зорьки и календулы в специальные стаканчики, дети наблюдают за их развитием: какое семя быстрее проросло, почему; какое влияние на развитие растений оказывает человек, зависит ли рост цветов от погодных условий. Результаты наблюдений заносятся в специально разработанный календарь (рисунками или специальными обозначениями).
Эксперимент проводится с двумя видами цветов для сравнения и выявления причин несоответствия. В календаре наблюдений фиксируется, как дети ухаживают за растением также с помощью символов (палочка для рыхления, кружка для полива и пр.). Для того, чтобы установить, почему семя календулы проросло быстрее, чем семена зорьки, воспитатель предлагает детям рассмотреть их через лупу, ощупать, обнюхать и пр. В результате дети устанавливают: оболочка семени зорьки твердая, толстая, шершавая, не рассыпается под воздействием силы, а у календулы оболочка тонкая и очень хрупкая, семя в виде волосинки, при внешнем воздействии быстро разрушается. Следовательно, под воздействием сырой почвы и тепла семя календулы быстрее прорастает.
Эксперимент «Как вода исчезает». Воспитатель предлагает взять разные предметы, например, губку, газету, кусок ткани, полиэтилен, металлическую пластину, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Аккуратно ложкой поливать их водой.
-Какие предметы не впитывают воду?
- Какие впитывают воду? Какие из них лучше это делают?
-Весь предмет намокает или только то место, куда попала вода?
Воспитатель предлагает налить воду в фарфоровое блюдце:
- Оно не впитывает воду, это мы уже знаем. Границу, до которой налита вода, чем-нибудь отметим, например, фломастером. Оставим воду на один день и понаблюдаем, что произошло.
На следующий день воспитатель с детьми определяют, что часть воды исчезла. Отмечают новую границу, через день вновь проверяют уровень воды. Она не могла вытечь, не могла впитаться. Значит, она испарилась и «улетела» в воздух в виде маленьких частиц.
В процессе проведения исследовательской деятельности необходимо развивать экологическую грамотность детей, воспитывать активную природоохранную позицию. Наблюдая за изменениями, происходящими в течение нескольких дней на дереве, воспитатель задает вопрос: «Почему листочки свернулись?» Этот вопрос послужит толчком к обследованию объекта и установлению причины: появление куколки бабочки. Что же необходимо сделать, чтобы дерево не погибло? Одно из решений: опрыскать растение мыльным раствором. Мы сделали это вместе с детьми.
Работая на огороде, ребята замечают, что там, где много сорняков, редис мелкий, а там, где их нет, крупный. Вывод: сорняки мешают росту растений. Срезая аккуратно веточки деревьев, воспитатель наблюдает вместе с детьми, у какого дерева и где (в темном месте или на свету) листочки распустятся быстрее. Дети делают умозаключение: какие условия необходимы для роста растений.
Таким образом, в организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:
1. Постановка проблемы (задачи).
2. Поиск путей решения проблемы.
3. Проведение опытов.
4. Фиксация наблюдений.
5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.
Исследуются и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. Например, воспитатель предлагает слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
Экспериментирование необходимо связывать с другими исследовательскими методами. Так, например, экспериментирование в лаборатории с песком обязательно нужно связать с наблюдениями на прогулках, экскурсиях. Необходимо обратить внимание детей на песочницу во время дождя и в сухую погоду:
- Чем отличается сухой и мокрый песок? Пусть дети попытаются слепить замки из сухого и мокрого песка. Что означает выражение: «Строить замки на песке»?
Воспитатель предлагает детям пройти сначала по влажному песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы? Что происходит со следами, когда земля высыхает?
Далее можно прочитать и обсудить с детьми стихотворение. При обсуждении необходимо вспомнить результаты экспериментирования.
Песчаный дом.
Поутру из черной тучи
Падал дождик целый час.
Отсырел песок сыпучий
За калиткою у нас.
Сразу взялся я за дело
И построил дом с окном.
В полдень солнышко пригрело –
И рассыпался мой дом.
(Г. Люшнин)
Вопросы для обсуждения:
Почему герой стихотворения решил строить дом сразу после дождика?
Каким стал песок после дождя? Почему он стал таким?
Почему песочный дом рассыпался сразу после того, как пригрело солнышко? Что с ним произошло?
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.
Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
В программе “Детство” обращается внимание педагогов на обязательное наличие материалов, активизирующих познавательную деятельность, в том числе “большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций”.
Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно. Для выяснения позиции родителей необходимо провести анкетирование.
Коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им можно предложить классификацию видов коллекционирования, консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности.
В группе можно собрать коллекции камней, ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений, злаков, коллекция орехов, металлов, коллекция “Это интересно” (фотографии животных, птиц, обитателей подводного мира), перьев.
Для начала можно собрать в группе общую коллекцию из овощей и фруктов, но не обычную, а в виде поделок из них. Принести в группу какую-либо поделку из овощей. Чтобы игрушке было не скучно, предложить детям вместе с родителями смастерить для нее друзей. Когда коллекция пополнится другими объектами, то предложить детям рассказать о них.
Собирая эту коллекцию, можно закрепить с детьми названия овощей и фруктов, животных, использовать экспонаты коллекции на занятиях по математике для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета (детям предложить игры “Кого не стало”, “Четвертый лишний”, “Кто на каком месте стоит”).
Во время прогулок, играя в песочнице, представить с детьми, что мы пираты, которые ищут клад. Проводя “раскопки” вместе с детьми обнаружить несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие?
Вечером прочитать с детьми сказку “Неприступная гора”, после этого можно начать собирать коллекцию камней. Коллекция пополняется после прогулок и после выходных, после отдыха детей на море.
Вместе с детьми в средней группе собрать коллекцию листьев с разных растений. А в старшей группе изготовить с детьми дидактическое лото из сухих листьев.
Если начать коллекционировать со средней группы, то к концу года дети уже проявляют все больший интерес к собиранию коллекций, становятся более любознательными и увлеченными. В старшей группе после чтения рассказа А.Гайдара “Чук и Гек”, в котором говорится, как запасливый Чук хранил в своей баночке множество разных полезных вещей, можно попросить детей рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад.
Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.
Все выше перечисленные способы развития поисковой (исследовательской) активности необходимо использовать в комплексе и не от случая к случаю, а систематически. Только тогда можно добиться хороших результатов. Китайская пословица гласит: “Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму”. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано развитие поисковой активности дошкольников. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы “как?” и “почему?”. Воспитателям необходимо делать все больший акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Информационные ресурсы:
1. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. // Дошкольное воспитание.-1998 -№7
3.Костюченко О. Экспериментируем. // Дошкольное воспитание.- 2006 -№8
4.Нуждина Т.Д. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. /http:// 1september.ru
5.Организация и методика проведения наблюдений на прогулке. Методические рекомендации./ Автор – составитель А.П. Самородова. –Тамбов, 2003
6.Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании.// Дошкольное воспитание.- 2006 -№1
7. http://rewolution.allbest.ru