Статья на тему Развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов в процессе проектной деятельности на уроке музыки
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКЕ МУЗЫКИ
Реферат
Автор:
Кригер Елена Юрьевна,
учитель музыки
МОУ Воздвиженской СОШ
Угличского МР
Ярославль, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
4
§ 1.
Понятие «познавательная активность»
§ 2.
Психолого-педагогические особенности развития учащихся 5-6 классов
§ 3.
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности учащихся
§ 4.
Особенности проектной деятельности на уроке музыки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В условиях модернизации российского образования, которая предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей, важнейшей остается проблема развития познавательной активности учащихся, развития их интереса к учению. Такая проблема стала и передо мной.
Обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся, поэтому поиски новых технологий и методов работы в школе стали для меня основополагающими.
В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения, к числу которых относится метод проектов.
Все, кто сегодня связан с образованием, понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их активность в образовательном процессе, а без активности ребенка образование невозможно.
И. Сергеев рекомендует на «серьезных предметах» (родной язык, литература, история, география, биология, химия, математика, физика), где метод проектов малоэффективен, использовать его во внеклассной деятельности в форме межпредметных связей. На таких уроках, как иностранный язык, информатика, музыка, изобразительное искусство, МХК, технология, граждановедение, экология, проектная деятельность необходима как в процессе урока, так и во внеурочной работе при которой выполняются наиболее полноценные проекты. Программа «Музыка» Д.Б. Кабалевского не предусматривала проектную деятельность. Связано, вероятно, это было с тем, что метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был забыт.
Сегодня проектная форма является необходимым компонентом образовательного процесса в современной программе по музыке. Авторы программы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, – предлагают вводить проектные формы работы, начиная с 5 класса. Для учителей музыки это абсолютно новая работа, поэтому возникает достаточно много вопросов: как организовать деятельность, какие темы выбрать, чтобы детям было интересно, какие виды проектов бывают и т.д.?
Именно поэтому тема данной работы является актуальной и значимой и лично для меня и для современного музыкального образования.
Цель реферата - показать влияние проектной деятельности на развитие познавательной активности учащихся 5-6 классов.
В процессе работы решались следующие задачи:
раскрыть понятие «познавательная активность»;
определить психолого-возрастные особенности развития учащихся 5-6 классов;
выявить возможности проектной деятельности как средства развития познавательной активности учащихся;
охарактеризовать особенности использования проектной деятельности на уроке музыки.
Степень разработанности проблемы предполагала обращение к весьма обширному и разнообразному кругу материалов. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Коменский Я.А., Ушинский К.Д., Локк Д., Руссо Ж.-Ж. определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации (Маркова А.К., Лозовая В.И., Щукина Г.И. и многие другие). Особенности проектной деятельности представлены в трудах Домрачевой С.А. ,Левитес Д.Г., Полат Е.С., которые описывают образовательные технологии, применяемые в современном учебном процессе общеобразовательной школы. Методические аспекты использования методов проектов на уроках музыки и опыт проведения уроков, на которых учащиеся занимаются проектной деятельностью, представлены в разработках учителей-практиков: Вороновой Е., Ефремовой Т., Кормишенковой Е.М., Галковой И.В., Грибоедовой С.О., Василенко О.В.
§1 Понятие «познавательная активность»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики.
Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения. Познавательный процесс является результатом функционирования всех элементов дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих элементов, поэтому большое значение придается не только количественной оценки эффективности, но и главным образом общему анализу методов воспитания и познавательной деятельности обучаемых.
Познавательная активность – это психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания [21, с. 27].
В содержании понятия «познавательная активность» можно выделить несколько направлений. Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию (Д. Локк) [14, с. 145]. Общеизвестно, что человеку свойственно стремление к познанию. Это стремление проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие учащегося. Д. Локк в работе «Мысли о воспитании» утверждает идею единства физического и духовного развития известным тезисом «Здоровый дух в здоровом теле». При сильном теле, считает автор, легко продвигаться вперед по выбранному пути. Проводя идею единства физического и духовного развития, автор видит в этом единстве важные педагогические средства развития познавательной активности. Так, например, для поддержания интереса к занятиям, следует их прекращать до момента полного утомления, когда у ребенка сохраняется ожидание от первого занятия. Тем самым, выделяется педагогическое средство – регулирование учебной нагрузки и ее дозирование в зависимости от утомляемости учащихся. Итак, естественное стремление к познанию развивается в учебном процессе при его регулировании со стороны педагога и организации учебной деятельности школьника так, чтобы в нее вовлекались разные стороны его психической деятельности, подобно другим сферам его жизни, например, в беседах, играх, занятиях в семье или при встречах с товарищами.
Достаточно популярна и другая точка зрения: познавательная активность понимается как характеристика школьника: ее интенсивность и напряженность. Множество работ отечественных педагогов посвящено проблеме активизации учебного процесса (П.Н. Груздев, Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг, Т.И.Шамова и др.). Эти авторы исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения, проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и делают вывод, что самостоятельность является высшим уровнем активности.
Т.И. Шамова отмечает: «Мы не сводим познавательную активность к простому напряжению интеллектуальных и физических сил ученика, а рассматриваем ее как качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей» [20, с. 208]. Познавательная активность отражает определенный интерес школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора.
Есть еще одна группа ученых, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму [21, с. 160].
Преимущественно, проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, как свидетельствует анализ литературных источников, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов. Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [9, с. 10-14].
Таким образом, анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному: одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность. На основании проведенного анализа мы для себя определяем познавательную активность, как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убежденность ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности.
Различают познавательную активность двух типов:
направленность на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность);
создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность) [20, с. 75].
Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности.
Г.И. Щукина выделяет репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации методов обучения [21, с. 27].
Т.И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия. Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу. Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях. Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем [20, с. 75].
Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, нужно в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной активности учащихся.
Первый этап - восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание. Второй этап - применение знаний на практике.
В этой связи отметим, что В.А. Крутецкий сумел выделить и обосновать специфику групп упражнений, способствующих решению этих задач.
Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения должны включать:
вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных элементов знаний для решения тех или иных конкретных типовых задач;
задания, приводящие к осознанию необходимости применения приобретаемых знаний для выполнения разных по психологической природе и сложности систем практических действий;
задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех или иных умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности [10, с. 68].
Для второго этапа протекания познавательной деятельности необходима система упражнений, в которой способ выполнения очередного задания не всегда совпадает со способом выполнения предыдущего. При этом важно, чтобы с первого момента формирования умений и навыков при изучении любого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при изучении предыдущего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).
В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучаемых наиболее трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в этой системе упражнений должна обеспечиваться и заданиями с недостающими или противоречивыми данными.
В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.
При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, демонстрации, чтения литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо проблемных, поисковых заданий.
При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.
Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:
Наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.
Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют).
Определенный уровень самостоятельности в изучении наук.
Достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между обучаемыми и преподавателями.
Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.
Таким образом, познавательная активность в ее конкретном проявлении сугубо индивидуальна, а активизация познавательной деятельности является комплексным процессом, включающим ряд взаимосвязанных мероприятий.
§2. Психолого-педагогические особенности развития
учащихся 5-6 классов
Период обучения в пятом-шестом классах занимает в процессе развития школьника особое по важности место: именно в подростковом возрасте закладываются основы мировоззрения учащихся, формируются вкусы, эстетические идеалы, но в то же время именно этот период характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный.
Подростковый период развития охватывает возраст от 12 до 15 лет (± 2 года), характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В организме возникают резкие перемены в связи с деятельностью желез внутренней секреции и обменом веществ. Нарушение прежней слаженности в деятельности организма и еще не отрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения от бурной активности к вялости и апатии. Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый человек, а по внутренним особенностям и возможностям - это во многом еще ребенок. Наряду с этим, вместе с чувством взрослости у подростка пробуждается и активно формируется самосознание, обостренное чувство собственного достоинства. Подростку свойственна повышенная критичность. Если, будучи ребенком, он на многие события в окружающем мире не обращал внимания или был снисходителен в своих оценках, то, став подростком, он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.
Возраст с 11 до 14 лет в отечественной психологии многими учеными считается критическим периодом развития. Л.И. Божович связывает возникновение данного кризиса с тем, что быстрый темп физического и умственного развития создает предпосылки для образования таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста [4, с. 86].
Л.И. Божович полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами.
По мнению некоторых учёных, пик интеллектуального развития достигается учеником в 12 лет. Однако это не значит, что 12-ти годами процесс творчества заканчивается, он только начинается. Именно в этом возрасте начинается осознанное проявление интереса ко всему новому, к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении интеллектуальных умений, потребность в активной творческой деятельности. Огромное значение в этом возрасте для развития способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддержание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки. Этот процесс достаточно сложный, во многом его результативность зависит от взрослого, который является авторитетным взрослым для подростка. Зачастую, именно в этом возрасте мы сталкиваемся с такой ситуацией, что один и тот же ученик у одного педагога на уроке активен, любознателен, при одинаковых способностях к учебным предметам в одном случае показывает высокие учебные результаты, в другом – абсолютно безынициативен, отказывается участвовать в учебной работе, проявляет не самые лучшие личностные качества. Это связано с тем, насколько взрослый создал условия для максимального проявления активности на своём уроке для всех учащихся, независимо от их личностных качеств, насколько сам взрослый способен к адекватной оценке учебных умений школьника. Педагог, работающий с подростками, должен понимать, что чрезмерная критичность, недооценка знаний, умений ученика, пренебрежительное отношение к его достижениям может привести к тому, что способный, творчески активный, инициативный ученик не только перестаёт быть таковым, но и начинает себя вести совершенно противоположным образом.
Познавательная активность, направленная на познание существенных свойств предметов и явлений, понимание значимых связей между ними, наиболее характерна для учащихся 5-6-х классов.
Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни школьника, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых - педагогов и родителей. Барьерами являются репродуктивный характер предъявляемых знаний, невыявленность их связи с реальной действительностью и репродуктивный характер образования, а также несвязанность их с ведущими потребностями возраста. Все это ведет к формализму в усвоении школьных знаний, центрации учебной мотивации на оценке.
Научные данные показывают, что в современной школе целом учащиеся проявляют желание учиться, иногда очень сильное. Вместе с тем, подобная мотивация учения в значительной части случаев базируется не столько на познавательной мотивации, сколько на мотивации достижения и сама по себе не только не служит показателем познавательной активности детей, но может вступать в определенное противоречие с ней. Но при этом на протяжении подросткового возраста пик познавательной активности отмечается именно в 5–6-м классах.
Наибольшее влияние на развитие познавательной активности оказывает отношение взрослых - учителей и родителей, их ожидания в отношении успехов ребенка и перспектив его будущей жизни. Принципиальное значение для развития познавательной активности на всех возрастных этапах имеют не только характер познавательных потребностей окружающих ребенка взрослых, их умение и желание передать свои интересы, знания ребенку, но и отношение к нему и к самому себе.
На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. Большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проектная деятельность.
§3. Проектная деятельность как средство
развития познавательной активности учащихся
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, активизация его самостоятельной продуктивной познавательной деятельности.
Одной из таких технологий является проектная методика.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности, стимулирует познавательную активность учащихся.
Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать познавательный интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления, суть которого состоит в вечном поиске фактов, их анализе, логическом выстраивании фактов для познания нового на основе аргументированного рассуждения.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Что же представляет собой проектная методика?
Метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если говорить о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
В современной педагогике метод проектов рассматривают как одну из личностно ориентированных технологий обучения, интегрирующую в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Таким образом, на рубеже XX–XXI вв. метод проектов понимается не только как один из способов организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся («метод обучения»), но и как целостная «педагогическая технология», которая: а) предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования и проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов; б) включает в себя обоснованную систему приемов и форм деятельности учителя и учащихся на различных этапах реализации учебного проекта, сформулированные критерии оценки результатов этой деятельности; в) применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.).
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий).
Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
Количество участников проекта.
Продолжительность проекта.
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов
Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и т.д.).
Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, т.д.). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры, стимулирует их познавательную активность.
§4. Особенности проектной деятельности на уроке музыки
Современный взгляд на эстетическое образование в области «Музыкального искусства» диктует нам иной подход к выстраиванию учебно-образовательного процесса – весь музыкально-образовательный процесс должен быть направлен на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитание потребности в музыкальном самообразовании, чему способствует проектная деятельность.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов» можно включить в практику, начиная с 3 класса.
Сценарные проект - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
Авторы современной программы по музыке для общеобразовательной школы – Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева – предлагают вводить проектные формы работы в основной школе, начиная с 5 класса. Они предлагают начать с выполнения проектных заданий, потом перейти к простым проектам, постепенно увеличивая их степень сложности. Так, в 5 классе авторы предлагают использовать в основном творческие проекты, информационные (темы проектов «Взаимосвязь музыки композитора с произведениями изобразительного искусства), в 6 классе дети переходят к созданию информационно-исследовательских проектов, исследовательских (мини-сообщения на темы по выбору: «Отражение жизни человека в жанрах народных песен», «Былинные образы в русском фольклоре», «Народные музыкальные инструменты Руси», «Кто такие скоморохи?», «Музыка на народных праздниках», «Современные исполнители народных песен» к уроку по теме «Образы русской народной музыки. Народное искусство Древней Руси»; темы проектов «Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве»; «Образы защитников отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе»; «Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы»; «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего»; «Музыка в храмовом синтезе искусств от прошлого к будущему»; «Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения»; «Авторская песня: любимые барды»). Причем, тематика проектов определяется с учётом возрастных особенностей учащихся, к темам проектов, которые приведены на страницах учебника, учащиеся готовятся в течение года. На мой взгляд, чтобы метод проектов был более эффективен, нужно, чтобы учащиеся ощутили бы потребность в этой деятельности, поэтому должен быть выбор: воспользоваться предложенными темами или сформулировать их самим.
В современных журналах по музыкальному образованию появились уже первые публикации учителей-практиков, которые делятся своим опытом по использованию метода проектов.
Ефремова Т. в своей статье «Метод проектов в музыкальном образовании», опубликованной в журнале «Искусство в школе» в 2009 году, пишет о проблемах общего и музыкального образования, раскрывает метод проектов как современную инновационную технологию и особенности ее использования в рамках музыкального образования. «Жизнь не стоит на месте. Она меняет цели образования, следовательно, содержание и методы. Учителю необходимо претворять комплексный подход в построении уроков, которые должны стать уроками искусство со всеми вытекающими из такого подхода целями, содержанием и методами» [7, с. 78].
Воронова Е. в своей статье «Проектная деятельность учащихся как составная часть современного урока музыки», опубликованной в журнале «Искусство в школе» в 2009 году, предлагает новые интересные формы проектной деятельности, такие как, создание пятиклассниками школьного рукописного журнала, в котором они в течение учебного года делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке, пишут рецензии на посещенные концерты; создание и исполнение классного гимна и т.д. Причем, важно, что процесс приобщения в проектной деятельности происходит через самих детей: самые деятельные и инициативные ученики вовлекают в творческий музыкальный процесс своих товарищей [5, с. 25].
Новикова Л.А., учитель музыки МОУ СОШ № 5 г. Красноярска, описывает, как она использует метод проектов по программе Сергеевой Критской в 6 классе по теме «Музыкальные образы камерной музыки». В начале урока класс делится на малые группы сотрудничества, в группах сначала индивидуально, а затем совместно обсуждается и «выдвигается» проблема: что раскрывает понятие камерная музыка? Затем формулируется цель исследования: расширить границы познания о жанровых и стилистических особенностях камерной музыки.
Как идти к решению этой проблемы? Определяются пошаговые этапы или задачи исследования: выяснить содержание понятия – камерная музыка; изучить информацию о жанрах, композиторах и исполнителях камерной музыки; раскрыть жанровые и стилистические особенности камерной музыки.
Естественно, что при планировании такого вида уроков учитель ставит и решает для себя следующие цель и задачи: сформировать целостное представление о камерной музыке через решение следующих задач:
побудить детей к самостоятельному и групповому поиску информации о композиторах, жанрах, исполнителях камерной музыки;
научить систематизировать собранный материал;
обучить умению коллективно размышлять о музыкальных жанрах, стилистических особенностях камерной музыки;
развить эмоционально-образное представление звучащих музыкальных произведений;
развить индивидуально-личностное отношение учащихся к камерной музыке.
Когда обозначена проблема, цель, этапы ее реализации, учащиеся приступают к сбору информации. Предлагается уже сформированным группам поработать с мультимедийным диском «Энциклопедия классической музыки» (серия «Интеллектуальный мир», фирма Cominfo). Каждая группа получает задание найти информацию по содержанию диска по заданной теме: первая группа - о жанрах камерной музыки, вторая группа – об определенных композиторах; третья группа - в разделе audio предлагается прослушать некоторые музыкальные произведения, четвертая группа - об исполнителях с мировым именем.
На последующем этапе формируются группы сменного состава (от каждой ранее сформированной группы по одному человеку в новую). Учащиеся в группах сменного состава по карточкам получают новое задание: по эпохам рассмотреть творчество данного композитора, с прослушиванием указанных музыкальных произведений.
Подведение итогов работы малых групп сменного состава заключается в выступлении представителей каждой группы (раскрытие творчества композитора сопровождается звучащими музыкальными произведениями камерной музыки). Выступающим задаются вопросы, далее выступления коллективно обсуждаются: выясняется, достаточно ли получено знаний даже в рамках творчества одного композитора, можно ли считать, что в рамках урока раскрыты все запланированные этапы и решена проблема, имеют ли учащиеся полное представление о камерной музыке?
Сформированные группы получают задание на дом найти дополнительный материал (используя Интернет-ресурс) по творчеству композиторов в области камерной музыки, собрать фонотеку их музыкальных произведений, затронув и инструментальные, и вокальные жанры, ярчайших исполнителей этой музыки.
В рамках работы над проектом «Камерная музыка» возможно расширение рамок урока по таким направлениям, как: посещение концертных площадок города (камерной музыки); творческие работы в виде презентации; оформление фонотеки; организация концерта камерной музыки в школе, авторская разработка сценария концерта; оформление альбомов о творчестве композиторов или истории создания произведения; организация музыкальной викторины; проведение КВН по теме «Камерная музыка» [27].
В статье «Проектная деятельность на уроках музыки в общеобразовательном учреждении», Е.М. Кормишенкова описывает свою проектную работу. В учебный процесс автор старается вводить систему нетрадиционных уроков, на которых используются новые информационно-коммуникативные технологии. Автор предлагает проводить занятия с использованием проектной деятельности между классами: так, например, учащиеся 7 класса разработали ряд проектов по творчеству М.И. Глинки и выступили с ними на уроке музыки перед учащимися 3 классов, представили свои презентации и музыкально-литературные композиции [26].
Метод проектов в музыкальной подготовке школьников, как видно из статей, это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал. Как показывает опыт, преподавание музыки с использованием проектирования неизменно вызывает у учащихся энтузиазм и высокий интерес к содержанию урока.
Заключение
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Идея активизации обучения имеет большую историю, начиная с учений античности и кончая современными психолого-педагогическими исследованиями, разработка данной педагогической проблемы нашла глубокое всесторонне освещение в теории педагогики и психологии.
Под активизацией познавательной деятельности подразумевается целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности. При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности.
На протяжении подросткового возраста пик познавательной активности отмечается именно в 5-6-м классах, и учителю остается лишь подобрать оптимальный вид деятельности учащихся, соответствующий индивидуально-психологическим особенностям ученика. Большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся имеет проектная деятельность.
Проект – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Различают следующие типы проектов: исследовательские; творческие; игровые; информационные проекты; практико-ориентированные проекты. Как показывает опыт, в преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
На уроках с использованием метода проектов учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению.
Современные педагогические технологии и внедрение компьютерных возможностей в музыкальное образование позволяют совершенствовать содержание учебно-образовательного процесса, повышают информационную емкость уроков музыки. Это особенно важно в ситуации весьма ограниченного времени, отводимого базисным учебным планом на освоение предметной области «Музыкальное искусство». Насыщенность и интенсивность познавательной деятельности, потребность в музыкальном самообразовании обеспечивается мультимедийными возможностями компьютера в организации учебного содержания. Это в значительной мере способствует визуализации музыкальной информации, качественному и полному музыкальному восприятию и мышлению каждого ученика, повышения мотивации обучения.
Литература
Бабаева Ю.Д. Тренинговые методы выявления одаренности [Текст] /Ю.Д. Бабаева //Под ред. В.И. Панова. - М., 1997. – 69 с.
Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность уч-ся в обучении. Избр. педагог. труды. [Текст] /Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Бычков В.И. Метод проектов в современной школе [Текст] /В.И. Бычков. - М., 2000. – 152 с.
Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. [Текст] /Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. – 86 с.
Воронова Е.Р. Проектная деятельность учащихся как составная часть современного урока музыки [Текст] /Е.Р. Воронова //Искусство в школе. - №3. - 2009г. - С.25.
Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе [Текст] /Е.М. Горенков //Наша школа. - 2003. - №4.- С. 45-49.
Домрачева С.А. Проектная деятельность в образовании [Текст] /С.А. Домрачева. – Йошкар-Ола, 2007. – 234 с.
Ефремова Г. Метод проектов в музыкальном образовании [Текст]/Г. Ефремова //Искусство в школе - 2009- №4. – 78 с.
Intel «Обучение для будущего»: учебное пособие [Текст]. – М., 2000.
Коменский Я.А. Великая дидактика: изб. пед. произвдения. В 2-х т. [Текст] /Я.А. Коменский - М.: Педагогика, 1982. - Т.1, 242 с.
Красновский Э.А. Активизация учебного познания. [Текст] /Э.А. Красновский //Сов. педагогика. – 1989. - №5. - С. 10-14.
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. Изд. 4-е, испр. и доп. [Текст] /В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 2003.- 504 с.
Кукушин В.С. Теория и методика [Текст] /В.С. Кукушкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-167с.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] /Д.Г. Левитес. - Воронеж, 1998. - 226 с.
Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников. Автореф.дисс.канд.пед.наук. [Текст] /В.И. Лозовая –Тбилиси, 1990.
Локк Д. Мысли о воспитании //Пед. Наследие /Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский [Текст] - М.: Педагогика, 1989. – С. 145-179.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 273 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] /Е.С. Полат. - М., 2000. – 189с.
Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. в 2-х т. Т. 1. [Текст] - /Ж.-Ж. Руссо - М.: Педагогика, 1981. – 618 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся [Текст] /Н.Ф. Талызина - М., 1983. - С. 93
Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. Т. 10 [Текст] /К.Д. Ушинский - М.: АМП, 1950. – 667 с.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. [Текст] /Т.И. Шамова - М.: Педагогика, 1983. – 208 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.
Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды [Текст] /Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко - М., 1989. – 376 с.
Интернет-ресурсы
Галкова И.В. Метод проектов на уроках музыки в младших классах //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
26.Кормишенкова Елена Михайловна. Проектная деятельность на уроках музыки в общеобразовательном учреждении //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
27. Новикова Л.А.Метод проектов на уроке музыки //http://festival.1september.ru/authors/207-501-100/
Заголовок 1Заголовок 215