«Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»


Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Цель урока:
Формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи: образовательная:
познакомить с этимологией слова «милосердие», « милостыня» и осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
познакомить учащихся с тем, как разные религии понимают милосердие, сострадание и взаимопомощь.
развивающая:
развитие умения давать точный ответ на поставленный вопрос, выслушивать мнения других и уважительно к ним относиться;
воспитывающая: .
создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки.
усвоить, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.
Ключевые понятия урока: милосердие, сострадание, милостыня, доброта, любовь к ближнему

Оборудование урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку.
CD диск по курсу « Основы мировых религиозных культур»











Этапы урока
Деятельность учителя
Мультимедийная презентация
Деятельность учащихся

Орг. момент


Первичное введение учащихся в новую тему, проблему.


















Сообщение темы и постановка цели и задач урока


Организация поисковой работы учащихся по выявлению источников информации о предмете познания.





























































Беседа

















Исследовательская работа с текстом













Словарная работа









Выполнение заданий из CD диска












Толкование пословиц о добре





























Проблемный вопрос

















Чтение стихотворений детьми
























































































Подведение итога урока











































Объяснение домашнего задания творческого характера




Звучит песня
« Дорогою добра»
Взаимное приветствие класса и учителя

Наш урок посвящён одному из качеств, без которого человек не может быть настоящим человеком. Как вы думаете что это за качество?
Послушайте стихотворение и постарайтесь догадаться, о каком качестве идёт речь.
Слово это серьёзное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нём стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живёт.
И о боли других
Позабыть не даёт.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец (доброта)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о доброте, и выясним как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям; есть ли сходство в разных религиях в проявлениях милосердия?

Учитель: Доброта Что означает это слово?
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Подберите синонимы к слову доброта.
Что означает слово "милосердие"?
Исследовательское задание
Разбор слова « милосердие» по составу, на основании
чего разобрать, как могло возникнуть это слово.
В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». .

Выслушав ответы, учитель подводит итог: слово "милосердие" означает милость сердца, умение жалеть, любить и прощать. Это высшие проявления человеческой доброты.

Учитель знакомит с притчей « В больнице»
В больнице в одной палате лежали два тяжело больных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
Что там видно в окне? как-то спросил тот, что лежал у двери.
О! оживился первый. Я вижу небо, облака, напоминающие зверушек, озеро и лес вдалеке
Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных влюблённых, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.
В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, думал он. За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»
Однажды, лежащий у окна, сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля.
Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал. Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы

его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери.
Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.
Но зачем же он? Зачем же он рассказывала мне всё это?
Он, видимо, просто хотел вас немного приободрить»
Какие чувства пробуждает в вас эта притча?
Как вы поняли притчу?
Кто проявил милосердие в данной истории? Каким образом?

Как часто в жизни мы бываем похожими на такого вот соседа по палате, который абсолютно равнодушен ко всему происходящему и думает только о себе? Как говорится «моя хата с краю, ничего не знаю!» А если бы каждый человек на всем земном круглом шаре начал бы замечать какие-то мелочи (а из мелочей складывается жизнь), которые могут так или иначе повлиять на других людей, улучшить им настроение, насколько бы стало больше добрых, отзывчивых людей! Ведь ничего не стоит сказать человеку доброе слово, комплимент, подарить свою улыбку!
А теперь познакомимся со статьёй из учебника.
Опережающее задание
Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать тяжело;
в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить.
Учитель спокойно и уважительно выслушивает разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.

Значения каких слов вам непонятны?
Найдите толкование слова «милостыня».

Есть ли сходство в разных религиях в проявлениях милосердия, в заботе о слабых ?
Почему во всех религиях мира раздача милостыни является обязательной частью каждого праздника?

Что такое закят? Кто является примером милосердия и самоотверженности в буддизме? Чему учил Иисус Христос? О чём гласит одна из заповедей иудаизма?
Иисус Христос учил своих последователей, что дурной поступок против ближнего-это..
Бодхисатвы сознательно отказываются от нирваны для того, чтобы
Пророк Мухаммад учил своих последователей, что милостыня, отданная ближнему,


- Существует множество пословиц и поговорок о доброте. Какие пословицы о добре и милосердии вы знаете? Как вы их понимаете?
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Хорошо тому, кто добро делает , ещё лучше тому, кто добро помнит

Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Доброму человеку Бог прибавит веку.
Что худо, того бегай, что добро, тому следуй.
Учись доброму, так худое на ум не пойдёт
А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, к инвалидам. Некоторые родители, даже имея собственных детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели. А когда случаются аварии, землетрясения, катастрофы вся страна помогает пострадавшим людям.

Любое ли доброе дело можно считать по-настоящему добрым.?
Можно ли доброе дело считать настоящим, если оно делается по принципу « ты мне- я тебе»?
Можно ли доброе дело считать настоящим, если оно делается ради получения денег или славы?
Доброе дело настоящее, если делается бескорыстно?
Доброе дело настоящее, если делается незаметно для других?
Доброе дело настоящее , если делается из любви к ближнему?
Доброе дело настоящее , если делается не ради себя, а ради Бога?

Домашнее задание было выучить стихотворения. Давайте послушаем.


Р Гамзатов « Берегите друзей»
Знай, мой друг, вражде и дружбе ценy
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть , мгновенный,
Изливать повсюду не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился-
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем.
И с теченье наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Спотыкнулся, а потом опять,
Не вини его- вини дорогу
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало,
И, бывало на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих.
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощённые однажды
Или не простившие меня
О чём скорбит автор?

Почему автор просит не стесняться доброты своей?
Почему люди теряют друзей?
Что вы делаете чтобы сохранить дружбу?


В Солоухин «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг; подумай не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя
О чём нужно подумать, прежде чем сказать?
Вы пробовали смягчить сердце матери или друга ласковыми словами?
Вы можете вспомнить какими словами называет вас мама? А вы её?
Как вы понимаете пословицу « Слово не воробей: вылетит- не поймаешь»

Стихотворение « Камешки»
Учила меня бабушка: Живем под одним небушком, Швырнули в тебя камешком – Ответь на него хлебушком. Всегда стараясь следовать Советам своей бабушки, Порой, в ответ на хлебушек, Вновь получал я камешки.
Но все же не озлобился, Проникся этой мудростью: В добре удача кроется, А не в злобливой глупости.

Уже и сам я дедушка, Не за горами краешек. Учу я внука: «Хлебушек Подай в ответ на камешек».
Как вы понимаете выражение « Хлебушек подай в ответ на камушек»


Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».
-- Может ли милосердие и любовь к ближнему изменить человека? Приведи пример
– Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела?
– Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте?
– Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет?
-- Есть ли сходство в разных религиях в проявлениях милосердия?

Давай попробуем начать в своей жизни делать каждый день по одному доброму делу. И не важно, какое это будет дело, пусть даже какая-то мелочь, - например, помочь пожилому человеку перейти дорогу, да что угодно, было бы только твое желание! Представляешь, насколько изменится тогда мир?!

Стремясь сделать мир лучше, ты возвысишь собственную жизнь. ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!
Учитель читает стихотворение.
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг, Порою им бывает худо, Добро твое им будет чудом. Добро, как Божья благодать, Спасеньем в жизни может стать, Друг, не жалей огня души, Дарить добро всегда спеши. И слово доброе, и дело Ты применить сумей умело, Их не жалей любому дать, Добром их души исцелять. С обидой в сердце трудно жить, Добром за зло умей платить. Тот, кто добро творить умеет, Зла сотворить уже не смеет, Дари, дружок, добро дари, За все добром благодари

Придумать социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.







Давайте прочтём хором это выражение «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
























Слайд №1





























Слайд 2-13























































































Слайды из CD диска

















Слайд 14






















Слайд 15





























































































































Слайд16
























Слайд17








.

Выдвигают свои предположения.
















Дети отвечают (доброта)










Дети в тетрадях записывают синонимы к слову доброта.






Выполняют разбор слова
« милосердие» по составу и выдвигают свои предположения по поводу происхождения этого слова
























































Дети высказывают свои мнения.














Осмысление детьми статьи учебника.





.








Дети работают с толковым словарём.



Дети высказывают своё мнение






Дети отвечают на вопросы из CD диска














Дети разбирают смысл пословиц и записывают понравившиеся пословицы в тетрадь.





Дети высказывают свои мнения.













Обмен мнениями с опорой на жизненный опыт учащихся.











.





Дети читают стихотворения , которые они заранее подготовили


















.














Ответы детей



















Ответы детей





























Ответы детей

















Обмен мнениями с опорой на жизненный опыт учащихся.
















































Дети хором читают запись на доске и слушают песню « Дорогою добра»




Использованы материалы с сайтов:
Твори добро. http://freedom.tvoybiz.com/?p=25
Стихотворение «Камешки». http://www.forum.vaterdan.ru/
Звуковой файл притчи. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Песня «Дорогою добра», музыка Марка Минкова, слова Юрий Энтин
презентации-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Хрестоматия для внеклассного чтения 4 класс под редакцией Н.В. Масловой М: Самшит-издат 2005