Конструкт урока по ОРКСЭ на тему Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь(4 класс)
Конструкт урока по предмету ОРКиСЭ
Класс:4
Программа: Школа России
Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий
Цель: формирование представления о единства понятия «милосердие» в традиционных религиях
Планируемый результат:
Личностный: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; проявляют интерес к теме урока; положительно относятся к двигательной активности; демонстрируют представления о нравственных нормах; проявляют развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; демонстрируют развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; демонстрируют воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные:
регулятивные (умеют оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находят ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводят под понятия, выделяют следствия поиска средств ее осуществления)
познавательные (волевая саморегуляция; умеют осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществляют внесение в алгоритм изменений; умеют высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, умеют слушать и слышать других, способны к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевают способностью инициативно сотрудничать с учителем)
Предметный: имеют представления о понятии «милосердие» в традиционных религиях
Задачи:
Воспитательная: создать мотивацию к учебной и творческой деятельности; сформировать интерес к теме урока; создать условия для положительного отношения к двигательной активности; сформировать представление о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Развивающая:
познавательные УУД (уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; находить ответы на вопросы в тексте, в иллюстрациях; уметь делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить под понятия, выделять следствия поиска средств ее осуществления)
регулятивные УУД (волевая саморегуляция; уметь осуществлять планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; осуществлять поиск и внесение в него изменений; уметь высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия)
коммуникативные УУД (постановка вопросов, восприятие и понимание речи других, уметь слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения; овладевать способностью инициативно сотрудничать с учителем).
Образовательная: формирование представлений о понятии «милосердие» в традиционных религиях
Принципы обучения:
психологической комфортности;
доступности;
наглядности;
систематичности;
последовательности.
Методы обучения и воспитания:
Методы обучения:
1.Метод организации учебно-познавательной деятельности (Метод получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, упражнение)
2. Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности (Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования)
3.Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемной ситуации).
Методы воспитания:
1.Методы формирования социального опыта детей (пример).
2.Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения (беседа, рассказ).
3.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательной процессе (создание ситуации успеха).
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование:
Индивидуальное: учебник, опросник, кубик
Демонстрационное: презентация, репродукция картины П. Пикассо «Знание и милосердие»
Техническое: ноутбук, телевизор
Источники информации:
ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-fedora-reshetnikova-opyat-dvojka/ (Анализ картины «Знание и милосердие»)
http://www.art-portrets.ru/art20veka/hudozhnik-reshetnikov.html (Биография П. Пикассо)
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности.(1-2 мин)
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.(5мин)
Решение проблемы.(10мин)
Физминутка (3 мин)
Первичное закрепление.(10мин)
Организация самостоятельной деятельности.(5мин)
Рефлексия учебной деятельности.(5 мин_Оформление учебного кабинета, доски:
Тема:
23 мая.
Классная работа.
100965139700картина
П. Пикассо
«Знание и милосердие»
00картина
П. Пикассо
«Знание и милосердие»
Ход урока
Этапы урока, задачи Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат
1.Мотивация к учебной деятельности.
Задача:
мотивировать, эмоционально настроить обучающихся на предстоящую деятельность. Метод получения новых знаний:
беседа, художественное слово -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Присаживайтесь.
Руки на месте,
Ноги на месте,
Локти у края,
Спина прямая.
-Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить о том, что волнует многих живущих на нашей планете. Проявляют
регулятивные УУД:
волевая саморегуляция
коммуникативные УУД: умение слушать
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача:
совместно с детьми сформулировать тему и цели урока через проблемную ситуацию. Метод получения новых знаний:
объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта:
Упражнение
Постановка проблемной ситуации. -Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно.
-Ребята, посмотрите на слайд, эта картина Пабло Пикассо. Как вы думаете, как она называется?
(варианты ответов детей)
-Эта картина называется «Знание и милосердие».
-Давайте дадим каждому герою словестный портрет по следующему плану, которую вы можете видеть на доске.
-Даша, прочитай план, пожалуйста.
1. Описание внешности
2. Описание его позы, жестов, мимики.
3. Его роль среди других персонажей. Определение места героя среди других персонажей.
4. Авторское отношение к герою.
5. Кто из мальчиков вам запомнился и почему?
-Ребята, как вы думаете кто главный герой картины? Объясните.
(у постели больной женщины сидит врач, с другой стороны стоит монахиня с ребёнком на руках, которая протягивает больной питьё)
-Картина проникнута глубокой скорбью – измождённая женщина с желтовато-бледным лицом, уставшая от изматывающей болезни, вызывает глубокое сочувствие.
-Главный герой картины женщина, которая возможно при смерти. Всем своим видом можно понять, как сложна и тяжела ее борьба за жизнь.
-Как это сочувствие можно описать другими словами. Посмотрите на врача и монахиню какое качество они проявляют?
(милосердие)
-Заботятся о ней как о слабом существе.
-Ребята, какой смысл заключен в названии картины – знание и милосердие?
(не смотря на то, что врач и монахиня знают о болезни женщины, заботятся о ней, переживают за нее, поддерживают. Даже ребенок не осознавая все скорбь ситуации, переживает ха маму, хочет ей помочь) -Ребята, какая тема нашего урока?
Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Проявляют
регулятивные УУД: контроль, оценка, волевая саморегуляция познавательные УУД: логические – анализ, обобщение, формулирование проблемы
коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание
3.Решение проблемы.
Задача:
спланировать задачи урока, найти ответ на них. Метод получения новых знаний:
объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта:
упражнение.
Постановка проблемной ситуации - Что такое милосердие? К кому мы проявляем милосердие? Кому нужна наша забота? Как понимаете, что такое «взаимопомощь»?
Милосердие – это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, воздаяния.
- С появлением милосердия, взаимопомощи, сострадания мы встречались в произведениях многих писателей. Вспомните и назовите произведения и героев, которые проявляли милосердие к другим?
-В традиционных религиях говориться о том, что настоящий человек в современном обществе должен быть милосердным.
- А теперь предлагаю обратиться к учебнику и найти, как традиционные религии учат человека быть милосердным, сострадать и помогать людям.
- Посмотрим, какие милосердные дела в разных мировых религиях вы нашли и написали на кубиках.
(выступления представителей групп и дополнение другими участниками).
- Давайте сформулируем единое понимание, что такое Милосердие!
- Что у нас получилось? (строительство «домика» из кубиков).
- Правильно, мы построили дом! Мы разные, но милосердные дела и поступки нас объединяют!
- Надо ли ждать вознаграждение за доброе дело? - Почему?
(Милосердие – бескорыстное дело)
-Ребята, а теперь рассмотрим картину Пабло Пикассо. Будучи мальчишкой 15 лет, он написал эту картину «Знание и благотворительность»
-Ребята, как Вы думаете почему художник назвал так картину?
(Т. к медицинская наука и сострадание противопоставляются друг другу)
Посмотрите картина проникнута глубокой скорбью – измождённая женщина с желтовато-бледным лицом, уставшая от изматывающей болезни, вызывает глубокое сочувствие. Драматизм ситуации подчёркивается озабоченным выражением лица доктора, который прощупывает пульс на руке больной и взволнованное личико маленького ребёнка. Убогость и бедность обстановки завершает эту печальную сцену. Проявляют
регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция, планирование, коррекция
познавательные УУД: общеучебные - умение структурировать знания, умение на основе анализа объектов делать выводы; моделирование, рефлексия способов действия; логические – анализ, синтез, обобщение, построение логической цепи рассуждения
коммуникативные УУД:
умение строить речевое высказывание
4. Физминутка
Задача:
снять напряжение, увеличить продуктивность работы через смену видов деятельности.
По источнику получения знаний:
словесные(объяснение) -Поднимайтесь со стульчиков, немного отдохнем.
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг.
(Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура!
(Дети садятся за парты.) Проявляют
Личностные:
положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
5.Первичное закрепление
Задача:
найти решение на поставленные задачи
Метод получения новых знаний:
объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта:
упражнение.
Методы формирования социального опыта:
пример -Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться за других, готовность делать добро людям, заботиться о близких – играют важнейшую роль в жизни человека любой религии.-Давайте, посмотрим фильм, Вы его внимательно смотрите.
(фильм про приюты и бездомных животных)
-Как Вы понимаете слова – забота о слабых?
-Что Вы делаете для того, чтобы помочь им?
Проявляют
Познавательные УУД
(умение на основе анализа объектов делать выводы;
умение оформлять свои мысли в устной форме)
Регулятивные УУД
(умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя)
Коммуникативные УУД
(умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами)
6.Организация самостоятельной деятельности.
Задача:
проверить уровень усвоения пройденного материала. Метод получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация;
Метод выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение. -Ребята, сейчас будем работать в парах.
Задание:
Назовите профессии, которые ты считаешь милосердной? Почему?
На обсуждение этого вопроса вам две минуты. Затем отвечаем. Приступайте к обсуждению.
-Время истекло.
-Итак, Даша и Вова, какую профессию вы выбрали? Почему Вы считаете ее милосердной? Проявляют
Личностные УУД : демонстрируют мотивацию к целенаправленной деятельности
Регулятивные УУД: демонстрируют способность к волевому усилию, навыки самоконтроля, умение планировать собственную деятельность
Познавательные УУД: демонстрируют навыки анализа.
Коммуникативные УУД:
демонстрируют умение слушать и понимать других, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умение планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.
7.Информация о домашнем задании
Задача:
дать информацию о домашнем задании Метод получения знаний:
беседа, объяснение -Открываем дневники. Записываем домашнее задание.
-Найти и записать пословицы о Милосердии разных народов.
-Кто не понял домашнее задание? Проявляют
Познавательные УУД:
умение извлекать информацию из текста
8. Рефлексия учебной деятельности.
Задача:
организовать самооценку деятельности, осознание изученного алгоритма. По источнику получения знаний: словесные:
беседа, объяснение; практические: упражнение.
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности
(Метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогического требования) -Вот урок подошел к концу.
-Для того, чтобы проверить как Вы усвоили материал, ответьте на вопросы. Сейчас я их вам выдам (опросник)
-Кто закончит работать первым, подходит, сдает работу и отмечает на доске в таблице уровень удовлетворенности за этот урок.
Напоминаю:
Зеленый – путь открыт, иди вперед, ваша сегодня работа была отличной, много отвечали, вы все поняли, вы чувствуете себя прекрасно, вы довольны собой.
Желтый- все параметры выражены слабее, где то есть пробелы в знаниях, где то что то не поняли.
Красный тревожность, непонимание материала, слабая активность на уроке. Проявляют
регулятивные УУД:
контроль, оценка, волевая саморегуляция
познавательные УУД:
общеучебные - умение структурировать знания, рефлексия, логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение
4645660-22860Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
00Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
-638203-24850Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
00Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
-6356352602230Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
00Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
47136052597785Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
00Опросник.
Тема: Милосердие, взаимопомощь
ФИ_________________________ 4 «Б» класс
1.Вставь слова.
Человеческая доброта, ____________________________, умение радоваться за других, готовность делать ______________людям, заботиться о близких – играют ______________ ___роль в жизни человека любой религии.
2. Обведи правильный вариант ответа.
Милосердие - это__
а) бескорыстное дело
б) благотворительность
в) корыстное сострадание
854011519177000085305901323975003112135191833500307721013404850084549975602691090554985602691090554982040625084547222040255031451555561330038010065561747085474985599023003279159555814600850749349591320032388884959132003648871203872003046692203670203140710203517500