Доклад: Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями развития.
Доклад:
Нравственное воспитание детей с интеллектуальными нарушениями развития.
Свой доклад я хочу начать со слов шведского педагога Карла Грюневальда «Можно измерить интеллект, но нельзя измерить ценность человека». Мы все вместе обучаем и воспитываем не простых детей, а детей с ограниченными возможностями. Прежде всего в процессе воспитания и обучения мы уделяем особое внимание их возможностям, их особенностям.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Прежде чем перейти к детальному описанию работы с детьми, страдающими нарушениями развития, остановимся на важнейших принципах ее проведения. Постарайтесь построить занятия с малышом в игровой форме, причем пусть это будет не пустое времяпрепровождение. Старайтесь играть с ребенком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь. Вносите в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызовут интерес у малыша только в том случае, если вы, играя с ним, учитываете его жизненный опыт. Многие дети очень плохо понимают обращенную к ним речь, поучения и беседы взрослых зачастую оказываются безрезультатными. Часто можно наблюдать, как мать часами пытается объяснить ребенку смысл несложного бытового задания, но все ее усилия оказываются тщетными. Поэтому организовать обучение детей, используя только вербальный, т. е. словесный, подход, не удается. На занятиях с ребенком обязательно применяйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность самого малыша. Показывайте ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяйте необходимые действия, в результате чего у него выработаются несложные умения и навыки. Постепенно в результате игровой, предметно-практической деятельности, самообслуживания у детей развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества.
Из-за поражения центральной нервной системы детям крайне трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения. Поэтому не увлекайтесь многословными советами и поучениями, не тратьте время и силы впустую, так как ребенок их не понимает. Главное в воспитании этих детей это формирование привычек. Причем только своевременное проведение этой работы даст положительные результаты. Например, ребенку 46 лет предложите игрушки, картинки, палочки. Учите его складывать эти предметы в определенное место, иначе у малыша возникнет и укрепится привычка разбрасывать их. Ребенок, не приученный своевременно к ограничениям, привыкает хватать все, что ему вздумается. Систематически предъявляемые требования помогут воспитать у малыша положительные привычки, со временем он в определенной степени приспособится к окружающей жизни.
Занимаясь с ребенком, помните еще об одном принципе обучения доступности, который нельзя отождествлять с легкостью. При этом уровень трудности задания должен находиться в «зоне ближайшего развития» (понятие введено выдающимся психологом Л.С. Выготским) познавательных возможностей малыша, т. е. каждое следующее задание должно отличаться от предыдущего пусть небольшой, но увеличенной степенью трудности. Это позволит ему с вашей помощью или путем подражания выполнить какое-либо упражнение и, таким образом, подняться на более высокую ступень развития. Постройте свою работу так, чтобы действию, которое будет для ребенка привычным, сопутствовали приятные переживания. Это и устная похвала, и ласковое поглаживание, и поощрение в виде какого-либо подарка. Разговаривайте с ребенком спокойным, доброжелательным тоном. Не скупитесь на похвалу, всегда положительно оценивайте его попытки справиться с заданием, выполнить вашу просьбу и т. п. Рукоприкладство недопустимо!
Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важное место занимает группа средств, направленных на формирование нравственных суждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия.
Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача выполнения необходимых условий коррекционной работы.
Единые необходимые условия коррекционной работы.
Процесс не сможет начаться, если Старший не сделает ревизии своего отношения к Младшему. Ревизия должна быть честной.
Если Старший не способен исключить неприязнь из своего отношения к личности Младшего, ему следует отказаться от роли воспитателя.
Никакие насильственные меры не только не ведут к коррекции, но напротив, усиливают дефекты личности. От них необходимо отказаться до начала.
Изучение «объекта» должно быть для него безболезненным, лучше всего - незаметным.
Необходимо научиться видеть себя глазами своего «объекта», это помогает лучше понять его и контролировать свое к нему отношение.
Определенность ролей необходима, она способствует преодолению стихии взаимоотношений. Любой нуждающийся в психологической помощи сможет доверять только достаточно уверенному в себе человеку.
Уверенность и сила Старшего не должны подавлять Младшего.
Ведущим принципом тактики должен быть принцип сотрудничества с «объектом».
Для развития рационального начала в поведении Младшего очень полезно подводить его к самостоятельному решению ближайших проблем. Это и приблизит к достижению главной цели - нормализации его сферы отношений.
На все периоды коррекции, с самого её начала терпение ! !!
Необходимо всячески побуждать к развитию самопознания.
Содержание встреч и задания следует планировать, но план не должен сковывать ни Старшего, ни Младшего. Нужно всегда быть готовым к неожиданности.
В целом можно сказать, что работа с запущенными детьми часто бывает самым сложным моментом в работе педагога, и многие учителя, особенно молодые, нуждаются в помощи психолога.
Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.
С младшими школьниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы. В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий). Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.
Дети с ограниченными возможностями легко поддаются внушению, любят подражать окружающим, поэтому им без труда можно привить определенные нормы поведения, обучить быть полезными в семье. Жизнь станет намного легче, если с раннего возраста вы начнете приучать вашего ребенка к дисциплине. Это также важно для его безопасности, для контакта с семьей и обществом. Пока малыш не научился ходить, следить за ним нетрудно. Вы не боитесь, что он может подвергнуть риску себя или других, сломать, повредить ценные предметы. Но малыш растет, он начинает передвигаться, лазать, бегать. Уследить за тем, чтобы он не схватил острый предмет, не обжегся, не разбил и не повредил что-нибудь из вещей, не поранился, становится все труднее. Особенно сказанное относится к легко возбудимым, беспокойным детям. В этот период от вас потребуется много терпения, но вы обязаны приучить ребенка подчиняться слову «нельзя», воспитать у него полезные и нужные привычки. Постепенно ребенок начнет понимать, что делать можно, а чего нельзя, различать плохие и хорошие поступки и действия. Со временем он усвоит, какие предметы опасны и могут причинить боль (электрические приборы, штепсели, газовая плита и др.).
Как можно раньше приучайте ребенка к дисциплине, самоорганизации, старайтесь научить его воздерживаться от одних действий и обязательно выполнять другие. Для детей с ограниченными возможностями это особенно важно, ибо малыш не может контролировать и исправлять свои действия. Любое умение приобретается им с вашей помощью в результате регулярных упражнений.
Очень важно, чтобы вы приучили ребенка выполнять различные поручения. Сначала давайте ему задания простые, постепенно усложняя их. Например: «Возьми кубик. Возьми кубик и положи его в коробку. Собери кубики, сложи их в коробку и убери коробку в шкаф». Если ребенок не может выполнить поручение самостоятельно, помогите ему.
Помните, что неукоснительное выполнение правил поведения должно стать для ребенка потребностью, привычкой, это поможет ему в конкретных жизненных ситуациях.
С раннего возраста малыш должен понять, что ложку или тарелку нельзя бросать на пол, игрушки следует класть на место.
Научите ребенка здороваться, вставать, подавать руку. Объясните, что мальчик, входя в помещение, снимает шапку. Старших детей приучайте пропускать вперед взрослых, уступать им место, поднимать упавший предмет.
Взрослея, ребенок начинает понимать простые рассказы, участвовать в беседе. Воспитывайте в ребенке уважительное и внимательное отношение к людям. Приучайте сына или дочь быть деликатными: «Папа пришел с работы, устал, принеси ему домашние туфли. Бабушке холодно, укрой ее теплым одеялом». Чтобы ребенку стало очевидно, какие качества ценятся в человеке, а какие порицаются и осуждаются, разбирайте различные примеры поведения, взятые из жизни.
Не забывайте привлекать малыша к участию в семейных праздниках, днях рождения близких и т. п. Сколько радости вы доставите ребенку, если вместе с ним изготовите игрушку на елку, а заодно убедитесь в том, что занимались этим не зря.
Во многих семьях принято отмечать дни рождения отца, матери, братьев, сестер. Дети готовят к празднику подарки. Посоветуйте ребенку, что он может подарить: рисунок, вышивку, цветную аппликацию, коробочки и другие поделки из бумаги и картона. Обычно дети делают подарки «по секрету», поэтому не подавайте вида, что знаете об этом. Пусть это будет сюрприз для именинника.
Ваш ребенок живет в обществе, среди людей. И вы должны постараться научить его ориентироваться в сложившейся ситуации, адекватно вести себя в определенной обстановке. Объясните ребенку, что он должен делать в конкретном случае, обучите его последовательности выполнения нужных действий, пусть он усвоит их порядок. Подобные знания освободят ребенка от замешательства, состояния беспомощности, которые он может испытывать, принимая самостоятельные решения. Если ребенок знает, что за одним действием следует другое, известное ему, он чувствует себя увереннее.
Итак, помните, что для воспитания ребенка с отклонениями в развитии вы должны быть прежде всего выдержанными, настойчивыми и, несомненно, обладать педагогической изобретательностью.
рђЗаголовок 1рђЗаголовок 315