Доклад на родительском собрании на тему:Духовно- нравственное воспитание детей в современном мире
ДОКЛАД
НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ
НА ТЕМУ:
«Духовно – нравственное воспитание детей в современном мире. Семейные традиции». В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о духовно – нравственном воспитании детей. Сейчас первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. Современно звучат слова русского философа Н. А. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни, о будущем». Будущее – это наши дети, и именно их нужно воспитывать в духе традиций, уважения и любви. Настоящее время- время духовно- нравственного кризиса, который еще более опасный, чем кризис экологический, ибо его результатом является интеллект, вышедший из-под контроля нравственности. Основы духовно- нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения, а дошкольный возраст самый восприимчивый период детства для формирования духовно- нравственных основ. Нельзя упустить это золотое время.
Понятие духовность определяется как состояние близости души и внутреннего мира человека. Нравственность- это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Суть духовно- нравственного воспитания состоит в том, чтобы:
-воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, родным, дому, детскому саду, улице, городу;
-формировать бережное отношение к природе родного края, любовь ко всему живому;
-воспитывать уважение к труду взрослых;
-развивать интерес к русским традициям и промыслам;
-расширять представления детей о городах России;
-формировать чувство гордости за свою Родину, за достижения своей страны и т. д.
Многие люди думают, что духовно- нравственное воспитание происходит через религию. Отчасти они правы. Неоценим вклад церкви в духовно-нравственном воспитании. Сила православия заключается в приоритете духовных ценностей над материальными благами. Духовный мир православия учит добру, любви, истине, правде, красоте, человечности, сочувствию, в приоритет ставятся такие ценности , как Родина, семья, долг, подвиг. Все это возможно, через чтение Библии, законов божьих, праздновании православных праздников.
Среди средств, способствующих духовно- нравственному воспитанию большое значение имеет личный пример взрослого, родителя. Родители должны понимать, что дети впитывают и копируют наше поведение(если дети видят, что взрослые обманывают, грубо разговаривают, то и ребенок будет говорить неправду, врать, грубить, и, наоборот, в семьях, где родители спокойные, добрые и ребенок будет таковым).
Также средством духовно – нравственного воспитания является умение делиться, это признак духовности, благополучия. Поэтому чаще показывайте ребенку, как вам нравиться преподносить подарки ближним, говорите, что вы испытываете при этом радость, не обязательно делиться чем-то материальным, можно поделиться хорошим настроением, улыбкой, тем , что принесет радость другому человеку.
Также строгая дисциплина не является залогом хорошего духовно- нравственного воспитания. Однако и впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не перегружать им . строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия.
Еще одним из средств, способствующих духовно- нравственному воспитанию является чтение художественных произведений, сказок, где добро побеждает зло, откуда дети видят положительных, добрых героев. Многие художественные произведения учат любить родную природу, Родину, дети учатся героизму, подвигам.
В нашем детском саду для духовно- нравственного воспитания организуются проведение сезонных праздников: осенью-«Праздник осени» ,зимой-«Новый год» ,»Рождество», весной-«Праздник птиц» , «Пасха» , летом-«Троица» , «Праздник березки». Характерной особенностью работы по формированию духовно- нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к культуре и быту крестьян. У нас созданы уголки старины, народного творчества, уголок патриотического воспитания, откуда дети черпают традиции русского народа, приобщаются к культурному наследию. Большое значение в детском саду отводится чтению сказок, художественных произведений, русского народного фольклора .Родители должны стать помощниками и союзниками воспитателей.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых- его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. В каждой семье есть свои семейные традиции. Хорошие семейные традиции вносят положительный вклад в духовно- нравственном воспитании детей.
Семейные традиции- это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки, взгляды, а также традиции , что передаются по наследству. Существуют также и семейные обычаи- установленный порядок поведения в быту. Семейные традиции помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи.
Основные виды семейных традиций:
- общие игры с детьми;
-традиции гостеприимства, совместные обеды всех членов семьи;
-празднование значительных событий в семье: юбилеев, успехов, достижений;
-традиции наказания и поощрения, это стимулирует ребенка контролировать свои действия;
-сказки перед сном;
-пожелания спокойной ночи, доброго утра, поцелуй на ночь;
-поездки, прогулки всей семьей, походы в музей, театр- развивают духовные чувства ребенка;
-семейные праздники и традиции , посвященные детям, например, день Рождения( подарки , подготовка).
В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются ко мнению родителей, а родители проявляют внимание к своим детям, их проблемам.
7ђЗаголовок 115