Контрольно-обобщающий урок на тему Русское чаепитие
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат
для обучающихся с нарушениями слуха г. Черемхово»
Контрольно-обобщающий урок
в 7г классе на тему
“Русское чаепитие“
Провели: Акбулатова О. Н.
Лукина М. Д.
Контрольно- обобщающий урок по теме: «Русское чаепитие»
Цель: познакомить учащихся с историей появления чая и с географией его выращивания, с видами и сортами чая, с традициями русского чаепития, научить заваривать чай и сервировать стол в стиле русских традиций; воспитывать любовь к родной культуре, бережно относиться к народным традициям, к культуре русского народа , воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.
ХОД:
Учитель: Ребята, давайте представим себе старинную русскую избу, где за столом собралась вся большая семья. Стол накрыт скатертью, идет веселая беседа, а посередине стола…
Ученик:
Он пыхтит как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться. (Самовар)
Учитель: Правильно, это самовар. А зачем нужен самовар?
Ученики: Чтобы пить чай.
Учитель: Тема сегодняшнего занятия «Русское чаепитие». Вы узнаете о чае, его происхождении и питательных свойствах. Познакомитесь с традициями русского чаепития, рецептами заваривания чая. Сегодня мы попробуем возродить традицию русского чаепития. Хотелось бы, чтобы вы поняли, что же значил чай для русского человека. В России с чаем связано одно из оригинальных русских изобретений - самовар.
Ученик:
В 18 веке в России изобрели самовар. Его изготовили на Урале, затем начали изготовлять в Туле. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали шишки, сухие чурки, древесный уголь, поджигали лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху ставили заварочный чайник. Самовар стал традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка. Его изготавливали из меди, латуни и даже железа.
Посидеть за самоваромРады все наверняка.Ярким солнечным пожаромУ него горят бока.
Самовар поёт-гудит,Только с виду он сердит.К потолку пускает парНаш красавец-самовар!
Самовар пыхтит, искрится-Щедрый, круглый, золотой.Озаряет наши лицаОн своею добротой.
Лучше доктора любогоЛечит скуку и тоску.Чашка вкусного, крутогоСамоварного чайку.
Ученик: Родился добрый обычай – всей семьёй собираться за столом с самоваром. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. За чаем разговаривали, женщины занимались плетением кружев.
Учитель: Ребята, а какая страна является родиной чая? (На экране карта мира).
Ученики: Китай.
Учитель: Чай стал известен человеку задолго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно. Когда-то китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Учитель: А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию?
Ученик: Впервые в Россию чай привёз русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя этим продуктом. Это произошло в 1635 году. Так чай завоевал своё первое признание. В 1679 году из Китая чай стал поступать в Россию. Путь был очень длинным и сложным, порой продолжался больше года. Вот почему чай стоил очень дорого и его пили только богатые люди.
Учитель: Ребята, а как выращивают чай?
Ученики: На чайных плантациях.
Учитель: Что такое чайная плантация?
Ученики: Чайная плантация – это ряды невысоких пушистых кустов с тёмно-зелёными листьями.
Ученик: Чайный куст – вечнозеленое растение высотой около метра. Он может расти на скудных, даже почти каменистых почвах, на скалах. Но основная трудность – сбор листа. Он длится семь месяцев: с апреля по октябрь. С чайных кустов срывают верхушки молодых побегов с двумя-тремя листочками. Сборщицы с корзинами обходят куст за кустом. Из 100 кг зелёных листьев выходит 25 кг чая.
Учитель: Сбор чая – трудная работа, которая ведётся вручную. Сорванные зелёные листочки отправляют на фабрику первичной переработки. Люди управляют машинами и следят за тем, чтобы чай не потерял своих ценных качеств. Сначала листочки чая сортируют и вялят в потоке тёплого воздуха. Затем в машинах они скручиваются и поступают в сушильные камеры. Высушенная масса становится чёрным чаем. Готовый чай в специальной таре перевозят на чаеразвесочную фабрику. Там его фасуют, и затем он поступает в магазины.
Дидактическая игра «Скажи ласково» ( чай какой? ароматный, горячий, вкусный, сладкий, терпкий, приятный и др)
Учитель: Скажите, какой бывает чай?
Ученики: Чёрный, красный, жёлтый, зелёный.
Ученики рассказывают о видах чая.
Чёрный чай. Даёт интенсивный настой и имеет терпкий вкус, он самый популярный. Поставщики этого чая: Индия, Китай, Шри-Ланка, Цейлон.
Красный чай. Имеет своеобразный вкус и аромат. Производят его в основном в Китае. Чай насыпают сразу в чашку, заливают кипятком и закрывают крышкой, на 3-4 минуты. Пьют такой чай без сахара и немного охлаждённым.
Жёлтый чай . Его изготавливают из молодых побегов и чайных почек, поэтому производство этого чая ограничено. Он обладает тонким ароматом, приятным вкусом и хорошим настроем. Это чай фирмы “Липтон”.
Зелёный чай . По распространению на втором месте. Высокие сорта зелёного чая имеют серебристозелёный цвет, цвет настоя светло-зелёный. Имеет своеобразный вкус и терпкость. Пьют этот чай без сахара, он хорошо утоляет жажду. Поставщиком этого чая является Китай.
Учитель: Теперь о чае мы знаем всё. А знаем ли мы, как приготовить этот напиток? Иной скажет, что это дело несложное: взял кипятку и заварил “чаёк” , на это уменья не надо. Но это глубочайшее заблуждение! Уметь заварить правильно чай – это целая наука. Давайте заварим чай. «...Искусство заваривать чай — великое искусство. Ему надо учиться в Москве. Сначала слегка прогревается сухой чайник. Потом в него всыпается чай и быстро ошпаривается кипятком. Первую жидкость надо сейчас же слить в полоскательную чашку,— от этого чай становится чище и ароматнее... Затем надо вновь налить чайник до четверти его объема, оставить на подносе, прикрыть сверху полотенцем и так продержать три с половиной минуты. После долить почти доверху кипятком, опять прикрыть, дать чуточку настояться — и у вас... готов божественный напиток, благовонный, освежающий и укрепляющий».
Учитель: Какие предметы вы видите на столе? Ученики: Чайник, чашки, сахарница, молочник. Ученики заваривают чай.
Учитель: Ребята, почему на Руси так любят пить чай?
Ученики:
- Чай нас в жару освежает, а в холод согревает.
- Чай восстанавливает силы и сохраняет бодрость.
- Чай укрепляет здоровье.
- Чай снимает головную боль и поднимает настроение.
Ученики:
Я хочу открыть секрет,
И полезный дать совет.
Если хворь с кем приключиться,
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает.
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью- лучший друг.
Учитель: Действительно, чай обладает лечебными свойствами. Чай в любом уголке земного шара лечит недуги, утоляет жажду и снимает усталость, согревает от холода и спасает от палящего зноя. Учёные установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества: Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам, чай особенно хорошо утоляет жажду и восстанавливает силы.
Ученик:
Пили чай в любом трактире,
Кто в избе, а кто в квартире,
Соберутся млад и стар-
Раздувают самовар.
Учитель: Ребята, а какие вы знаете пословицы о чае?
Ученики:
Выпей чайку- забудешь тоску.
Самовар кипит- уходить не велит.
Чай пить – не дрова рубить.
Чай пьешь – до ста лет проживешь.
Учитель: Какие сорта чая вы знаете?
Дидактическая игра «Продолжи» (Липтон, Принцесса Нури, Принцесса Ява, Принцесса Канди, Акбар и др.Учитель: Чай – самый любимый напиток в любом уголке нашей Родины. Пейте чай, наслаждайтесь его вкусом и ароматом. Собирайтесь за столом всей семьёй и не забывайте традиции русского народа.