Статья Первая купеческая школа — как условие достижения метапредметных образовательных результатов
Проект «Первая купеческая школа» как условие достижения метапредметных образовательных результатов
Болотова Зинаида Михайловна,
учитель МАОУ «СОШ №10»,
Город Кунгур, Пермский край
Половинко Мария Сергеевна,
учитель, педагог-организатор МАОУ «СОШ №10»,
г. Кунгур, Пермский край
Ключевым отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на достижение «метапредметных(освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике). Актуальной задачей современной школы является поиск и апробация эффективных образовательных технологий для достижения обучающимися образовательных результатов. Более пяти лет педагоги нашей школы активно применяют на уроках и во внеурочной деятельности проектную технологию, которая наиболее перспективна в условиях реализации стандартов нового поколения.
Опыт проектной деятельности педагогических работников школы позволил выйти на более высокий уровень - реализовать долгосрочный проект «Первая купеческая школа». Название проекта выбрано из уважения к купцам-меценатам А.Г. Кузнецову, Т.В. Агеевой, А.И. Грибушиной, на средства которых построено здание школы. Кунгурские купцы придавали большое значение благотворительности в развитии города, и часто вкладывали колоссальные суммы денег на строительство больниц, приютов, храмов и церквей.
Цель проекта – управление развитием финансовой грамотностью школьников, формирование способности к ответственному моделированию собственного жизненного пути.
Ключевые проектные идеи:
Ценностное наставничество(ребята работают в сопровождении тьюторов, преподавателей университетов города Перми).
Индивидуализация образовательных маршрутов (разрабатывают проект, учитывая свои интересы).
Участие ребёнка в распределении зон ответственности(каждый участник группы выполняет определённую роль, отвечает за свой участок работы).
Разнообразная, открытая и мобильная среда.
Интеграция детей с различными образовательными потребностями.
Реализация потенциала ФГОС.
Ученикам 7-10 классов поступило предложение – побывать в роли предпринимателей. Ребята впервые вступили на этот сложный и интересный путь. В условиях реализации проекта обучающимся предложены практические семинары и тренинги. Школьники учатся видеть и находить проблемы города, генерировать бизнес-идеи, грамотно оформлять концепцию бизнеса, отрабатывают навыки проведения SWOT-анализа проекта, тренируются определять и аргументировать выбор плана реализации проекта, строят Диаграмму Ганта. Продукт работы групп – бизнес-проект, который необходимо защитить на школьном конкурсе.
Деятельность подростков в проекте началась с поиска проблемы, которую можно решить с помощью бизнес-проекта. Таким образом, образовалось 13 групп, разрабатывающих свой бизнес-проект. Назовём наиболее успешные стартапы: «Экскурсия «Вдоль по Киттарской», «Организация комплекса по переработке полиэтиленовых отходов», «Спортивный игровой клуб «Гроза», «Сладкая «Скорая помощь». Все проекты были направлены на решение определённых проблем города.
Так, разработчики проекта «Экскурсия «Вдоль по Киттарской» отметили, что существует проблема представления старинного купеческого города в традиционной форме – рассказ о его достопримечательностях.
Ребята предложили креативное решение проблемы: разработать костюмированную экскурсию с чередой мастер-классов, которая позволит туристам, гостям города увидеть быт и историю купеческого города - столицы чаеторговли. Представители группы развернули бурную деятельность в ходе разработки и реализации проекта: исследовали рынок туристических услуг в городе, выявили спрос и предложения, подобрали материалы для проведения экскурсии, выбрали маршрут(исторически насыщенную и красивую улицу), подготовили базу для мастер-классов.
Экскурсия «Вдоль по Киттарской» включает в себя два уникальных, не представленных ранее в нашем городе мастер-класса, на одном из которых туристы обучаются росписи старинных мешочков для чая в технике «трафаретная живопись», а на другом – кадрили, русскому танцу начала 18 века. Наличие необычных форм коммуникации и их оригинальная тематика позволяют достичь максимального погружения туристов в эпоху и повышают популярность экскурсии.
Экскурсия проходит по улице Карла Маркса (ранее Киттарская), одной из наиболее важных улиц в истории города. На ней расположены особняки меценатов Кунгура, чаеразвесочная фабрика, склады купца Колпакова, Соборная площадь и другие памятники архитектуры. Пройдя по Киттарской, можно узнать о быте и нравах жизни старинного города, именно поэтому эта улица является главной в маршруте экскурсии.
Для того чтобы заинтересовать потенциального заказчика экскурсии и усилить погружение в эпоху старинного Кунгура, экскурсоводами стали ребята, переодетые в костюмы купцов XVIII-XIX веков.
Хочется отметить, что успешность данной группы не только в том, что они лауреаты муниципального и регионального этапов конкурса «Ты - предприниматель», но и в том, что они креативно реализовали проект(проведена экскурсия для учеников школы, затем для студентов Дельта университета из штата Массачу
·сетс США).
Анализ деятельности подростков в условиях реализации проекта «Первая купеческая школа» позволяет сделать следующие выводы:
Работа в группах создаёт условия для развития коммуникативных УУД обучающихся: слушать и понимать других, согласовывать действия с учётом позиции другого; сотрудничать для достижения общих результатов.
Бизнес-планирование позволяет формировать регулятивные УУД: выдвижение идеи и формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия.
Представление и защита бизнес-проекта перед публикой формирует познавательные УУД: структурирование информации, представление в различных формах, выбор способов и форм наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
Проект «Первая купеческая школа» способствует формированию креативно мыслящих, предприимчивых, успешных людей, которые продолжат лучшие традиции знаменитых купцов города Кунгура.
Библиографический список
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.- Формирование универсальных учебных действий в основой школе: от действия к мысли. Система заданий.- М.: Просвещение, 2010.
К.Н. Поливанова – Проектная деятельность школьников: пособие для учителя- М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: под ред. Сафроновой А. И., Антоновой М.П.- М.: Просвещение, 2016.
15