ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИБогатство ума не в обладании огромными знаниями,
а в умении ими пользоваться.
Спиноза
Актуальность и практическая значимость темы
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классической модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах второго поколения ставится важнейшая задача: перейти от простой передачи знаний, умений и навыков учащемуся к развитию его способности самостоятельно ставить учебные цели, оценивать и контролировать свои достижения, проектировать пути их реализации, работать с разными источниками информации, формулировать собственное суждение, мнение, оценку. Одним из условий решения этой задачи образования является формирование универсальных учебных действий, ключевых образовательных компетенций учащихся.
Ведущие идеи, проблемы
Эффективным средством формирования ключевых компетенций учащихся на уроках и во внеурочной деятельности - является применение метода проектов, основанного на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Среди множества современных педагогических ресурсов особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность. Понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу использовать эти знания, - это главная мысль современного понимания метода проектов, который и привлекает многие просветительные концепции, пытающиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и практическим мастерством.
Своеобразие и новизна идеи
Своеобразие и новизна данного обучения заключается в изменении подходов к организации учебно-воспитательного процесса; творческое сотрудничество ученика и учителя, с опорой на индивидуальные особенности школьника.
Не менее значимым является создание педагогических условий, при соблюдении которых индивидуальная работа может быть более плодотворной и эффективной:
1) наличие у учащегося положительной мотивации;
2) четкая постановка познавательных задач и пояснение способа их выполнения;
3) определение преподавателем форм отчетности, объема работы, срока сдачи;
4) определение видов консультационной помощи и критерия оценок;
5) осознание учащимся полученного нового знания как личностной ценности.
Задача педагога- дать нужное направление творческому мышлению учащегося, стимулировать творческий поиск, создавая соответствующие ситуации и условия, дать толчок к систематическому исследованию, анализу, поиску новых, своих собственных путей решения той или иной проблемы. Правильно сформулированные цели и задачи способствуют развитию творческого мышления. В планируемой модели формирования ключевых компетентностей учащихся в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли наставника (тьютора). Наставник призван не исправлять, а направлять учащегося; не указывать на ошибки, а дать состояться ошибкам (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе, в предмете и т.п.) под присмотром взрослого. В результате сотрудничество учителя - тьютора и учащегося определяется насыщенностью, целенаправленностью, высоким уровнем рефлексии самого процесса деятельности и его результатов. Коммуникативная направленность сотрудничества позволяет добиваться учащимся высоких образовательных результатов. В этой связи метод проектов привлекает все больше внимания.
Обоснование и аргументированность
Изучив материалы по данной теме можно сделать вывод, что ориентирована методика в большей степени на гуманитарные предметы. А математика всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно на уроках математики закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной работы учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и проектно-исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы. Учитель математики обучает своему предмету на уроках, развивая у детей стремление к учёбе, воспитывает настойчивость в преодолении трудностей, формирует интерес к предмету. Кроме того, этой работой он занимается во внеурочной деятельности, при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам, при проведении элективных курсов. Главная цель проектно-исследовательской работы по математике - формирование интеллектуальной культуры-личности, в том числе «умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использование их на основе математического моделирования; повышение качества знаний по предмету; приобретение навыка исследования, как способа освоения действительности; формирование умений самостоятельного приобретения знаний».
Особое внимание хотелось бы уделить внеурочной проектной деятельности. Почему? Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - групповую, парную, индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного временного периода. Акцентируется самостоятельная работа, как непременный компонент образовательного процесса многими инновационными просветительными технологиями, так как позволяет ликвидировать пробелы в восприятии учебной информации на школьных занятиях, раскрывает способности обучаемых, содействует учебной мотивации. Самостоятельность в действиях позволяет перейти от уровня "репродукции" к уровню "умений" и "творчества" как критериев знаний. Самостоятельная работа способствует развитию навыков и умений, относящихся к организации собственной работы. Это планирование своей деятельности, реалистическое понимание своих возможностей, умение работать с информацией, что особенно важно в связи с интенсивным ростом объема научно-технической информации и быстрым обновлением знаний. В узком смысле слова самостоятельная работа - это самостоятельное выполнение обучаемым определенных заданий, которое осуществляется как в школьное, так и во внешкольное время в различных формах: письменной, устной, индивидуальной, групповой или фронтальной. В более широком смысле слова самостоятельная работа- универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя.
Таким образом, основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей обучающихся, а также партнерское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.
Результативность, ориентированность на конкретные практические результаты
Проекты по математике могут быть разнообразны по форме, содержанию, характеру основной деятельности, по количеству участников и продолжительности исполнения. Как известно, различают следующие виды проектов по доминирующей деятельности обучающихся:
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Прикладной проект
Социальный проект
В своей работе использую следующие виды проектов (несколько примеров):
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное, хоть и небольшое исследование. Он потребует работы по определенному алгоритму:
- постановка проблемы;
- формулировка гипотезы;
- планирование действий;
- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;
- подготовка и написание отчёта (альбома, реферата, компьютерной презентации);
- защита, презентация проекта.
Учащиеся шестого класса работали над исследовательским проектом "Старинные меры длины". Постановка проблемы: жизнь человека нельзя себе представить, не производящего какие-либо измерения. Ежедневно ученые, инженеры, архитекторы, строительные рабочие, школьники выполняют множество различных измерений длины, используя сложные приборы и обыкновенные линейки. А что же существовало до того, как изобрели линейку, сантиметр, метр? Как появились меры длины? Пользуются ли в настоящее время старинными мерами длины в нашей стране и за рубежом? Где и для чего? Цель работы: познакомиться со старинными мерами длины. Экспериментальным путем определить длину старинных мер, проведя измерения. Полученные результаты сравнить с данными в различных источниках информации. Был составлен план действий:
Сбор информации о старинных мерах длины нашей страны и других стран, возможных вариантах их использования в современном мире;
Установление опытным путем длин старинных мер (проведение измерений учащихся в 8-ом и 9-ом классах);
Проведение анализа полученных результатов (в т. ч. вычисление среднего арифметического таких мер длины, как пядь, локоть, сажень, дюйм, фут и некоторые другие);
Оформление результатов (доклад на конференции и презентация).
Предпочтительнее использование групповой формы работы (от трёх до пяти обучающихся в одной команде). У групповых проектов есть ряд преимуществ, основное из которых - наибольшее развитие коммуникативной компетентности и формирование навыков сотрудничества. Продолжительность выполнения составляет один-два месяца. Формы реализации таких проектов - печатная работа, статья, стенгазета, мультимедиа презентация, сборник заданий по какой-либо теме, геометрическая модель и прочее, чаще всего использую выступление учащихся с докладом на конференциях различного уровня («Киселевские чтения», НОУ «Поиск» и т. д.).
Группой учащихся 9 класса на школьной научно-практической конференции была представлена исследовательская проектная работа "Доказательства теоремы Пифагора с точки зрения психологии". Гипотеза: учащиеся с разными типами мышления по-разному воспринимают доказательства знаменитой теоремы Пифагора. Цель: выбрать "удобные" доказательства для каждого типа мышления. Девятиклассники составили план работы над проектом:
С помощью различных источников информации расширить и углубить свои знания о великом учёном древности.
Выбрать из всех доступных доказательств несколько и представить их учащимся 8-ого и 10 класса.
Провести анкетирования с целью определения более понятного для каждого доказательства.
С помощью школьного психолога определить тип мышления учащихся в этих классах.
Обработать результаты и сделать выводы.
Ознакомить с выводами учителей математики
Оформить результаты и выступить с докладом на школьной конференции.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления широкой аудитории.
Восьмиклассники работали над информационным проектом "Золотое сечение - божественная пропорция". Постановка проблемы: во все времена люди пытались находить закономерности в окружающем их мире. С развитием математики людям удалось измерить “золотое соотношение”, которое впоследствии получило название “Золотое сечение”. Многие объекты живой и неживой природы имеют отношение длин некоторых своих элементов, близкое к этому соотношению. Удивительно, как всего одно математическое понятие встречается во многих разделах человеческого знания. Оно как бы пронизывает все в мире, соединяя между собой гармонию и хаос, математику и искусство. Актуальность данного исследования определяется многовековой историей использования золотого сечения в математике и искусстве. То, над чем ломали голову древние, остается актуальным и вызывающим интерес современников. Цель работы: исследование источников информации, касающихся “Золотого сечения” в различных областях знания, выявление закономерностей и нахождение связей между науками, выявление практического смысла "Золотого сечения", актуальность применения его и по сегодняшний день. План работы над проектом:
Изучение различных источников информации о понятии "Золотое сечение».
Установление фактов использования "Золотого сечения" в живой и неживой природе, искусстве (архитектуре, живописи, скульптуре, музыке, литературе и кино) и других областях жизни и деятельности человека.
Оформление результатов в виде компьютерной презентации и реферат и выступление на научно-практической конференции.
3.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Ученики восьмого класса задались вопросом: "Сколько весит "груз знаний"? и попытались ответить на него, работая над проектом. Постановка проблемы: многие школьники страдают теми или иными заболеваниями позвоночника. Врачи считают, что причиной этого могут быть слишком тяжелые школьные рюкзаки, а также, то обстоятельство, что часто ребята носят их неправильно. Сколько примерно должен весить рюкзак, чтобы его ношение не причиняло вреда здоровью хозяина? Цель проекта: проверить соблюдение санитарных норм и правил в части веса портфелей и рюкзаков учеников школы, обозначить пути решения этой проблемы. План работы над проектом:
Сбор и изучение информации о распространенных заболеваниях позвоночника у детей и подростков (в т.ч. данные школьного медицинского кабинета) и причина возникновения.
Проведение измерений веса учащихся 2,3,5,6,8 и 10 классов и их рюкзаков (портфелей, сумок и т.д.)
Анализ и статистическая обработка полученных данных, в т.ч.
-вычисление, сколько процентов вес рюкзака составляет от веса самого ученика
-сравнение результатов с санитарными нормами и выявление их нарушения
-наглядное представление информации(таблицы, диаграммы, графики).
Информирование классных руководителей о соблюдении САНПИН в классе.
Предложения о способах решения проблемы "перегруза" рюкзаков.
Подготовка презентации проекта.
Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществом имеются определенные трудности: недостаточный уровень математической подготовки учащихся, нехватка времени, непривычность данной формы работы, невысокая мотивация к данному виду деятельности, трудности вовлечения слабых учащихся.
Теоретическая база
Метод учебных проектов реализует дидактические принципы личностно- ориентированного и деятельностного подхода в процессе обучения, основывающегося на теоретических положениях концепции Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, Д.Б. Эльконина, И.Я.Якиманской и других. Выполняется один из принципов новой концепции школьного математического образования: при обучении математике «предпочитать эвристическое исследование доктринальному изложению» (Г.И.Щукина, Ю.К. Бабанский и их последователи).По А.Н.Леонтьеву, человеческая жизнь - это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей», а по мнению А.Г.Мордковича, математика – это общекультурный предмет, который позволяет правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводить».
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. Для ученика проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.
Метод учебных проектов - образовательная технология XXI века, предусматривающая прежде всего умение ученика адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Список используемой литературы:
1.Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007.
2.Дереклеева Н.Н. Научно-исследовательская работа в школе.-М. :Вербум-М. 2001.-48с.
3.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с.42.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
5.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413.
Интернет-Ресурсы:
1.http://do.gendocs.ru/ Культурно - историческая концепция Л. С. Выготского. Теория деятельности А. Н. Леонтьева. Теория формирования умственных действий П. Я.Гальперина. Концепция учебной деятельности - исследования Д. Б. Эльконина и В.В.Давыдова2.community.edu-project.org Сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
3.http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»,2005-2006.