«Достижение личностных результатов обучения как средство формирования социально ориентированной личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Газизова Светлана Юрьевна
Учитель начальных классов.
КОУ «Нижневартовская школа
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья № 1»
«Достижение личностных результатов обучения как средство формирования социально ориентированной личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
В свое время В.А. Сухомлинский сказал: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Но мир меняется стремительно. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это необходимость, продиктованная жизнью – большой плюс. Школа перестает быть учреждением, где ребенку «выдают» определенный объем знаний, а затем предлагают систему упражнений для закрепления изученного. Необходимое условие реализации специального стандарта – это освоение и реализация новых целевых ориентиров при организации образовательного процесса, в которых четко выделяется прежде всего развитие личности обучающихся с ОВЗ, которое должно обеспечивать возможность их успешной социализации и социальной адаптации в соответствии с требованиями современного общества.
В течение двух лет работаю над реализацией варианта 1.3 Стандарта обучающихся с ОВЗ. Данный вариант стандарта предназначен для глухих детей с легкой формой интеллектуального нарушения (умственной отсталостью), которые в силу ряда объективных и субъективных причин не могут осваивать фундаментальное ядро содержания общего образования в полном объёме.
В соответствии со Стандартом (вариант 1.3.) обучающимся обеспечивается нецензовый уровень начального образования. В связи с этим ключевым моментом является сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции. При разработке адаптированной основной образовательной программы, учтены те базовые знания, умения и навыки, которые необходимы для общего развития детей, становления их жизненной компетенции.
Основной целью обучения детей по варианту 1.3 является подготовка к самостоятельной жизни и труду. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (вариант 1.3) обеспечивает достижение глухими обучающимися двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит не предметным результатам обучения, а личностным, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом жизненных компетенций, необходимых для овладения обучающимися социокультурным опытом.
При разработке адаптированной основной общеобразовательной программы, рабочих программ учебных предметов основной акцент был сделан на психолого-педагогические принципы:
а) Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип образа мира, принцип систематичности, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
Также мною были определены планируемые личностные результаты обучения, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, а именно:
умение соотносить поступки и события с этическими принципами
знание моральных норм
умение выделить нравственный аспект поведения
умение строить межличностные отношения
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность. Я остановлюсь на способах достижения личностных результатов обучения в урочной деятельности. В своей работе использую различные типы уроков: урок открытия нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок – творчества, урок развивающего контроля.
Способствуют достижению планируемых личностных результатов и образовательные технологии, которые я применяю:
Технология проблемного диалога.
ИКТ технологии.
Технология ситуативного обучения.
Технология продуктивного чтения.
Технология уровней дифференциации.
Главная цель учебных занятий - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально – приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.
Личностные результаты обучения на уроках русского языка я развиваю при работе с предложением, текстом соответствующего содержания. Они могут быть в большей степени ориентированные на нравственно-этическое оценивание поведения, на смыслообразование, ориентацию в социальных ролях и межличностные отношения:
1. Дополни предложение:
2. Выразите свое отношение к ситуации
3. Составление рассказа о себе «Я – старательный ученик».
На уроках литературного чтения для формирования социально ориентированного взгляда на жизнь, понимания личной ответственности за свои поступки большую помощь оказывает материал учебника, на основе которого у детей формируется и развивается:
- смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
- самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений;
- основ гражданской позиции путём знакомства с героическим историческим прошлым России.
На развитие личностных результатов обучения направлены задания:
1) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;
2) анализ характеров и поступков героев;
3) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).
Многие тексты учебников по литературному чтению несут духовно-нравственный смысл и, работая с ними, я не могу пройти мимо нравственной оценки поступков героев. «Тайное становится явным» В.Драгунского. На этом же произведении развивается действие самопознания «Вспомни, не было ли в твоей жизни, ситуаций, когда тайное становилось явным?». Учу оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – учить школьников объяснять своё отношение к миру. Стараюсь не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректирую мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.
- На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь.
- Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл.
Я понимаю, что овладение личностными результатами обучения моими учащимися существенно затруднено, потребуется значительно больше времени в силу их психо-физического развития и имеющихся нарушений.
Предполагаю, что в сфере личностных качеств у обучающихся моего класса к выпускному классу будут сформированы:
мотивационная основа учебной деятельности;
ориентация на понимание причин успеха и неудачи в деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни.
А самая главная цель моей работы направлена на то, чтобы помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, умеющими трудиться и способными занять свое достойное место в Жизни.
Литература
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. -380.
Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //
Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С. 19-44.
Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
cђЗаголовок 1Заголовок 415