Методические рекомендации «Особенности организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №8
Советского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор

______ Саитов А. Р.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР

_________Жданова Н. В.
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
учителей______________
_______________________
Руководитель ШМО
_______________________




Выступление на ШМО учителей начальных классов
«Особенности организации учебной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»







Составитель: Абдрахманова Ильдария Рашитовна,
учитель начальных классов



Уфа – 2013
Особенности организации учебной деятельности детей с ОВЗ

Особенности организации учебной деятельности у детей с задержкой психического развития в начальных классах общеобразовательных школ
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. Эти дети не являются умственно отсталыми. С каждым годом количество таких детей в общеобразовательных школах увеличивается. В моем классе 3 ученика со справкой от ПМПК и 2 ребенка – инвалида. В связи с этим я изучила много литературы и поэтому выбрала именно эту тему.
Что же такое задержка психического развития?
Задержка психического развития - это недоразвитие высших психических функций, которое может носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.
Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, им в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней и тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.
Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности.
Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.
У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка. В работах появляется множество исправлений и ошибок. У некоторых детей в ответ на замечания учителя и указания на ошибки вспыхивают реакции раздражения, другие категорически отказываются работать, особенно если задание оказывается относительно трудным.
Для них достаточно трудно обучаться по программе общеобразовательной школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.
В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.
При работе с данной категорией детей придерживаться ряда требований:
1. Отбор наглядного, занимательного и практического материала осуществляется в соответствии с задачами обучения, а также с учетом уровня психофизического развития детей, индивидуализации заданий.
2. Отобранный материал эффективно используется на уроках и должен быть связан с примерами из жизни.
3. Создание алгоритмов в виде памятки, инструкции, по которому данные ученики будут действовать. Вначале давать образец, чтобы выполнял по образцу, а затем самостоятельно. Для усвоения материала требуется 5-7 уроков.
4. Учитель осуществляет руководство деятельностью детей при работе с подобранным материалом.
5. Игры, задания, упражнения применяются как для закрепления материала, так и для решения новых задач.
6. Практикуется создание положительных эмоций, способствующих более осознанному восприятию предлагаемого материала.
7. Частое проведение физкультминуток в целях предупреждения утомляемсоти.
8. Необходимо сочетать наглядные средства с использованием речевых приемов и методов.
9. Следует производить варьирование демонстрационного материала и практической деятельности.
10. Частая смена видов деятельности.
11. Работа с родителями, социальным педагогом, если есть психолог, то работа с психологом.
Это выдвигает необходимость при обучении детей с ЗПР применять особые коррекционно-педагогические воздействия. При этом нужно осуществлять индивидуальный подход с учётом характерных для каждого ребёнка затруднений. Учебный материал должен преподноситься небольшими дозами; его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо приучать ребёнка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать с одного вида деятельности на другой. Кроме того, надо разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Этому способствует использование на уроках красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Таким должен быть общий педагогический подход к детям с задержкой психического развития.
Особенности организации учебной деятельности у детей с нарушением слуха и кохлеарной имплантацией в начальных классах общеобразовательных школ

Кохлеарная имплантация (КИ) является эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. С помощью кохлеарного импланта все дети, потерявшие слух в период до овладения речью, способны слышать звуки нормальной громкости и ориентироваться в звуковой среде. Всем им после операции КИ требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, результаты  которой зависят от возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка.
Дети с нарушением слуха обычно обучаются в специальных (коррекционных) школах, но в отдельных случаях они также могут обучаться и в условиях массовой общеобразовательной школы.
В массовой общеобразовательной школе может обучаться ребенок с незначительным снижением слуха. В этом случае учитель должен в первую очередь проследить за тем, чтобы ребенку было хорошо слышно все, что происходит в классе. В связи с этим очень важно правильно посадить ребенка: лучше всего посадить его за первую или вторую парту. Кроме того, учитель должен постоянно контролировать работу такого ученика, чтобы выяснить, правильно ли он понял объяснения учителя, предложенное задание и т.п. Особенно важно это при письме под диктовку или выполнении других видов работ с опорой на слуховой анализатор.
Ребенок с нарушенным слухом должен активно участвовать в работе класса, но не задерживать темп ведения урока. В то же время нельзя допускать, чтобы он не понял что-нибудь важное. Оставленный без внимания даже небольшой пробел в знаниях ведет к непониманию последующих разделов учебного предмета. Поэтому школьников со сниженным слухом нужно контролировать на каждом занятии.
Организационные основы инклюзивного обучения детей с нарушением слуха и кохлеарной имплантацией:
1. Посадка не далее 2 парты, желательно в среднем ряду. Возможно посадка на других рядах с учетом того, что здоровое ухо должно быть обращено в сторону учителя. Если ребенок слухопротезирован (носит слуховой аппарат) рекомендуется посадка не дальше 4 парты в любом ряду.
2. Детей с нарушением слуха и КИ следует рассаживать за парты вместе со слышащими одноклассниками;
3. Индивидуальный подход. Сочетание объяснения словесного материала с жестами.
4. Наличие тьютора.
5. Постоянный контакт с родителями, сурдопедагогом.

Особенности обучения детей с нарушением зрения
Нарушения зрения представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограниченном зрительном восприятии или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.
Учителю, обучающему ребенка с нарушением зрения, необходимо знать некоторые специфические особенности коррекционной работы с такими детьми. Это позволит ему наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, создать условия для формирования и всестороннего развития его личности.
Рабочее место ребенка с дефектом зрения должно быть правильно и достаточно хорошо освещено. Такого ребенка необходимо посадить на первый (возле окна) или на второй (средний) ряд. Кроме того, следует учитывать, что близорукого ребенка нужно посадить ближе к доске, за первую или вторую парту. А дальнозоркого ребенка, напротив, нужно посадить подальше от доски, на последние парты. Это обусловлено особенностями зрительной аномалии ребенка.
Учителю необходимо следить за тем, чтобы ребенок хорошо воспринимал учебный материал на доске, в таблицах, на карте и т.п. Следовательно, изобразительные наглядные пособия должны быть четкими, яркими, достаточно крупными. Если задание для самостоятельной работы написано на доске, то учитель должен убедиться в том, что ребенок хорошо видит и понимает, что там написано.
Важно учитывать, что у детей с аномальной рефракцией (близорукость, дальнозоркость) повышается утомляемость зрения. Поэтому им необходимо по возможности давать на уроке разные виды работы, т.е. чередовать зрительную работу с другими видами работ. После интенсивной зрительной работы за столом в течение 1015 минут (чтения, письма, черчения и т.д.) ребенку необходимо сделать упражнения для снятия зрительного утомления. Слабовидящий ребенок читает и пишет медленнее, чем зрячие ученики и не сможет успевать за всем классом. 
Рекомендации учителю в организации учебного процесса
со слабовидящими детьми
Для слабовидящих детей рекомендуется посадка на первую парту в центре, свет должен падать с лева.
Цвет школьной доски - зеленый, мела – ярко желтый.
Достаточная освещенность помещения, демонстрация материала на уровне глаз на доступном расстоянии, на контрастном фоне.
Использование учебного материала с четкой формой и с четкими контурами, увеличенными в размере – в полтора раза, не предъявлять наглядный материал, вложенный в файл.
Для восприятия наглядных пособий должно предоставляться больше времени – на 2-3 мин., чем нормально видящим детям. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемому материалу внимательно рассмотреть его, обследовать с помощью осязания.
Через 2-3 мин. занятий предлагать ребенку тренировочные упражнения для зрения (взгляд на отдаленные предметы за окном затем на метку на стекле).
Использовать сохранные анализаторы – слух и осязания.
Сочетание различных форм наглядности и словесного пояснения. Описание наглядного пособия должно быть четким доступным.
Необходимо использовать яркие цвета (оранжевый, красный, зеленый и их оттенки). Следует избегать использования темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого.
На занятиях по математике и письму использовать бумагу без линеек и клеток или линовать лис для их четкого различения.
При использовании индивидуальных заданий на карточках применять шрифт увеличенного размера
Педагогам надо учитывать, что у слабовидящих детей возможны трудности в усвоении письма и чтения (снижения согласованности рук и зрения).
Детям с близорукостью изменениями на глазном дне, косоглазием, подвывихом хрусталика противопоказаны прыжки в высоту и в длину, соскоки со снарядов, стойки на голове, руках, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижению на лыжах и коньках
Литература.

1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Гилевич И. М., ТиграноваЛ. И. К проблеме интеграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха // Дефектология, 1996. № 6. С. 44-51.
3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
4. Коррекционная педагогика в начальном образовании. Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. - Москва. Владос, 1999.
6. Шевченко С.Г. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. - Москва. 1998.
7. Шматко Н. Д. Интегрированный подход к обучению детей с нарушениями слуха в России// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 13-19.