Методический сборник Творческий отчет по самообразованию передового опыта работы учителя Турабековой Р.Т.
Методический сборник
Творческий отчет
по самообразованию передового
опыта работы учителя
Турабековой Р.Т.
г.Туркестан
Материал по обобщению
опыта работы учительницы
русского языка в
начальных классах
казахского отделения
Турабековой Р.Т
Рассмотрен на заседании
МО русского языка и литературы _______________
Замдиректора
по методической работе: Липакова Н.Г.
Содержание
Общие сведения об учителе.
Справка по обобщению опыта работы.
Описание опыта работы.
Материалы, подтверждающие передовой
педагогический опыт:
Разработки уроков.
Внеклассная работа.
Образцы тестовых заданий.
Дидактический и раздаточный
материал
152717533655
Данные об учителе
Ф. И.О. Турабекова Рано Тохташовна.
Должность: Учительница русского языка и литературы
Национальность: Узбечка
Образование: Высшее
Стаж работы: 25 лет
Награды: Грамоты ОблДО,ГорОО,школы.
Домашний адрес: г. Туркестан, ул.Талканбаева№58
Тема, над которой работает: «Наглядность – как стимул к познавательной деятельности учащихся».
Описание опыта работы учителя
русского языка и литературы
Турабековой Р.Т.
Методическая проблема: «Наглядность – как стимул к познавательной деятельности учащихся»
Турабекова Р.Т.- стаж работы 25 лет.
Задача учителя русиста, обучающего младших школьников – развивать активность ребят, прививать им интерес к русскому языку, желание его изучать. Применение наглядности как стимул познавательной деятельности учащихся – одно из главных моих задач.
Ссылаясь на многолетний опыт, (25 лет) отмечу, что дети хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, могут успешно обучаться по всем предметам.
Осуществить это помогает мне художественное слово с применением наглядности. На уроках русского языка я сочетаю различные виды тренировочных упражнений, игровых моментов, мини-сочинений о природе, о животных и т.д.
Много времени уделяю различным аспектам словарной работы.
Стараюсь строить свои уроки так, чтобы ребята постоянно ощущали своё продвижение вперед, готовлю определённые задания для каждого ученика.
Для развития речи и разговора, беседы использую наглядные и раздаточные материалы, техническое средство. Широко использование наглядных пособий и ТСО помогает добиваться эффективности в обучении и высокого качества знаний по русскому языку.
Справка
на учительницу русского языка и литературы
Турабекову Р.Т.
Турабекова Рано Тохташовна – педагог со стажем, человек постоянно ищущий, творческий. Работает в данной школе с _____ года.
За эти годы учительница достигла педагогического мастерства. Её уроки отличаются насыщенностью, глубиной познания. На уроках царит атмосфера доброжелательности, деловой обстановки, которая позволяет всем учащимся овладеть учебным материалом.
Для учащихся этого педагога каждый урок – интересное открытие, увлекательное путешествие, наблюдение, неиссякаемая радость познания. Чтобы активизировать учащихся, она применяет разнообразные формы и методы обучения, вводит элементы новизны. Это тестирование, ребусы, игры, небольшие инсценировки, разгадывание загадок, шарад.
На всех уроках использует наглядность, раздаточный материал.
Рано Тохташовна применяет методику критического мышления. Это способствует расширению кругозора и логического мышления учащихся, использует дифференцированный подход к учащимся.
Рано Тохташовна старается строить свои уроки так, чтобы ребята постоянно ощущали своё продвижение вперед, готовит определенные задания для каждого ученика.
Проверка домашнего задания, объяснение нового материала на уроках Турабековой Р.Т. – активная разговорно – практическая работа с элементами самостоятельности и творчества. Это и интересная словарная работа, и разговор беседа с использованием наглядностей.
Многопрофильная школа – гимназия №15
имени М.Жумабаева
152717537465
Провела: учительница русского языка
и литературы Турабекова Р.Т.
г.Туркестан
Цель:
Развитие познавательной деятельности
приобретение базисных навыков и умений (грамотность и устное общение как способ получения информации);
усвоение понятий «независимость»,
«культура», «изменение», «конфликт».
Выработка способности решать проблемы,
критически мыслить, участвовать в
общественной жизни.
Основной метод – игровая деятельность.
Пропедевтические курсы: «Мир природы», «Фрески, диорамы».
Театральные спектакли
Многопрофильная школа – гимназия №15
имени М.Жумабаева
Провела: учительница русского языка
и литературы Турабекова Р.Т.
г.Туркестан
Тема: Буква и звук Л лЦель: - Развить устную и письменную речь учащихся.
- Ввести в активный словарь слова на букву Л л: лампа, лук, лес,
- ландыш, листья и т.д.
Воспитательная цель: - Прививать в учащихся вежливость.
- Научить учащихся быть чуткими, добрыми, вежливыми,
отзывчивыми.
Оборудование: учебник, сюжетные картинки, слова на букву Л, магнитофон, перчатковая кукла «Незнайка»
Ход урока:
1. Организационный момент
2. Опрос домашнего задания
3. Новая тема
На доске изображена буква Л. В руках учителя перчатковая кукла. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вместе с вами будет учиться
Незнайка. Он хочет поздороваться с вами. Незнайка: Здравствуйте, мальчики и девочки! Ребята: Здравствуй Незнайка!
Учительница: Начинаем наш урок. Это буква «Л» (показывает букву Л) Незнайка: Я не знаю слово на эту букву. Учительница: Ребята ,а вы знаете? Назовите. Ученики: Лампа, лук. Незнайка: И я тоже, оказывается, знаю: лиса, лист, ложка. (Учитель показывает
картинки с изображением называемых предметов) Учитель: Молодцы. А теперь посмотрите на эту картинку ( показывает рисунок
леса) Это что? Незнайка: Может я скажу. Учитель: Нет сначала пусть скажут ребята. Ученики: Это лес Учитель: Правильно. Это лес. Все повторите: лес.
(Ученики повторяют). Учитель: Ребята, а вы знаете, как называется этот цветок? Это ландыш. Ландыш.
Повторите: лан – дыш, он цветет весной. У него маленькие белые
цветочки. Он хорошо пахнет. (Дети и Незнайка повторят слово несколько раз).
Учитель: А это что? (показывает лист и листья).
Незнайка: Знаю, знаю. Это лист. А это листья. (Ученики повторяют два раза) Учитель: Имя? Какое? Незнайка: Лола. Учитель: Правильно, Лола и Лёля имя девочки, (показывает рисунок:
девочек.) Вот это Лола, а это Лёля. Незнайка: Лола, Лёля. Лола – твёрдый «л», Лёля – мягкий «л»
Учитель: Правильно. Ребята, а вы правильно говорите? Повторите: Лола – Лёля. (ученики повторяют 2 раза) Учитель: А теперь посмотрите на схему. (демонстрирует таблицу, изображающую Артикуляцию звуков л-л).
Это язык. Когда мы произносим звук л твердо, кончик языка прижимается к зубам, а средняя часть языка поднимается вверх, а кончик прижимается к верхнему небу.(при необходимости пояснение дается на родном языке учащихся.) А какие еще имена девочек на букву л вы знаете?
Незнайка и ученики: Люда, Лида, Лара, Люба, Люся..
Учитель: Молодцы. А теперь поиграем в игру. Приготовьте ребята карточки.
Вот и тебе Незнайка две карточки: красная и синяя. Когда я назову слог и слов с твердым звуком л, поднимете синюю карточку, например, ла -, лампа, а если слог и слово с мягким звуком л, то поднимите красную карточку, например., ля- Ляля. Незнайка, повтори еще раз условия игры.
Незнайка: (повторяет): Твердый л – поднимает синюю карточку, мягкий – Л –
красную карточку.
Учитель: Ло – Лола.
Ученики: Синяя карточка, (поднимают её).
Учитель: Правильно. А ты, Незнайка. Какую карточку покажешь? Правильно синюю. А теперь: Ле – Леля.
Незнайка: (повторяет): Твёрдый л – поднимает синюю карточку, мягкий
Л – красную карточку.
Учитель: Л о – Лола.
Ученики: Синяя карточка, (поднимают её).
Учитель: Правильно. А ты, Незнайка. Какую карточку покажешь? Правильно синюю. А теперь: Ле – Леля.
Незнайка: (путается): Вот синяя карточка.
Учитель: Ребята, какую карточку надо показать?
Ученики: Красную (поднимают её).
Незнайка: Вот красная.
Учитель: А сейчас _и – лук.
Ученики: Синяя.
Учитель: Лю – Люда.
Ученики: Красная.
Учитель: Теперь посмотрите на рисунок и составьте предложение. (Показывает карточку с изображением лампы, стоящей на столе, и слоговой схемой которая состоит из квадратов по количеству слогов в словах.
Ученики: Лампа стоит на столе.
Учитель: Прочитайте по слоговой схеме: Лампа стоит на столе.(ученики читают) Составим слово лампа, из разрезной азбуки, (составляют)
Незнайка: Давайте составим имя Ляля.
Учитель: Ляля? Пожалуйста. Вот буква Л. А следующая какая буква?
Незнайка: Буква «а».
Учитель: Нет, получается слог ла, а надо ля. Какой звук, ребята, мягки или твердый?
Ученики: Ля – мягкий.
Учитель: Если мягкий, то какую букву поставим после л?
Ученики: Букву я.
Учитель: (ставит) И еще один слог – ля. Получилось имя девочки Ляля. Прочитайте.
Незнайка: Теперь составим имя Лола.
Учитель: Составь сам.(Незнайка составляет, затем читает. Ученики повторят).
Незнайка: А теперь слово лист. Канат ты составь (ученик составляет с помощью учителя).
Учитель: Ребята, посмотрите, правильно ли Канат составил слово? Давайте прочитаем его. (читают). Незнайка: А теперь составим слово лук. Учитель: Ребята, составьте слово самостоятельно, (дети составляют).
Посмотри, Незнайка, правильно ребята составили?
Незнайка: Сейчас посмотрю.(учитель с куклой проходит по рядам). Тимур ты не правильно составил, (ученик с помощью учителя и Незнайки исправляет ошибки).
Учитель: Дадим задание Незнайке. Аскар, дай задание Незнайке. Алишер: Незнайка, составь пожалуйста, имя Люба. Незнайка: После л – ю. Потом б, а. (Составляет слово). Алишер: Правильно, молодец, Незнайка. Незнайка: Зауре, составь, пожалуйста, имя Люба. Зауре: Л – твердый. Ставим букву – а.
Учитель: Правильно, если л – твердый звук, надо после него писать букву – а. Незнайка: Я всё понял! После твердых звуков пишется буква а, о, у, ы.
После мягких – я, е, ё, ю, и. Учитель: Правильно после твердого л слышится и пишется а (ла), о (ло), у (_и),
ы (лы). А после мягкого – я (ле), ё (лё), ю (лю), и (ли). Повторите
ребята, (ученики повторят). Учитель: Давайте сочиним стихотворение про букву л, лес, ландыш. Вот к этому
рисунку, (показывает рисунок леса). Где здесь слова на букву л? Незнайка: Лес, лист, ландыш.
Учитель: Вот с этими словами сочиним стихотворение. Незнайка: Вот лес, на дереве лист …Ой, не знаю, как дальше … Учитель: Буква л в лесу ищите.
Незнайка: В лесу ищите – это по казахский «орманнан 1здещс» Учитель: Да. В листьях, в ландышах найдите. Незнайка: (_ирали_ано): Правильно! Учитель: Теперь повторим все вместе: Букву – л – в лесу вместе. В листьях, в ландышах найдите. Незнайка: Можно я повторю? (повторяет)
Учитель: А теперь, ребята, повторите ещё раз.(ученики повторят). Учитель: А сейчас отгадайте кроссворд. Какую букву надо писать в пустом
квадрате? Ученик: Надо написать букву и. (вписывает букву,
Учитель: Домашнее задание: Нарисуйте предметы ( или вырежьте и приклейте
картинки), названия которых начинаются с буквы л, составьте слоговые схемы этих слов.
Таким образом, благодаря действующей, активности куклы имеется возможность более осмысленно производить учебные действия, целенаправленно мотивировать речевую и мыслительную деятельность младших школьников, вовлечь в работу всех учащихся.
Многопрофильная школа – гимназия №15
имени М.Жумабаева
Провела: учительница русского языка
и литературы Турабекова Р.Т.
г.Туркестан
Урок русского языка в 3 классе
На тему « Зима пришла »
Цель: Развить устную и письменную речь учащихся. Дать понятия о новых словах. Дать понятия о новых словах и признаках зимы. Умение ставить правильные вопросы и отвечать на них. Воспитательный цель: Прививать любовь к природе,
к окружавшему миру.
Обор: учебник, сюжет, картины, кроссворд, снежинка с оценками, слова на карты, магнитафон, загадка, стихи о зиме.
Ход Урока: I Орг. Момент.
II Чистоговорки. Ло- ло – ло на улеце тепло.
Лу – _и-лу у нас новый стол.
У л – ул – ул стул стоит в углу.
Оль – _ир – _ир мы купили соль.
III Повторение и закреп прайд.тема.
Проверка дом. Зад. Песня «Чунга – чанга»
IV Новая тема: «Зима пришла»
- Как называется остров, о котором поётся в
песне?
- Почему на острове весело жить?
- Что идёт зимой? Зимой как? Итд.
Работа по сюжетам, картине.
О – Фонте упр – зима, зимой, снег, холодно, тепло, день, дни, ночь, ночи, короткие дни, длинные ночи.
V Чтение текста «Зима пришла»
VI Словарная работа.
VII Игра: Есть одна игра для вас? Мы начнём стихи сейчас, Мы начнём, а вы кончаете. Хором дружно отвечайте.
А. На дворе снежок идёт
Скоро праздник.. .(новый год)
Б. Мягко стелются иголки,
Хвойный дух идёт от .. .(ёлка)
В. Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие горят
И качаются игрушки,
Флаги, звёздочки …(хлопушки)
Г. Нитки пестрой мишуры,
Колокольчики, шары,
Белоус и краснонос
Под ветвями .. .(дед мороз)
Д. С неба падают зимой
И кружиться над землей
Легкие пушинки Белые …(снежинки)
Е. Без рук, без ног
А рисовать умеет … (мороз)
Ж. Снег на полях
Лёд на реках,
Вьюга гуляет…
Когда это бывает? (зимой)
Правильно это бывает зимой. Зима это любимое время года для вас
А почему любимый? Зимой приходит любимый праздник.
Если мы правильно проведем по ниточке волшебную палочку и заполним клеточки, то в закрашенных клетках прочитаете поздравление.
VIII Игра собери правильно слова.
Зимой дует ветер,
Бывает вьюга у нас в классе подул ветер и перемешал слова из стихотворения.
Если вы правильно переставите слова, то прочитаете стих.
(И. Сурикова)
Снег пушистый, белый.
Кружится, в, воздухе,
тихо, землю, на, и,
ложится, подает
Ребята, а вы заметили, что у нас в классе тоже белые, белые пушистые снежинки? Это не простые снежинки. А снежинки с отметали. Сейчас Мырзалиева Айгерим загадает нам загадку.
Белый да, не сахар.
На нет, да идёт
На всех садится
Ничего не боится.
А кто ещё нам прочитает стихотворение
Айдана и Айгерим «Снег идёт»
Тихо, тихо снег идёт
Белый снег, мохнатый
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.
Закрепление:
Ребята послушайте, как пишут о зиме великие писатели и поэты как Абай и А.С.Пушкин.
Ученица под музыку домбры читает стих Абая «Время года», «Зима». Ученица ст. Пушкина.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце снег лежит
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
А теперь послушаем, как описывают юные художники нашего класса «Зиму»
Задание на дом
Упражнение – 3 письменно.
Упражнение – 4 «Первый снег» выучить.