Аналитический отчет методиста по информационному обеспечению
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества имени Н.М.Аввакумова»
Асбестовского городского округа
Аналитический отчёт
по результатам профессиональной деятельности
за 2012-2015 годы
Составитель:
Щербинина Елена Владимировна
Должность:
методист
2015 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Аналитическая часть
Анализ результатов деятельности……………………………5
Анализ условий достижения результата…………………….11
Проблемы………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………14
Введение
Кто владеет информацией, тот владеет миром
Ротшильд
Информация является одним из ключевых ресурсов – этот тезис в настоящее время не подлежит сомнению. Очередная информационная революция, основанная на широком применении компьютеров и Интернета, является масштабной. И если в её начале на первое место выходили специалисты, которые занимались развитием «технологий», то сейчас лидерами становятся те, кто основное внимание уделяет понятию «информация» и стремится сделать её, как можно более доступной, опираясь при этом на новые «технологии».
«…если все учителя не будут активно и постоянно использовать компьютер и технологии, с ним связанные, то мы не сдвинемся с мертвой точки. Ребенок должен осознавать необходимость информационно-коммуникационных технологий при изучении предметов, а эту мотивацию ему может создать только учитель. Только тогда мы достигнем успеха в решении поставленной перед нами задачи…»
Болотов Виктор Александрович,
Вице-президент Российской академии образования
Поставленная задача в образовании – переход на новые ФГОС. Сейчас вся работа в образовательных учреждениях строится в этом контексте. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы. Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам учителя, к методическим и организационным аспектам использования в обучении информационно-коммуникационных технологий. Информатизация образования ведет к изменению роли учителя, к появлению новых методов и организационных форм подготовки и повышения квалификации педагогов. Без педагога, владеющего ИКТ, успешное внедрение ФГОС невозможно!
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов, в том числе педагогов дополнительного образования, является неизбежным в наше время. Согласно новому положению об аттестации, если педагог не владеет компьютером, то он не может быть аттестован на первую или высшую категорию. Сегодня профессионализм педагога - синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Под ИКТ - компетентностью педагога дополнительного образования надо понимать не только использование различных информационных инструментов, но и эффективное применение их в педагогической деятельности. Современный педагог должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Цель аналитического отчета: самоанализ и самооценка профессиональной деятельности в предаттестационный период.
Задачи:
Проанализировать процесс и результаты деятельности в предаттестационный период.
Установить причинно-следственные связи между результатами деятельности и условиями их получения.
Оценить эффективность собственной деятельности.
Выявить проблемы и противоречия.
Определить стратегию и тактику дальнейшей деятельности.
Аналитическая часть
Анализ результатов деятельности.
Информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе учреждения. В методической работе нашего учреждения они (например, мультимедийные презентации) используются на педагогических советах, семинарах, консультациях, при аттестации педагогов, на родительских собраниях. Использование ИКТ в работе методиста можно рассматривать в двух направлениях:
- непосредственно в деятельности методиста на рабочем столе (работа с документами, составление диаграмм, схем, презентаций; работа с информационными ресурсами, поисковыми системами, электронной почтой);
- методическая поддержка работников образовательного учреждения по вопросам применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе, повышение ИКТ-компетентности педагогических работников.
Основным направлением моей деятельности в предаттестационнный период являлось методическое сопровождение информационного обеспечения образовательного процесса Центра детского творчества.
Цель моей деятельности: создание условий для совершенствования информационного обеспечения деятельности Центра детского творчества.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
развивать информационную компетентность педагогических работников Центра детского творчества;
обеспечить информационную открытость учреждения посредством организации работы сайта учреждения.
В 2012-2014 учебных годах единой методической темой Центра детского творчества стала тема «Применение информационных технологий в образовательном процессе ЦДТ», поскольку внедрение информационно-коммуникационных технологий в профессиональную деятельность педагогов является неизбежным в наше время.
В начале 2012-2013 учебного года я разработала и провела анкетирование «Информационная компетентность педагогов». В анкетировании приняли участие 16 педагогов. По результатам анкетирования выяснилось, что текстовым редактором WORD в совершенстве владеет лишь 1 человек, с табличным процессором EXCELL знакомы и работают с программой 3 человека, а программой POWER POINT в совершенстве владеют 2 человека. Результаты анкет 2015 года показали рост педагогов во владении информационными технологиями.
Диаграмма 1
Исходя из результатов анкетирования, в план методической работы мною были включены и проведены методические учебы:
Использование презентации в образовательном процессе.
Возможности программы "Word" для создания дидактических и контрольно-измерительных материалов.
Создание таблиц и диаграмм.
Поиск информации в Интернете для подготовки к занятиям
Методические учебы, которые я проводила, были направлены на мотивацию педагогов к переходу на электронный документооборот. Поскольку ряд педагогов ЦДТ – стажисты, и им было трудно переключиться с бумажной формы документов на электронную, моей задачей было убедить педагогов в том, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям у них появляется больше возможностей. В 2012-2013 учебном году педагогические работники ЦДТ оценили проведенные мной методические учебы в 2,7 балла по 3-х балльной шкале, а в 2015 году – в 2,9 балла.
Диаграмма 2
Помимо методических учеб проводила индивидуальные консультации по применению информационно-коммуникационных технологий. Методические учебы, а также индивидуальные консультации педагогам по работе с программами пакета Microsoft Office стали более востребованы. Среди индивидуальных консультаций наиболее популярными стали оформление методических разработок, мастер-классов, сценариев на интернет-форумы для участия в конкурсах, представления своего опыта работы.
Для успешного проведения методических учеб и консультаций с 2012 года я начала формировать электронный банк презентаций по работе с программами пакета Microsoft Office. Благодаря методической учебе по представлению возможностей программы РowerРoint, педагоги стали чаще применять в своей деятельности электронные презентации.
На данный момент в Центре детского творчества разработана технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса, система организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов. Я разработала методические рекомендации для педагогов по работе в программах EXCEL и WORD. Провела методические учёбы по работе с текстом и электронными таблицами, по их использованию для подготовки к занятиям.
С 2012-2013 учебного года я начала вести электронную базу персонифицированного учета учащихся. В последующем были разработаны электронные таблицы мониторинга деятельности педагогов, в связи с чем, они стали активнее изучать и использовать в работе программы пакета Microsoft Office, а также пользоваться результатами электронного мониторинга при подготовке к процедуре аттестации. Если в 2012 году 48,9% педагогических работников использовали в своей деятельности информационные технологии, то к 2015 году их количество увеличилось до 85,7%.
Диаграмма 3
Регулярно провожу техническую поддержку и консультации работникам Центра детского творчества, слежу за состоянием компьютеров и программного обеспечения Центра детского творчества. В 2015 году на все компьютеры, подключенные к сети Интернет, была установлена контент-фильтрация (программа Интернет Цензор).
В январе 2013 года перед коллективом учреждения была поставлена задача создания сайта Центра детского творчества, который должен был обладать удобством меню и системой навигации; доступностью и достаточным объемом информации; востребованностью в образовательном сообществе; наличием обратной связи. В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 1 марта 2013 года мной был создан сайт Центра детского творчества. Сайт Центра детского творчества создавался с целью оперативного и объективного информирования граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений о деятельности образовательного учреждения.
Главная страница сайта должна быть яркой, красочной, а также максимально информативной и в сжатом объеме отображать необходимую информацию о сайте. На главной странице я поместили эмблему и фотографию Центра детского творчества, основное меню сайта (для навигации по его структуре), форму аутентификации (входа зарегистрированных пользователей), регистрационную ссылку (регистрация новых клиентов), ленту новостей. Как и планировалось на этапе постановки задачи, сайт содержит все необходимые структурные и навигационные элементы: форму поиска, навигационное меню, обратную связь.
При изучении сайтов общеобразовательных учреждений города и области было принято решение о создании сайта в системе ucoz. Выбор данной системы обоснован тем, что ее освоение доступно для пользователей, содержит шаблоны оформления, которые можно изменять.
Сайт, созданный без цели, обречен на скорое пересыхание и запустение. Бесцельный сайт не будет приносить удовлетворения своему владельцу, поскольку будет непонятно - есть ли отдача от того труда, который в него вложен (тот ли достигнут результат или совсем не тот).
В соответствии с Положением об официальном сайте Центра детского творчества его создание и функционирование направлены на решение следующих задач:
- формировать целостный позитивный имидж Центра детского творчества;
- повышать уровень информированности граждан о качестве образовательных услуг в Центра детского творчества;
- способствовать взаимодействию участников образовательного процесса, социальных партнеров Центра детского творчества;
- осуществлять обмен педагогическим опытом;
- стимулировать творческую активность педагогов и учащихся.
Информация на сайте обновляется и пополняется регулярно, не реже двух раз в неделю. В течение двух лет сайт принимает участие в областном конкурсе. В 2015 году наш сайт получил 9,5 баллов из 12 возможных. Сайт Центра детского творчества востребован всеми субъектами образовательного процесса. С помощью сайта:
- педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы делятся результатами своей профессиональной деятельности, выкладывают полезные материалы для учащихся и родителей (законных представителей), фотоальбомы с проводимых мероприятий (выставки, конкурсы, соревнования, концерты, праздники, походы и т.д.);
- учащиеся знакомятся с планами и итогами мероприятий, публикуют актуальные новости своей жизни в коллективе, для них обновляется информация по безопасному пребыванию в учреждении и поведению вне образовательной организации;
- родителям предоставлена информация об организации образовательных услуг, об организации летнего отдыха и оздоровления детей, о достижениях учащихся, полезные советы и т.д.
Анализ условий достижения результата.
Разработанная система повышения информационной компетентности педагогических работников дала свои результаты, а именно – педагоги:
- умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.);
- умеют применять электронные дидактические и педагогические программные средства;
- активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
- владеют навыками поиска информации в Интернете;
- владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций;
- умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
- владеют способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.
Результатом проведенной мной работы стало не только более широкое применение информационных технологий в образовательном процессе учреждения, но и постепенный переход на электронные формы осуществления мониторинга деятельности учреждения.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить ребенка.
Достижению результатов способствовала моя активная работа по повышению профессионального уровня, с использованием возможностей интернет-ресурсов, семинаров в ГАОУ ДОД СО ЦДОД «Дворец молодежи», а также методических мероприятий в учреждении и на уровне города. Я обобщала и представляла опыт своей работы на интернет-форумах и в процессе участия в профессиональных конкурсах. В 2015 году приняла участие в заочном этапе городского конкурса Педчтения-2015. В 2015 году создала и разместила свое электронное портфолио на международном образовательном портале МААМ.RU. Моя публикация по теме «Как создать презентацию» размещена в 2015 году на сайте Педразвитие.ru.
Являюсь экспертом на городском уровне. Ежегодно принимаю участие в проверке работ городского конкурса методической продукции. Являясь членом методического совета Центра детского творчества, участвую в организации и проведении конкурса «Педагог года». Принимаю участие в качестве члена жюри городских мероприятий Центра детского творчества.
Проблемы.
Анализируя свою деятельность в течение предаттестационного периода, я пришла к выводу, что задачи, поставленные мной на межаттестационный период, в основном выполнены. Несмотря на это, мне не удалось избежать некоторых трудностей. В процессе анализа собственной деятельности я выявила следующую проблему – недостаточная активность педагогических работников в области применения ИКТ в образовательном процессе.
Исходя из анализа своей деятельности в предаттестационный период и выявленной проблемы поставлена цель деятельности в следующий межаттестационный период: «Сохранение и укрепление мотивации педагогических работников ЦДТ к активному использованию ИКТ в образовательном процессе».
Заключение.
В ходе анализа своей профессиональной деятельности за предаттестационный период я проанализировала полученный результат, установила причинно-следственные связи межде результатом и условиями его получения.
Данные анализа позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные мной в 2012-2015 годах выполнены.
В образовательном учреждении наметились благоприятные тенденции: совершенствуется материально-техническая база (но для более качественного использования ИКТ компьютер с выходом в Интернет, локальную сеть необходим в каждый кабинет), формируется корпоративный стиль презентации при представлении опыта образовательного учреждения на различных уровнях, расширяются знания педагогических кадров в области информатики и интерактивных технологий.
Методист сам должен стремиться к такому уровню владения ИК-компетенцией, чтобы уметь находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах на основе ИКТ для решения профессиональных задач. Всё вышеперечисленное требует и от самого методиста непрерывного повышения своей квалификации.
Считаю, что результаты моей профессиональной деятельности соответствуют уровню требований, предъявляемых к первой квалификационной категории.