Классный час на тему: История Башкирии


-576580-838205767070-83820
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Нефтекамский нефтяной колледж
-186055177165424307062865


556895318135(методическая разработка внеклассного мероприятия)
-37655568580570039568580
Нефтекамск, 2014 год
-252730-838205700395-83820
-157480220980
Автор: Дьячкова Любовь Дмитриевна,
преподаватель высшей категории,
отличник народного образования Республики Башкортостан,
ГАОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж
5062220755650 Данная методическая разработка классного часа имеет своей целью познакомить и приобщить студентов к культуре и традициям башкирского народа, пробудить интерес к истории республики, на территории которой они проживают.
5207052705
5767070149860-328930226060

565277040005-25273040005
Содержание
Введение 2
1 План классного часа « Из истории Башкирии» 3
2 Сценарий классного часа « Из истории Башкирии» 4
Литература 15
Приложения: А – плакат с названием классного часа;

Б – исторические справки о Республике Башкортостан;
В – плакаты с национальной символикой (флаг, герб);

Г – иллюстрации с национальными костюмами РБ;

Д- фотографии выставки художника Сирина.
5824220191135-386080191135

-38608049530552894549530
Введение
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, модернизация системы образования требуют глубокого реформирования, как содержание обучения, так и методов и приемов обучения. Информационная культура студента – важнейший компонент духовной культуры, основными составляющими которой являются общеучебная культура и культура диалога.
Одной из важнейших функций образования является ориентация на становление человека культуры. Культурологический подход ориентирует систему образования на диалог с культурой человека, ее творца и субъекта, способного к культурному развитию.
«Культура, - пишет В.А. Конев в своей книге «Человек в мире культуры»,- несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура – зеркало, в котором человек себя видит и в котором он себя узнает».
Современная личность должна быть ориентирована на общечеловеческий характер современной культуры. Вхождение в мир культуры, введение целостного способа осмысления действительности связаны с умением общаться с другими людьми, понимать иные культуры и познавать самого себя. Обновление содержания обучения должно быть ориентировано на общечеловеческие ценности, в которых доминирует духовное начало. Освоение же этих норм предполагает их выработку, осознание через серьезную внутреннюю работу духа, через саморазвитие и самовоспитание. Перед педагогами встает проблема воспитания не только специалиста, а личности, творчески, автономно мыслящей, осознающей самое себя через взаимодействие с другими людьми.
Решать задачи современного образования можно только при культурообразующем характере образования, в котором должны быть целостно представлены ценности духовной и нравственной культуры.
Важный этап мировоззренческих основ личности студентов – развитие способности правильно оценивать явления искусства, объединять разнообразные познания в единое целое, с тем, чтобы этот синтез способствовал дальнейшему познанию самого себя в контексте национальной и мировой культур.
Основная воспитательная цель – помочь студентам сориентироваться в сложном современном мире, найти базовые ценности нации, которые и станут главным ориентиром для всех национальностей и народностей.
5824220294005-224155294005

5824220-55245-176530-102870
56908708402320-3860808402320
1 План классного часа «Из истории Башкирии»
Цель:
- духовное обогащение личности через знакомство с историческими истоками культуры, традициями, обычаями башкирского народа
Задачи:
- расширение знаний студентов в области истории, этнографии, фольклора республики Башкортостан;
- совершенствование устной речи студентов;
- воспитание культуры общения;
- релаксация студентов.
Подготовительная работа:
- подготовка студентами коротких текстов выступлений, касающихся традиций и истории башкирского народа и Башкирии;
- подготовка музыкальных произведений на национальных музыкальных инструментах силами студентов;
- подготовка национальных башкирских костюмов студентами.
Оформление кабинета:
- флаг герб Российской Федерации;
- флаг и герб Республики Башкортостан;
- плакат с названием классного часа;
- исторические справки;
- иллюстрации народных костюмов, орнаментов;
- картины местного художника В.К.Сирина «Красота родного края».

-386080-1028705662295-102870
2 Сценарий классного часа « Из истории Башкирии»
Вступительное слово куратора:
Что такое Родина? Почему, когда мы произносим это слово из обычных шести букв, в нашем сердце начинает бурлить водопад искрящихся, самых теплых и сильных чувств? Почему, когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой силой? То, что человек видит в первые годы своей жизни и всего своего существования он запоминает на всю жизнь. И воспоминания о картинах, запечатлевшихся в его памяти, вызывают всплеск эмоций, которые и согревают душу вдали от родных просторов. Родина воспитывает свое дитя, как и мать, отдавая все самое лучшее, что у нее есть. Только это надо увидеть и почувствовать.
Родина не вокруг тебя, она внутри тебя, в твоем сердце, душе, памяти Она – часть тебя, а ты – ее часть. Это твоя любовь к стране, в которой ты живешь, к месту, в котором ты родился, к подушке, на которой ты спал в детстве, к твоей первой игрушке, к тропинкам в лесу, по которым ты любил прогуливаться, к играм, в которые ты играл с друзьями, к алому рассвету, который ты видел из окна каждое утро…
1663706127753100070612775 Наша Родина с вами – это республика Башкортостан, и сегодня мы побеседуем с вами о истории родного края, его обычаях, его традициях.

Рисунок 1 - Гербы России и республики Башкортостан
-2813052146305605145157480

6045202876555528945-7620-281305-7620

Рисунок 2 - Монумент Дружбы народов в г. Уфа
Студент:
Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен.
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен.
581469561595-18605561595

Своею жизнью я гордиться вправе –
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
61404580645
Рисунок3 - Памятник национальному герою Салавату Юлаеву
Давно Москва, мой голос дружбы слыша,
Откликнулась исполненная сил,
И русский брат (что есть на свете выше?!)
С моей судьбой свою соединил
Башкир и русский – спутники в дороге,
Обоих ждет их брага на столе,
Соратники – по воинской тревоге,
А смерть придет – им вместе быть в земле.
-35750570485581469570485

В душе моей – сиянье зорь весенних,
В глаза мои луч солнечный проник,
На сердце – песня радости вселенной,
Что сквозь века пробилась, как родник.
И полюбил я силу в человеке
И научился радость жизни брать.
За это все, за это все - навеки –
Тебе я благодарен, русский брат.
Не русский я, но россиянин. Этим
Ты навсегда, душа моя, гордись!
Такого счастья нет нигде на свете,
За десять жизней не отдам я жизнь.
Студент:
Башкиры – тюркоязычное население Южного Урала, зафиксированное еще в 9 -10 веке под именем «башгирд», «башкерд», «башджерд» и т. д. Самоназвание народа – «башкорт», отсюда и название республики Башкортостан.
Впервые как «территориально-национальная автономия Башкурдистан» в составе России республика была провозглашена Башкирским центральным (областным) шуро (советом)
15 ноября 1917 года и утверждена на 3-ем Всебашкирском курултае в декабре 1917 года. 23 марта 1919 года Советское правительство официально
признало Башкирскую республику как советскую автономию в составе Российской Федерации.
30340308572546164557150
Рисунок 4 - национальные флаги России и республики Башкортостан
-42418074930575754574930


-205105-169545
righttop
11 октября 1990 года была принята декларация о государственном суверенитете Башкирской АССР (с 25 декабря 1992 года – Башкортостан).
12 декабря 1993 года состоялись выборы первого президента Республики Башкортостан, которым стал Рахимов Муртаза Губайдуллович.
-290830450851147445-2540
-29083155880
Студент:
Как возник этноним «башкорт»? По одному из башкирских преданий, когда-то из Бухары вышли миссионеры для распространения мусульманской веры. Они были в недоумении – в какую страну отправиться, потому что везде, куда ни оглянись, одни кафры (неверные). Тут им явился волк и повел их на Уральские горы, где жили предки башкир в язычестве. Оттого они и получили свое название «волчья голова».
Есть и другой вариант легенды, согласно которому мифический волк выступил в качестве предводителя башкир, которые в поисках благодатных земель вышли из Бухары, встретили этого волка и с его помощью нашли родину на Урале. При этом значение этнонима переводится как главный волк или как волк- вожак.
Вот такое толкование названия «башкорт» получило широкое распространение не только в народе, но и среди исследователей.

5681345-169545-138430-169545
Не менее популярной является версия, согласно которой конечная часть слова «корт» трактуется как «пчела», а этноним – в значении «главная пчела», «главный пчеловод».
Студент:
Первые письмена, содержащие сведения о башкирах, появились в конце 1-го тысячелетия.
В 40-х годах 9 века из Арабского Халифата к хазарам и далее на восток ездил Салам Тарджеман. В описании путешествия он сообщил о посещении страны башкир, находящейся в 27-ми днях пути от устья Итиля (Волги). К этому времени относится и другое упоминание о башкирах. Арабский ученый Масуди (живший в 10 веке) в своей книге пишет о войнах и стычках
между гузами, карлуками, пимаками с одной стороны и 4-мя тюркскими народами: банджак, баджна, баджгард и наукерт с другой.
В начале 10-го века о башкирах писал ибн Руста: «…они разделяются на две группы, одна группа живет по соседству с печенегами (что рядом с Византией), другая близ Волжскй Булгарии и находится в зависимости от царя булгар…»
В книге Ахмеда ибн Фадлана содержатся наиболее достоверные сведения. В 921-922 г.г. он совершил путешествие из Багдада в Волжскую Булгарию к булгарскому царю Алмушу. Путь пролегал через Иран, Хорасан, Хорезм, степи Казахстана, вдоль Волги в Булгарию… Они переправились через реки Джайх (Яик или Урал), Самур (Самару) и т.д. и попали в страну народа тюркского, называемого башкиры…
3766185125730
Студент:
Длительными были связи древнебашкирских племен с булгарами: начавшиеся в 1-ом веке нашей эры в южных степях, они имели свое продолжение в период Волжской Булгарии 9 – 13 веков.
В 13 веке башкиры, как и булгары были покорены монголо – татарами, а затем, после распада Золотой Орды, подчинялись Ногайской Орде, Казанскому и Сибирскому Ханствам.
Решительный момент наступил, когда
5767070-226695-243205-169545
Казанское Ханство было разгромлено в 1552 Россией, позднее эта же участь постигла и
Ногайскую Орду, и тогда в 1555 - 57 годах башкирские племена добровольно вошли в состав Российского государства.
После присоединения к России Башкортостан включен в состав Казанского уезда.
С основанием Уфы в 1574 году был выделен Уфимский уезд, им управлял воевода, подчинявшийся приказу Казанского дворца.
В 1708 году Уфимский уезд был преобразован в Уфимскую провинцию, в 1865 году – в Уфимскую губернию, куда вошло большинство башкирского народа.

Студент:
Каковы же традиции и обычаи башкир?
Главой семьи считался отец, он был хранителем, устоем, распорядителем имущества, авторитетом. Большим почетом пользовалась старшая женщина, жена главы семьи, она распоряжалась всем работами. С приходом невестки (килен) свекровь освобождалась от работ по хозяйству, их должна была выполнять молодая женщина. В обязанность килен входило приготовление пищи, уборка жилища, уход за скотом, изготовлению тканей и т.д. Лицо от свекра она должна 425451173480была закрывать (от других мужчин – тоже), не имела права принимать участия в трапезе. Однако, по сравнению с другими мусульманками башкирские женщины были относительно свободны: мужья не подвергали их телесным побоям, а пожилые женщины даже
пользовались в семье влиянием…
Еще при жизни отец должен был наделить домом и хозяйством старших детей, а то, что осталось при нем – семейный очаг, имущество, скот - передавалось младшему сыну. Дочери свою долю получали в виде приданного и выступали наследницами имущества матери.


Студент:
right4210055473707431405 В семейных обычаях и обрядах башкир строго соблюдалась экзогамия – древний обычай, запрещающий браки внутри рода, а, если с родственниками, то не ближе пятого – седьмого колена. Брачный возраст колебался. Обычно жених был старше невесты на 3 5 лет. Существовал обычай, по которому подростка 12-15 лет могли женить на вдове умершего брата или дяди (левират). Согласно сорорату, вдовец мог взять в жены сестру и ли племянницу умершей жены. При вступлении в брак, жених выплачивал за невесту калым (в основном, скот): часть калыма
выплачивалась до свадьбы, другая постепенно в течении нескольких лет.
Кроме того, на жениха ложились расходы в виде туйлыка (расходы на проведение свадебного торжества), а при оформлении брака оговаривался размер махра – это предусмотренная шариатом сумма, которую обязан выплатить муж жене в случае развода
18950221221105 Известие о беременности принималось с радостью. При приближении этого события в дом приглашалась повивальная бабка, которая считалась второй матерью родившегося. Во время родов входить в дом запрещалось, только в исключительных случаях к роженице допускали мужа. Сообщивший отцу весть о рождении ребенка получал от него подарок.
Студент:
Важное место в жизни башкир, наряду с семейными праздниками, играли народные праздники (байрам), которые сопровождались народными гуляниями и развлечениями В праздник преображалось все: убранство жилища, облик и поведение людей; не позволялось работать, следовало принимать гостей, участвовать в праздничных обрядах и т.д.
Основные праздники башкир справлялись весной – в начале лета, этот период воспринимался как важный этап, когда закладываются основы будущего урожая, благосостояние семьи и общины.
1981200121920
Рисунок 9 – Башкирские всадники на празднике
Карагатуй в прошлом был одним из крупных праздников. Возникновение праздника связано с культом птиц и первоначально интерпретировалось как «воронья свадьба», «воронья каша», символизируя встречу весны.
В засушливое лето с целью вызывания дождя проводились обливания водой, коллективного купания в реке, забоя животного черной масти (под цвет черной тучи). Чтобы прекратить дождь и вызвать солнце, поднимались на гору и совершали жертвоприношение: забивали корову или лошадь белой масти…
Весной и летом, когда выпадало свободное время устраивались молодежные игры (уйын). Юноши и девушки проводили свои игры отдельно. Девушки водили хороводы, гадали о замужестве, играли на кубызе. Юноши на своих играх играли на курае, пели, плясали, обсуждали новости и шли к девушкам…
Студент:
Самым распространенным праздником является сабантуй, который устраивается перед началом пашни или после. Название праздника является исходным от слова «плуг» (сабан).
191833524130-32893024130
В день праздника народ собирался на майдане. Здесь устанавливались шатры, присутствующие располагались так, чтобы майдан замыкался кругом.
Проводились соревнования по борьбе куряш, затем был бег в мешках, ключевым моментом на сабантуе являются скачки на лошадях.
Старинным скотоводческим праздником был йыйын, на котором выявлялись батыры – наиболее сильные и смелые представители родов.
29095702569845-1524002646045-3289301828802646045173355
Рисунок 10 – Национальные единоборства на сабантуе
Из мусульманских праздников наиболее значимыми были ураза - байрам и курбан- байрам.
В ураза- байрам (праздник разговения в честь завершения поста) принято посещать родных, друзей, преподносить им подарки и угощения. Курбан-байрам – это праздник жертвоприношения с целью пожелания благополучия дома, здоровья, просьба об урожае, дожде и т.д.
-186055232410
189039521590
Студент:
…Уже в состязанье пошли скакуны,
Уже бегуны закатали штаны.
Неспешно и важно, поняв себе цену,
Выходят борцы, как солисты на сцену.
Вступают в сражение два силача,
Кругом рукоплещут, свистят сгоряча.
-Вот схватка так схватка, здесь нету обмана,
Здесь хочет шайтан победить великана,-
Твердят старики, засучив рукава,-
Сражается каждый с отвагаю льва.
Родною землей рождена эта сила,
И вдоволь им силы земля уделила!..
Так писал М. Карим о сабантуе
4445126365
Рисунок 6 – Конные состязания на сабантуе
Студент:
Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, побывавший в 922 году в приуральских степях, писал, что башкиры поклоняются 12-ти богам: у зимы господь, у лета господь, у дождя господь, у дня господь, у лошадей господь, у ветра господь, У воды господь, у земли господь, а господь, который на небе, самый большой из них. Однако он объединяется с теми в согласии, и каждый из них одобряет то, что делает его сотоварищ».
Священной птицей для всех башкир был лебедь. Все лебеди считались потомками Хумай, поэтому запрещалось убивать этих птиц и разорять их гнезда. Хумай – это дочь верховного бога Самрау и его жены Солнца, она олицетворяла собой зарождение новой жизни. Согласно эпосу, она стала женой земного человека Урала, а после его смерти в знак верности превратилась в лебедя и привела на землю животных. Благодаря ей Урал стал цветущим краем.
Прародителями и покровителями башкир считались волк и медведь. В прошлом у башкир существовал даже праздник медведя.
Студент:
33762951240155 Согласно воззрениям древних башкир, жизнь каждого человека была заранее предопределена. Судьба у каждого написана на лбу. При рождении человека в книге судеб назначается число дней, которое он должен прожить, и количество пиши, нужную ему для употребления. Первое называлось «аджаль», а второе – «нафяка».
То, что мы считали смертью,
Воспринимали как злодейку,
На самом деле вечный закон,
Освобождающий сад
От высохших растений,
Помогающий оставить этот мир.
Тем, кто прожил свои дни,
Не желайте жить вечно,
Не пейте из родника жизни!

Эти строки отражают гармонию и равновесие в природе. Урал-батыр погибает, но не исчезает бесследно, а превращается в великую и почитаемую гору. Смерть приходит во имя жизни. Рисунок 11- Стрелок -лучник
Студент:
Урал, Урал мой, колыбель моя,
Твои кусты, деревья – братья мне,
Твоя трава – сестра моя, Урал,
К тебе склоняюсь в звездной тишине…

Здесь варят сталь – могущество страны.
Мой путь далек
Вдоль бела света лег,
И все его четыре стороны
Я исходил и вдоль и поперек.
Приду туда, где – дьяволу на страх
Буравят люди семь земных слоев,
Освобождают солнце из глубин,
Томившееся в тишине веков.
На славу нынче уродился хлеб
Давно зерна амбары жадно ждут…
Какими б я дорогами ни шел,
Повсюду радость сеют, счастье жнут.
Мустай Карим
Литература
1 Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М. Башкиры (этническая история и традиционная культура).- Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002.
2 Карим М. Время – конь крылатый.- М.: Современник, 1972.
3 Песня родной Уфе.- Уфа: башкирское книжное издательство,1977.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 – Фотоматериал классного часа