Урок технологии в 7 классе по теме Изучение свойств ткани при изготовлении куклы-закрутки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Слободищенская средняя общеобразовательная школа Дятьковского района, Брянской области. село Слободище.
Гришина Марина Станиславовна
учитель технологии и ИЗО
Урок технологии в 7 классе
Тема: «Изучение свойств тканей при изготовлении куклы-закрутки»
Цель: расширить представление учащихся о свойствах тканей; ознакомить со сравнительной характеристикой свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей; дать информацию о русской народной игрушке.
Задачи:
Образовательная – расширить кругозор учащихся; ознакомить со свойствами тканей.
Развивающая – развить мыслительные способности, умение анализировать и сопоставлять.
Воспитательная – содействовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, способствовать развитию интереса к русскому народному творчеству.
Практическая – научить выполнять кукол-закруток.
Оборудование: образцы тканей, образцы и фотографии кукол-закруток, хлопчатобумажные и полушерстяные нитки, иглы, ткань для кукол, ватин или синтепон.
Время: 40х2
План урока
I. Организационный момент:
- проверка готовности к уроку;
- сообщение темы и цели урока.
II. Теоретическая часть:
- объяснение различных свойств натуральных тканей;
- рассказ о народной игрушке.
III. Практическая часть.
IV. Подведение итогов:
- анализ выполненных работ;
- оценка знаний учащихся.
V. Домашнее задание.
VI. Уборка рабочих мест.
Ход урока
I. Организационный момент
Проблематизация
- Нам предстоит запуск творческого проекта по разделу "Создание изделий из текстильных материалов".
- Сегодня мы с вами будем говорить о свойствах тканей натурального происхождения и о русской народной игрушке.
II. Теоретическая часть
- Из чего состоит любая ткань? (из волокон)
- Почему ткани натурального происхождения так называются? (подарены человеку природой).
- Натуральные волокна делятся на ? (волокна растительного и животного происхождения).
- Что относится к волокнам растительного происхождения? (лен, хлопок).
- Что относится к волокнам животного происхождения? (шелк, шерсть).
Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, толщине, прочности, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти особенности тканей называются их свойствами. Чтобы не ошибиться в выборе ткани для изготовления какого-либо изделия, необходимо уметь правильно определять свойства, которыми она обладает. Все свойства тканей делятся на механические, физические и технологические. (запись в тетради).
1. Рассмотрим эти свойства (презентация).
Механические – отношение ткани к воздействию на неё внешних сил.
Прочность – способность ткани противостоять разрыву.
Сминаемость – способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать морщины, которые убираются ВТО.
Драпируемость – способность ткани образовывать мягкие округлые складки.
Физические – свойства тканей, направленные на сохранение здоровья человека.
Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела.
Пылеемкость – способность ткани удерживать пыль, загрязняться.
Гигроскопичность – свойство ткани впитывать влагу.
Воздухопроницаемость – способность ткани пропускать воздух.
Технологические – это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления из неё изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
Скольжение – подвижность одного слоя ткани относительно другого: при раскрое, сметывании, стачивании.
Осыпаемость – выпадение нитей по срезам ткани.
Усадка – уменьшение размера ткани под действием тепла и влаги.
2. Работа в тетрадях (заполнение карточек)
- А сейчас давайте проверим, как вы запомнили все свойства тканей.
Соотнесите название свойства с определением.
а) осыпаемость; б) драпируемость; в) теплозащитность; г) пылеемкость;
д) прочность; е) сминаемость; ж) усадка; з) гигроскопичность;
и) воздухопроницаемость; к) растяжимость
1) свойство ткани впитывать влагу (гигроскопичность)
2) свойство ткани образовывать складки, замины в процессе носки изделия (сминаемость)
3) свойство ткани уменьшаться в размерах после увлажнения (усадка)
4) свойство ткани удерживать тепло (теплозащитность)
5) выпадение нитей на срезах ткани (осыпаемость)
6) свойство ткани пропускать воздух (воздухопроницаемость)
7) свойство ткани держать складки (драпируемость)
8) свойство ткани растягиваться (растяжимость)
9) свойство ткани выдерживать определенные нагрузки (прочность)
10) свойство ткани поглощать пыль (пылеемкость)
Проверка работы. Молодцы.
3. Рассказ о народной игрушке
- У кого из вас дома есть мягкие игрушки? Из чего они сшиты?
Нигде так по-настоящему не оживает старый лоскуток, как в кукле. И не в той кукле, что принесли из магазина, а в той, что сделана своими руками (презентация).
Тряпичная кукла была широко распространена в России, любима и почитаема детьми и взрослыми. Такие куклы были в каждой крестьянской семье, в некоторых семьях кукол насчитывалось до сотни.
Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет дети сами начинали «вертеть» кукол. Делали кукол с большим старанием, так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. По древним поверьям считалось, что глаза, нос и рот рисовать нельзя, так как кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали дом и очаг. Такие куклы – берегини передавались по наследству от матери к дочери.
К тряпичным куклам их хозяйки относились с большой любовью: никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе.
Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Сообщения учащихся о тряпичных куклах
- Девочки подготовили небольшие сообщения, давайте их послушаем (презентация).
Самые простые тряпичные куклы – это куклы пеленашки. Брали кусок белой ткани, клали посередине кусок ветоши и перетягивали суровой ниткой – голова куклы готова. Осталось надеть на неё платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла!
Свадебные куклы «неразлучники» и «красота» бытовали в Тульской губернии. Неразлучников дарили на свадьбу, а куклу «красота» перед свадьбой делала невеста. «Красота» выставлялась на поднос со свадебным караваем. Отведав пышного каравая и оценив мастерство невесты, гости оставляли на подносе деньги и подарки.
В Древней Руси куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Куколку брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром». О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами.
Кувадка – самая простая обереговая кукла. Её делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадка и защищала новороженных и служила им первыми игрушками.
Крупеничка (или зернушка) – тряпичная кукла – оберег на сытость и достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Люди верили, что если Крупеничку доверху наполнить зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.
К игровым куклам относятся куклы «перевертыши» и «на выхвалку». Кукла «перевертыш», в народе её называли «вертушка» или «девка - баба». Эта кукла содержит в себе два образа. У неё две головы, четыре руки и две юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы (например девка), то вторая (баба) скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Кукла «на выхвалку» шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куклу, дабы не засидеться-заиграться с детишками, а вовремя попасть на посиделки. Шили кукол во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи, гуляли по деревне, хвастались куклами, слушали, что люди скажут об их рукоделии.
- Спасибо, девочки.
4. Подбор ткани для куклы-закрутки.
- Что нужно учитывать при подборе ткани для изготовления куклы? (свойства тканей).
- Давайте выберем ткани для игрушки, но прежде попробуем отгадать ткань по ее свойствам.
Угадай что за ткань:
Ткань с приятным блеском, обладает хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью, под действием солнечных лучей быстро разрушается. Сильно осыпается в срезах, скользит при сметывании. Это (шелк). Как вы думаете, подойдет эта ткань для изготовления игрушки? Почему?
Отличается высокими гигиеническими свойствами, быстро впитывает и испаряет влагу, легко стирается, очень прочная, в жару создает ощущение прохлады, мало осыпается на срезах. Один недостаток – сильно мнется. Это (лен). Подойдет эта ткань для изготовления игрушки? Почему?
Самая популярная ткань, много расцветок – и в полоску, и в цветочек, и в горошек. Обладает большой гигроскопичностью, прочностью, удобна в носке, легко стирается и утюжится, при сметывании не скользит, мало осыпается в срезах. Это (х/б). А эта ткань подойдет для изготовления игрушки? Почему?
Обладает большой теплозащитностью, большой износоустойчивостью, если по ней провести рукой – немножко «кусается», мало сминается, но обладает высокой пылеемкостью. Это (шерсть). А эта ткань подойдет для изготовления игрушки? Почему?
Вывод: Подойдут х/б ткани и лен, так как они удобны в раскрое, не тянутся, мало осыпаются.
III. Практическая часть
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним какие стороны есть у ткани? (лицевая и изнаночная стороны). Как определить эти стороны?
- Для работы нам понадобятся: белая и цветная х/б ткань, ватин или синтепон, остатки шерстяной пряжи, нитки, игла.
Т/б при работе.
- Давайте вспомним правила работы с ножницами, иголками и утюгом.
Передавать ножницы кольцами вперед.
Во время работы с ними нельзя вертеться.
Подносить ножницы близко к лицу и размахивать ими.
Вкалывать иглы в игольницу, не пользоваться ржавой иглой, не вкалывать иглы в одежду.
Не перекусывать нитку зубами.
Включать и выключать утюг сухими руками, беря за вилку, а не за шнур.
Оставлять включенным утюг без присмотра.
Следить, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
3. Последовательность изготовления куклы-закрутки.
- Работать будем в парах.
- Куклу будем выполнять по технологической карте. Она перед вами.
– Давайте проанализируем её.
- квадрат 20х20 см, скручиваем его в трубочку, наложив на него ватин и подогнув края; (кукла должна быть устойчивой)
- намечаем голову;
- из другого квадрата 20х20 см формируем голову и руки (распределяем складки на лице);
- из ниток выполняем косу;
- одеваем куклу (юбка, фартук, платочек). Какой шов будем использовать?
«Каков мастер, такова и работа» - гласит одна из русских поговорок. Изготавливая даже такие несложные куклы, как тряпичные, нужно стремиться к аккуратности.
Настройтесь на интересную работу, и вы получите огромное удовольствие.
IV. Подведение итогов и рефлексия
- проверка знаний (вопросы в презентации);
- выставление оценок (аккуратность, самостоятельность).
Проверка знаний:
К физическим свойствам тканей относятся:
усадка
прочность
гигроскопичность
пылеемкость
воздухопроницаемость
К положительным свойствам шерстяных тканей относится:
осыпаемость
пылеемкость
теплозащитность
К волокнам животного происхождения относится:
шерсть
лен
шёлк
Для изготовления летней одежды лучше использовать ткани с
высокой гигроскопичностью
большой пылеемкостью
плохой драпируемостью
высокой воздухопроницаемостью
Шерсть, снятая с овец, называется
мех
шкура
руно
пряжа
Назовите основные свойства тканей.
Что такое осыпаемость ткани?
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Слободищенская средняя общеобразовательная школа Дятьковского района, Брянской области. село Слободище.
Гришина Марина Станиславовна
учитель технологии и ИЗО
Урок ИЗО в 5 классе по программе Е.А. Ермолинской
Тема"Рисуем натюрморт".
Цель: познакомить учащихся с многообразием изображения мира вещей в истории искусства; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях его композиционного решения; формировать умения составлять натюрморты; воспитывать эстетическую восприимчивость.
Направление развития учащихся. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Вид художественной деятельности: работа на плоскости.
Оборудование: репродукции картин, рисунки - примеры композиционного расположения предметов в натюрморте, карточки с изображением предметов.
Словарь: натюрморт, Питер Клас, Виллем Клас, И.Э. Грабарь, И.А.Коровин.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие
- Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и нашим девизом:
Не можешь - узнай,
Не знаешь - узнай,
Не бойся тропы отвесной,
Пробуй, ищи, свершай, достигай,
Чтоб жизнь твоя стала песней.
Л. Татьяничева
2. Повторение изученного материала.
Назовите основные выразительные средства ИЗО. (рисунок, композиция, колорит)
Назовите виды рисунка. (набросок, эскиз, этюд).
Что такое композиция? (система правил и приемов расположения частей картины в единое целое, умение точно разместить изображение на листе).
Назовите главные средства композиции. (композиционный центр, контраст, ритм, равновесие, цвет ...).
Что такое композиционный центр? (главное в изображении, выделяется цветом, размером, освещением).
Какие жанры живописи вы знаете?
3. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на эти репродукции картин. Художники просто изображают обычные вещи быта, цветы, всякого рода снедь. Далеко не все угадывают, что кроется за этим.
- К какому жанру можно отнести эти картины? (натюрморт).
- Попробуйте дать название каждой картине.
- Послушайте стихотворение - загадку:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу
Знай, что это ... (натюрморт).
- Сегодня на уроке мы расширим свои знания о натюрморте, узнаем об особенностях его композиционного решения. Вам предстоит самим составить натюрморт.
4. Изучение нового материала
а) из истории натюрморта
"Натюрморт" - от французского "мертвая натура" - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению различных предметов обихода, снеди (овощей, фруктов, хлеба ...), цветов и прочего. В голландском и немецком языках суть натюрморта выражается как тихая жизнь вещей, полная своих внутренних событий, жизни, которую мы так редко замечаем. Возник этот жанр около 400 лет назад в Голландии и Испании.
Задача художника в области натюрморта состоит не только в передаче вещей самих по себе, но и в том, чтобы выразить отношение к ним человека данной эпохи, а через них и к окружающему миру. Вот почему голландский натюрморт 17 века явился отражением голландского быта (Питер Клас и Виллем Клас "Ветчина и серебряная посуда", "Завтрак с ветчиной").
Натюрморт так же может просто радовать глаз игрой красок, давать душевный отдых. В музее изобразительного искусства в Москве висит натюрморт Анри Матисса "Красные рыбки". Красные рыбки плавают в аквариуме и все. Но эта композиция пробуждает в нас чувство радости.
В русском искусстве натюрморт появился в первой половине 18 века, а вторая половина 18 века почти не знает натюрморта, так как Российская академия художеств признавала натюрморт низким жанром, несамостоятельным, ведущими были жанры мифологический и исторический.
Время расцвета жанра натюрморт - конец 19 начало 20 века. Это прежде всего работы И. Грабаря и К. Коровина. Яркие натюрморты создали И. Машков и А. Куприн.
Вы видите один из натюрмортов Машкова "Снедь московская. Хлебы". Годы войны, голода, разрухи остались позади. Видно, что человеку доставляют радость булки, калачи, баранки, пирожные. Кажется, что Машков увидел не только готовые изделия, но и услышал, как пыхтит вздувающееся тесто и лопается в печке корка хлеба.
- А что можете сказать вы, глядя на этот натюрморт? Какие чувства он у вас вызывает? (аппетитность изделий - от шершавости хлебных форм, от переливов цвета от коричневых, ржаво-красных, желтых до нежных пепельных, сизо-голубых и розовых).
б) последовательность и правила работы над натюрмортом.
- Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.
В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть. (демонстрация схем натюрмортов, но не следует думать, что предметы в натюрморте надо обязательно располагать по схемам).
1. Набор предметов не может быть случайным, их должно что-то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные вещи и т. д.
2. Сама постановка. Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить - натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.
3. Натюрморт должен иметь композиционный центр - предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный.
4. Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.
5. Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.
6. Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где-то сзади, более легкие - перед нами, а самый первый план должен быть свободным, открытым.
5. Физкультминутка.
6. Актуализация знаний.
- Ваша задача составить натюрморт по всем правилам. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел.
7. Практическая работа
Составить натюрморт из предложенных предметов (карточки двух вариантов - на выбор).
Целевые обходы: контроль правильности выполнения работы, оказание помощи учащимся, контроль качества выполненной работы.
8. Итог урока, рефлексия.
- Над каким жанром вы работали сегодня? Что такое натюрморт?
- Натюрморт может многое рассказать зрителю, напомнить про солнце, про лето или другое время года, пробудить радость или грусть. Надо быть большим мастером, чтобы живо, точно написать "неживую природу", показать все ее особенности и тонкости.
- Проанализируйте свои картины, полагаясь на правила выполнения натюрморта.
Карточки с изображением предметов.