Организация продуктивного взаимодействия с родителями обучающихся начальных классов через проведение родительских собраний-мастерских, собраний-праздников, собраний-конкурсов
Организация продуктивного взаимодействия с родителями обучающихся начальных классов через проведение родительских собраний-мастерских, собраний-праздников, собраний-конкурсов.
Л.А.Попова,
Учитель начальных классов
Высшей квалификационной
Категории, стаж работы-20лет
МОУСОШ с УИОП № 1
Г.Советска Кировской области.
Введение.
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми, больший авторитет для него имеет учитель, но и семья, отношения с родителями представляют для него большую ценность.
Связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. В младших классах родители обычно оказывают родителю большую помощь, которая касается и учебной, и воспитательной работы с классом. Искренний интерес родителей к делам класса, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнь детей делают процесс воспитания более эффективным.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
Основные направления работы с родителями.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.
Содержание сотрудничества включает три основных направления:
-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
-участие родителей в управлении школой.
Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:
-родительские университеты;
-конференции;
-индивидуальные и тематические консультации;
-родительские собрания;
-тренинги.
Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:
-дни творчества детей и их родителей;
-открытые уроки и внеклассные мероприятия;
-помощь в организации и проведении внеклассных дел;
-родительского общественного патрулирования;
-родительские собрания-мастерские, собрания-праздники, собрания-конкурсы.
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:
-участие в работе совета школы;
-участие в работе родительского комитета класса и школы.
Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству-одна из задач классного руководителя. За этими словами стоит очень многое. Ни для кого не секрет, что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе. Почему такое происходит и кто в этом виноват? Это происходит потому, что школьная администрация, педагогический коллектив смирились с существованием семей своих учеников и учебного заведения в «параллельных мирах». Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья-школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними.
Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуаций эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учеников с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. В планировании воспитательной работы классный руководитель должен уделять большое внимание участию самих родителей во внеклассных мероприятиях. Родители младших школьников должны быть вместе с классом в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах. Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом.
Видеть родителей учеников, знать их отношение к школе и учебно-воспитательному процессу-это реальная возможность предотвращения проблем в обучении и воспитании, которые могут встретиться на средней и старшей ступени обучения учащихся.
Примерная тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы:
1.Праздник рождения класса.
2.Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».
3.Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику».
4.Клуб выходного дня.
5.Знакомства со школьной книгой рекордов и достижений учащихся класса.
6.День открытых дверей в классе.
7.Родительское собрание-мастерская «Тайна мирного домика».
8.Родительское собрание-праздник «Прощай, начальная школа».
9.Родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я- читающая семья».
Сценарий родительского собрания-мастерской «Тайна мирного домика».
Тому, кто не постиг науки
добра, всякая иная наука
приносит лишь вред.
Хорошими людьми стано-
вятся больше от упражнения,
чем от природы.
Демокрит.
Участники: дети, родители.
Время проведения: начало учебного года.
Цели:-определение правил жизни в классном коллективе;
-сплочение родительского и детского коллективов.
Задачи:-формировать у детей понятие о дружбе;
-воспитывать чувство сплоченности в коллективе детей и родителей;
-воспитывать уважительное отношение друг к другу и к своей Родине.
Оборудование:
1.Рисунок дома.
2.Солнышко, лучи.
3.Окошки-листы 5*8см.
4.Кроссворды, задания со словами.
5.Предметы (палка, книга, камень, гвоздь, веревка).
6.Плакаты с высказываниями :«Доброта- язык, на котором немые люди могут говорить и который глухие могут слышать». П.Бови.
«Доброму слову- добрый ответ».
«Чем отомстить своему врагу? Стараться делать ему как можно больше добра».
7.клей, ножницы, фломастеры, фото детей.
8.Текст песни, магнитофон, компьютер.Орг. момент: дети приходят со своими родителями в школу, рассаживаются за парты по четыре человека.
Ход собрания.
Кл.рук.: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Сегодня у нас пройдет необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Но чтобы открыть эту тайну, мы должны немножечко потрудиться- построить домик. Итак, мы теперь все бригада строителей.
Итак, начинаем. В основание любого дома закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась, прослужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, ведь он держит на себе все здание. Чтобы заложить фундамент нашего дома, нужно разгадать кроссворд.
(Дети и родители работают в группах). В выделенных клеточках кроссворда после правильного разгадывания должно получиться слово доброта.
-Что же мы заложим в фундамент нашего дома?
-Верно! Доброту!
-А сейчас на фундамент нашего дома мы должны положить кирпичи. Для этого поиграем. ( Детям и родителя м предлагаются разные вещи: палка, веревка, книга, камень, гвоздь. Выбрать любой предмет, рассказать или совершить с ним те действия, о которых можно сказать, что они приносят людям добро.
-Стройка подходит к концу. Что еще надо соорудить? Конечно, крышу!
Следующее задание-заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу данным:
1.Грубость ( вежливость).
2.Ненависть (любовь).
3.Обман (доверие).
4.Злость (доброжелательность).
5.Унижение (уважение).
6.Равнодушие (внимательность).
7.Ссора (мир, дружба).
-Итак, дом готов! Осталось вставить окна, расселить жильцов.
(Индивидуальная работа детей и родителей . В подготовленные окошки наклеить фото детей, подписать фио).
-Какой замечательный получился у нас домик! Скажите, какой дом можно назвать мирным?
-Чтобы сохранить мир, у жильцов должны быть свои правила. Давайте вместе придумаем эти правила . (Работа в группах).
Группы по очереди зачитывают правила, которые они придумали.
-Ребята, в чем же заключается тайна мирного домика?
-Молодцы! Конечно, нужно быть дружными и добрыми.
Многие из вас приготовили стихи, песни о добре, дружбе, добрых поступках.
Послушаем их.
1 ученик:
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие- честное слово!
2 ученик:
В жизни немало странийМрачных, тяжелых, суровых.
Хочется дружеских лиц,
Хочется доброго слова.
Хмурый, неласковый день,
Тучи нависли свинцово.
Как не хватает нам всем
Теплого, доброго слова!
Вывод отсюда простой,
Это любому понятно:
Маленькой кошке и той
Доброе слово приятно.
Пусть тишина и покой
В сердце поселятся снова!
Пусть на планете земной
Царствует доброе слово!
3 ученик:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго -добро
От злого зло родится.
Добро,сколь ни было б оно мало,
Гораздо лучше, чем большое зло.
4 ученик:
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидельневзначай.
Провинился друг и повинился-
Ты ему греха не поминай.
5 ученик:
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятсяВсе земные труды.
Может, вырастишь деревце
На земле Кулунды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому.
-Спасибо,дети. А уважаемые родители приготовили для нас, ребята, свои пожелания, которые они написали на лучах этого солнышка. Послушаем их.
-Чему же было посвящено наше собрание?
-Какие правила надо выполнять, чтобы наш классный домик можно было назвать мирным?
-Что вы предлагаете сделать, чтобы эти правила не забывали наши дети и учились их выполнять?
-А сейчас я предлагаю закончить наше собрание совместным исполнением песни «Песня о добре» сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка.
1.Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Припев:
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Станет мир прекрасней и светлей,
Если будем мы с тобой добрей!
2.Добрым быть совсем, совсем непросто.
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
3.Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта живет на свете,
Радуются взрослые и дети.
Возможное решение собрания:
1.Оформить и вывесить в классе правила жизни классного коллектива.
2.Награждать по итогам четверти детей, выполняющих эти правила.