Внеклассное мероприятие на тему Устное народное творчество
Посиделки
Внеклассное мероприятие по теме « Устное народное творчество»
Цели:
1. Развивать творческие способности детей, приобщать к русскому фольклору.
Задачи:
1 .Образовательные: познакомить с традициями русского народа.
2. Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным праздникам, к особенностям русского характера: желание быть радушным, гостеприимным, заботливым хозяином; добрым и трудолюбивым; воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
3. Развивающие: обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями, развивать коммуникативные способности.
Оборудование:
Сцена украшена в русском стиле (вышивка ручной работы, кружева, разноцветные платки, на столах самовары, “бусы из бубликов”, матрешки)
Интерьер крестьянской избы. По углам вышитые рушники. Стол покрытый скатертью, самовар, пироги и т.п. Лавки, на которых сидят участники. Каждый занимается своим делом, поют песню.
Чтец.
Избу освещает И начну у бабки
Огонек светца; Сказку я просить
Зимний вечер длится И начнет мне бабка
Длится без конца. Сказку говорить:
Как Иван-царевич Слушаю я сказку-
Птицу-жар поймал, Сердце так и мрет.
Как ему невесту А в трубе сердито
Серый волк достал. Ветер злой поет.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит...
Ведущий. И как во сне мы оказываемся на посиделках… в стародавние временна… в крестьянской избе.
Ведущий. Здесь красные девицы, добры молодцы кругом – все уселись за столом. Будет всем приятно побывать у нас в гостях. Песни русские попеть, в русский пляс с душой пуститься, пирогов отведать вкусных и чайку напиться всласть. Всем мы рады вам сердечно.
Ведущий. А где же пироги? Ведь изба красна не углами, а пирогами.
Ведущий. Будут тебе и пироги. А сейчас посидим рядком да поговорим ладком.
Ведущий. Долог зимний вечер. Скучно было бы молча заниматься вечерними работами: ткать. Прясть, вышивать, сапоги тачать. И вот кто-то начинает сказывать сказку.
Каша из топора
Чтец. На побывку шел солдат,
Сильно притомился.
Он не ел два дня подряд,
Чуть не заблудился.
Но, добравшись до села,
Увидал избушку,
Стукнул в крайнее окно.
Подозвал старушку.
Солдат. Здравствуй, бабушка, нельзя ли
У тебя заночевать?
Старуха. Заходи, служивый, ладно,
.Приготовлю я кровать.
Солдат. (Заходя в комнату)
А еще хочу, хозяйка,
Нынче я тебя спросить:
- Не найдется ли солдату
Что-нибудь перекусить?
Старуха. Я сама не ела с вечера,
Потому что кушать нечего.
Ведущий. Подошел солдат к кровати,
Посмотрел по сторонам,
Заглянул в углу под лавку
И топор заметил там.
Солдат. Слышь, бабуля! Нам не гоже
Быть голодным до утра.
Я смогу сварить нам кашу
Из простого топора.
Старуха. Разве сможешь?
Солдат. Ну, конечно!
Побыстрей котел тащи!
Положу топор в котел я,
Разведу огонь в печи.
( все показывает)
Старуха. Вкусно?
Солдат. Очень!
Только соли нет совсем…
Старуха. Так вот же соль!
Посоли. Служивый, вволю
И попробовать изволь.
(солдат пробует, хвалит)
Солдат. Скоро будет уж готова.
Ну и каша! Ну вкусна!
Не мешало бы добавить
Только горсточку пшена.
Старуха. Погоди, солдат, минутку,
Принесу пшено сейчас.
(приносит)
Как считаешь, хватит столько?
Солдат. Хватит! Будет в самый раз.
( добавляет в котел)
Ох, как каша хороша,
Всем на удивленье.
Ложку б маслица сюда,
Было б объеденье!
Старуха. Вот, солдат, горшочек с маслом.
(подает)
Сколько нужно, добавляй!
Солдат. (добавляет, пробует)
Все! Уже готова каша!
Как вкусна! (едят вместе)
Чтец. Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Ведущий. А теперь, давайте сядем в кружок и вспомним скороговорки, которые помогают нам чисто говорить на русском языке.
Стоит поп на копне, Говорит попугай попугаю:
Колпак на попе, Я тебя попугаю.
Копна под попом,
Поп под колпаком.
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали,
Загадку не угадали.
Ведущий. Давайте заглянем в этот дом. Здесь живет Загадка. Она приветлива, гостеприимна, любит веселить всех, кто приходит к ней. Но только говорит она так, что не каждый понимает. А понять нам ее поможете вы, наши гости.
Ведущий. Загадка, где ты живешь?
Загадка. А вот в этой « книге- раздвиге о четыре листа, где середка пуста» (В избе)
Проходите там, где « два стоят, два лежат, а один бегает» (Двери)
Ведущий. Почему так светло в избе?
Загадка. - Привела я солнце за свое оконце, к потолку повесила, стало дома весело.
(Лампочка)
- Присаживайтесь там, где « стоят четыре брата под крышею одной,
предружные ребята и все равны длиной» (стол)
Молодцы, справились с заданием. Но это было пол-испытания, а главное
испытание вас ждет впереди. Сейчас я загадаю загадки-смекалки.
- Какой в реке камень? ( Мокрый)
- Когда дурак умен бывает? (Когда молчит)
- Где свету конец? (В темной горнице)
- Чем хлеб в печь сажают? (Тестом)
- Без чего человеку жить нельзя? ( Без имени)
- Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком)
- У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна)
- Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас? (Двое)
А теперь, ребята, объявляю конкурс на лучшую загадку.
(Проводится конкурс загадок, награждаются победители)
Ведущий. Чем дальше льется разговор, тем пуще раззадоривается народ на посиделках, того и гляди в пляс пойдет.
Чтец. Ой, топни, нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
(все участвуют в хороводе)
Чтец. Вы послушайте, девчата,
Нескладуху буду петь:
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь.
Чтец. Сапоги сшил из рубашки,
А рубашку из сапог,
Дом поставил из опилок –
Вышел славненький домок.
Чтец. На болоте, на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе,
Умирает со смеху.
Чтец. Плыл по морю чемодан,
В чемодане был диван.
На диване плавал слон,
Кто не верит – выйди вон!
Ведущий. Посмотрите, ребята, тот, у кого «четыре ноги, два уха, один нос да брюхо»,
ждет вас. Что это? (Самовар)
Ведущий. И вправду, самовар закипел, пироги на столе. Подвигайтесь, гости дорогие,
Поближе, будем чаевничать. А мы споем вам частушки про чай.
На столе у нас пирог. В пляске не жалей ботинки.
Пышки и ватрушки, Предлагай-ка чай друзьям,
Так споем же под чаек Если в чае есть чаинки,
Чайные частушки. Значит письма пишут нам.
Самовар блестит , кипя, Подавай мне чашку чаю,
Чай в нем пенится! Ведь тебе не жалко чай?
Погляди- ка на себя – В чае я души не чаю,
Ну и отраженьеце! Наливай горячий чай.
Ведущий. А какие же посиделки без песен и плясок и игр! Будем играть? Будем танцевать?
Ведущий. Собирайся, народ!
Шумный праздник идет!
Шутки, радостный смех
Вместе свяжут всех!
Мы не будем скучать?
Вы хотите играть?
Ведущий. Нет, вы видно не хотите,
Очень слабо вы кричите!
Я вопрос вам вновь задам,
Крикнуть нужно громче вам!
Вы хотите играть?
Вы хотите скучать?
(заводят хоровод)
А сейчас поиграем в «Ручеек»
( игра « Ручеек»)
Поиграли, поплясали, а теперь споем что- нибудь веселое.
Чтец. Отдыхайте, мой черед пришел рассказывать.
Жили-были два братца – кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца,
Поставили среди польца.
Не сказывать ли сказку опять с конца?
Ведущий. А долго ль они жили?
Чтец. Долго ль они жили
Мне старики не говорили.
Знал про то один кот – колоброд,
Что сидел у ворот,
Да убежал кот в овес
Конец сказки унес!
Ведущий. И конец наших посиделок унес. Но конца народной мудрости, смекалке и юмору нет. Мы благодарим вас за то, что пришли к нам в гости, нас послушали, свой ум показали и вместе с нами повеселились.