Внеклассное мероприятие на тему Устное народное творчество
Урок – путешествие:
«Устное народное творчество»
Цель: воспитание гражданственности, чувства любви к родине.
Задачи: обобщить знания учащихся о малых жанрах фольклора; развивать творческие способности учащихся.
Планируемые результаты:
- формирование умения подбирать тексты в соответствии с заданием;
- формирование умения работать в группе;
- знание произведений устного народного творчества;
- выразительное рассказывание произведений устного народного творчества;
- формирование умения создавать инсценировки и сценарии.
Ресурсы-оборудование:
- пазлы: загадки; карточки с заданиями; карта; музыкальное сопровождение; ноутбук; игры.
Ход мероприятия:
Ведущая: Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого отправимся в путешествие в страну «Устное народное творчество».
Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Ведущая: Давай те с вами вспомним, какие виды устного народного творчества мы знаем, (мифы, пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.)
Ведущая: Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Ведущая: Итак, наше путешествие начинается! Во время путешествия необходимо соблюдать следующие правила: быть весёлыми и активными; внимательно слушать вопросы; не шуметь; не перебивать друг друга; не перебивать другую команду. А теперь пришло время представиться командам.
Первая команда __________________________________________________
Вторая команда_______________________________________________________
Ведущая: Команды готовы?
Дети: Да
Ведущая: Тогда начнём наше увлекательное путешествие, (стук в дверь) Ребята мы еще кого - то ждём? Как вы думаете, кто бы это мог быть?
Ведущая: Давайте посмотрим. Ух ты! Так это же почтальон! Ребята как вы думаете, что он нам принёс? Ну, конечно же, это карта и она нам будет помогать. Мы с вами путешествуем по станциям, и выполняем задания за правильные ответы которых, получаем жетоны. Победит та команда, которая наберёт большее количество жетонов.
Ведущая: Перед вами карта, посмотри на неё, наша первая станция
«Частушечный переполох».
Ведущая: Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
(Ребята выходят по командам 3 человека выходят по очереди и исполняют частушки ( даётся жетон).
Ведущая: Спасибо за выступление, присаживайтесь. Аплодисменты.
Ведущая: Следующая станция называется «Пословицы».
«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. В народных пословицах отразились все стороны жизни народа.
(Командам предлагается закончить пословицы, кто быстрее и правильнее это сделает тот и выиграл за каждую пословицу – жетон).
1 команда:
Старый друг лучше…(новых двух).Ученье свет, …(а неученье тьма).
2 команда:
Терпение и труд…(всё перетрут).Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
Ведущая: Следующая станция называется «Загадочная загадка»
Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
(Командам по очереди загадываются загадки за каждый правильный ответ – жетон отвечает один игрок команды)
1. Начинаем с загадок о человеке: - Их не сеют, не сажают –Они сами вырастают. (Волосы)
-Два братца через дорогу живут,А друг друга не видят (глаза)2. О доме: - Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
3.Загадки про огород:- Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках,Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
- Красный нос в в землю врос,А зеленый хвост снаружи.Нам зеленый хвост не нужен,Нужен только красный нос. (морковь)
4. О природных явлениях:- Крашеное коромыслоНад рекой повисло (радуга)
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
5. О животных:
- Молоко пьёт, песенки поёт,
Чисто умывается, а с водой не знается. (Кот)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
Ведущая: наша следующая станция «Игровая»
В народных играх отражается образ жизни людей, их быт , труд, представления о чести, смелости, мужестве. Каждый игрок стремится показать силу, ловкость, выносливость, проявить смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.
Русский народ не только хорошо трудился, но и любил отдыхать. Вот и мы с вами немного отдохнём.
Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося:
Дружно танцуем мы - тра-та-та, тра-та-та, Танец любимый наш - это "лавата". "Мои пальчики хороши, а у соседа лучше". Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.
Затем поочередно водящий дает другие задания: Мои плечи хороши, а у соседа лучше; Мои уши хороши, а у соседа лучше; Мои щеки хороши, а у соседа лучше; Моя талия хороша, а у соседа лучше; Мои коленки хороши, а у соседа лучше; Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Игра на сообразительность детям предлагается построится по росту, по размеру обуви, по длине волос.
Ведущая: Следующая станция называется «Мир сказок»
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям.
(Командам дается задание собрать картинку и сказать, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.)
Ведущая: назови сказку и главных героев; о чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию); чему учит данное произведение?
Ведущая: А теперь проверим смекалку наших капитанов
«Конкурс капитанов»
(Капитаны должны вставить в названия сказок пропущенные слова.
Задания для капитанов одинаковые, за каждый правильный ответ капитаны приносят 5 жетона своей команде, кто из капитанов выполнит задание правильно и быстро)
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.2. Сестрица __________ и братец Иванушка.3. Иван – царевич и ___________волк.4. У страха _________ велики.5. _________ из топора.Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
Ведущая: Какие у нас капитаны молодцы и какие у них смелые и отважные команды! Давайте поаплодируем друг другу.
Ведущая: Следующая станция называется «Скороговоркино»
С помощью скороговорок тренировали правильную речь и произношение. Их нужно произносить как можно быстрее, но четко и выразительно.
(Приглашаются 2 желающих от команды, им выдаются карточки со скороговоркой. Через 2-3 минуты они должны их быстро проговорить. У кого лучше получится, тот объявляется самым скороговорящим.)
От топота копыт пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова.
Проворонила ворона воронёнка
Ведущая: А теперь подведём итог нашего путешествия, ребята сосчитайте, сколько у вас звёздочек. Победители награждаются медалями 1 и 2 место.
Ведущая: Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наше путешествие по стране устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Спасибо всем за игру, все молодцы!
Приложение
1 команда:
Старый друг лучше_______________________________
Ученье свет, _____________________________________
2 команда:
Терпение и труд______________________________________
Не имей сто рублей, ____________________________________
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.2. Сестрица __________ и братец Иванушка.3. Иван – царевич и ___________волк.4. У страха _________ велики.5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.2. Сестрица __________ и братец Иванушка.3. Иван – царевич и ___________волк.4. У страха _________ велики.5. _________ из топора.
Слова для справок: принеси, серый, ясный, каша, Алёнушка, глаза.
От топота копыт пыль по полю летит.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
На дворе трава, на траве дрова.
Проворонила ворона воронёнка