Внеклассное мероприятие по литературе на тему Устное народное творчество(5 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе
«Серебряное донце, золотое веретенце»
по теме «Устное народное творчество»
Оборудование: корзина, клубок, веретено, кудель, прялка, мешковина.
Ведущая. Здравствуйте, ребята. Мне хочется рассказать вам одну удивительную историю. Однажды вечером у себя дома я услышала какие-то странные звуки, будто кто-то ходил маленькими ножками в моем шкафу. Я тихонько открыла дверцу. В полутьме, точно чьи-то глаза, светились два огонька. «Кто там?» — спросила я.Яша. (появляется из-за ширмы). Это я, Яша.
Ведущая. Откуда ты и кто такой?
Яша. Называют меня суседкой. Из сказки я, из старины далекой, русской, значит, и дело мое сказочное.
Ведущая. Как же ты здесь оказался?
Яша. (удивленно оглядываясь). Да я и сам не знаю. Жил я в большом деревянном доме. В доме том вместе со мной жили кошка Мурка, пес Полкан, бабушка Арина и дедушка Федот. Мурка спала на печке, Полкан дом охранял, дедушка кадушки да бочонки ладил, лапти плел. А бабушка Арина и вовсе волшебница была. Как сделает что-нибудь, то или пахнет вкусно, или уютно становится.
Ведущая. Чем же ты в доме том занимался?
Яша. А я жил — не тужил, с Муркой в прятки играл, Полкану дом сторожить помогал. Но больше всего я любил, когда бабушка держала в руках что-то круглое и мягкое, немного мохнатенькое. Когда бабушка уходила, я с ним играл. Оно неживое, а прыгает!
Ведущая. Как же ты в мой шкаф попал?
Яша. Однажды я заснул крепко-крепко, а когда проснулся, то оказался в совершенно незнакомом месте. Исчезли не только дедушка с бабушкой, но и печка с горшками, и старый стол с самоваром, и пестрые половики с занавесками, и мой пушистый друг тоже пропал. Так я и поселился в шкафу. Больше всего я скучаю без моего непоседливого друга. Когда бабушка занималась любимым делом, он просто танцевал от радости. Так и прыгал, так и крутился! А вот как зовут его, забыл.
Ведущая. Не расстраивайся, Яша. Это горе — не беда. Мне кажется, ребята знают, как зовут твоего друга. О нем еще загадка придумана. Маленький, кругленький, а за хвост не поднять. Что это? (Ответы ребят.)
Яша. (радостно). Точно, клубок! Хвостик у него тоненький, а потянешь — и весь размотается!
Ведущая (достает из корзины клубок). Во многих сказках клубок путь героям указывает. Знаете ли вы, ребята, какие это сказки? (Ответы ребят.)
Ведущая. А знаешь ли, Яша, почему русские люди так много сказок да загадок про клубок придумали?
Яша. Нет. А правда, почему?
Ведущая. В давние времена верили, что ходит по земле богиня Макошь. Ходит она по земле невидимая, босая, с распущенными волосами, в длинной рубашке без пояса. Из кудели она прядет нити и в клубочек сматывает. Не простые то нити — волшебные. Это нити судьбы человеческой.
Яша. А Макошь каждому такой клубочек дает?
Ведущая. У каждого он есть. Только в обычной жизни клубочек не виден, а в сказках он становится видимым. Если у человека доброе сердце и дела он делает добрые, то клубочек разматывается и человеку дорогу указывает к счастливой жизни. А если у человека на душе обида да зависть, то ниточка рвется, путается, и в жизни у человека всякие неприятности случаются.
Яша. Так вот что значит клубочек! И еще в старых сказках всегда говорят: где ниточка, там и иголочка.
Ведущая2. Правильно, Яша. Недаром иглу всегда называли ласково: игла-мастерица, игла-помощница. А вот изготовить иглу совсем не просто. Как это делают?
(Ответы ребят.)
Специальную игольную проволоку режут, заготовки точат, заостряют, шлифуют, закаляют. Это очень кропотливая работа. Она всегда высоко ценилась.
Яша. Интересно, из чего была сделана самая первая иголка? Когда попали в Россию стальные сестрицы современных иголок?
Ведущая2. Первыми иглами пользовались первобытные люди, и делали они их из острых рыбьих костей или костей животных. Стальные же иглы появились лишь в XIV веке в Европе, а в Россию были завезены только в XVII столетии из Германии.
Яша. Теперь-то я точно про иголку-мастерицу все знаю. Но и про другие ремёсла вспомнить хочу. Вот помню я, как пряла по вечерам бабушка Арина...
Ведущая2. Не торопись, Яшенька, все по порядку. Давай я начну с самого начала. (Напевно.)
Как из топкого болота
Да из белых мхов,
Из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели
Да из долгого льна,
Да с того ли донца узорного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную...
Яша. Ой, ты точно как моя бабушка Арина — так же интересно рассказываешь. Но вот она мне говорила, что без особенной волшебной палочки и не спрядешь ничего.
Ведущая2. Верно говоришь. А как называется эта волшебная палочка, мы у ребят спросим. (Ответы ребят.)
Яша. Точно, веретено!
Ведущая2 (достает из корзины веретено). Веретено — главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки свое веретено. Чужим пользоваться было не с руки.
Яша. А делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки. Смастерить веретено не так просто, как кажется. Недаром пословица говорит: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал»!
Ведущая2. Без веретена невозможно было сделать нить, полотно начать ткать. К веретену относились с уважением. Во многих сказках — помните? — есть слова про серебряное донце, золотое веретенце. (Показать прялку). На донце садились, на лопасть надевали кудель. Левой рукой нитку сучили, правой — веретено крутили.
Яша. Донце — веретенце. Прямо стихи получаются! Интересно, а есть ли еще рифмы к словам веретено, веретенце, веретенышко!
Ведущая2. Конечно, есть.
Выступает ученица с чтением стихотворения.
Подарил мне батюшка
Чудо-веретенышко.
Расписная прялка,
Серебряное донышко.
Нитка белая бежит,
Веретенышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка,
Дорогая мне игрушка.
Мне и весело, и жарко,
Я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие пряду
И тихонечко пою.
Ведущая3. Спасибо, очень хорошо получилось. Действительно, Яшенька, работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже темно становилось. Наступали холода, в печке огонь зажигали. Весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину жгли.
Яша. Помню светец. Помню, что работы было очень много. Вот забыл только, как же люди в гости ходили, с подругами и друзьями встречались. Работу ведь нельзя было бросать.
Ведущая3. А работу и не бросали. Девушки брали с собой донца, веретенца, собирались вечером в одной избе. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Как назывались такие вечера? Ответы из зала.
Ведущая3. Правильно, посиделки.
Яша. А парни как же?
Ведущая3. И парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плел, кто упряжью конской занимался. Представляешь, Яша, на таких посиделках парни даже варежки вязали!
Яша. Вот это здорово! А что еще делали на таких посиделках?
Ведущая3. Давай спросим у ребят.
Ответы из зала. Подготовленные ученики исполняют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла» .Ведущая3. Спасибо. На посиделках не только песни пели, но и загадки загадывали, в игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, суженого своего искали. Парни смотрели не только на девичью красу, но и на работу внимание обращали: быстра ли, умела ли девушка в женских делах хлопотных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвется часто, то и нрав у девушки непокладистый, горячий.
Подготовленная ученица читает стихотворение.
Возьмет девушка шерсть да веретенце,
Сядет подле светлого оконца,
Вертится веретено,
Крепкими руками сделано оно.
Не похоже на бочку веретенышко,
Не имеет ни стенок, ни донышка.
Ах, как тонок стан веретенный,
Ведь не толще нитки сплетенной.
Льется нитка вокруг веретена,
И прочна, и мягка, и гладка она.
Яша. Вот ребята говорят, нитки пряли. А из чего?
Ответы из зала.
Ведущая3. А теперь отгадайте загадку. Нити изо льна называются...
Ответы из зала.
Ведущая3. Из шерсти...
Ответы из зала.
Ведущая3. А из конопли?
Ответы из зала.
Ведущая3. А вот и неправильно! Из конопли до сих пор делают нити, из этих нитей изготавливают ткань. Вы все ее хорошо знаете (достает из корзины и показывает мешковину). С коноплей человечество познакомилось раньше, чем со льном. Волокна из стеблей конопли очень прочные. Их использовали для витья веревок и канатов и лишь впоследствии стали применять для изготовления тканей. Ткани называли посконными.
Во время сильного дождя хозяйки приговаривали:
Господи, Господи,
Не бей нашей поскони!
А льны да конопли,
Хоть все примни!
Пищевое конопляное масло очень ценилось. А нити и шнуры из таких растений называли пеньковыми. Пеньковые полотна были прочнее льняных. Рубашки из них крепче, но грубее.
Много крестьяне работали: весной землю пахали, рожь-пшеницу сеяли, летом сено запасали, осенью урожай убирали. Зима приходит, вечера долгие, печь горячая, блины да оладьи вкусные, каша с маслом — можно и праздновать!
Исполнениее песни «Как на тоненький ледок…».
Праздник продолжается: кто больше знает потешек, загадок, кто лучше произнесет скороговорку.
На память Яша раздаёт всем буклеты с закличками, скороговорками и т.д.