Использование мультимедийных презентаций в преподавании биологии в школе.

Использование мультимедийных презентаций в преподавании биологии.
Из опыта работы учителя биологии СОШ №76 Качаловой Е.М.
Мультимедийные презентации – это способ представления информации с помощью компьютерных программ, ставший для меня незаменимым методическим средством в преподавании биологии, проведение уроков с их использованием имеет ряд преимуществ.
- Использование презентаций позволяет реализовать принцип доступности и привлекательности изучаемого материала, т.к. сочетает в себе изображение, звук, динамику, т.е. факторы удерживающие внимание.
- Презентации помогают упорядочить знания, их можно использовать на разных этапах урока, они сами могут стать алгоритмом проведения урока.
- Позволяют экономить время, т.к. через слайды, сопровождая их краткими комментариями, можно оформлять различного рода задания.
- Позволяют осуществлять смену видов деятельности, тем самым снимая нагрузку на учащихся.
Если говорить конкретно о предмете – биология, то использование на уроках слайдов презентации даёт следующие дополнительные преимущества.
Во-1ых, поскольку биология чрезвычайно высокотерминологический предмет, яркая презентация с пошаговой анимацией облегчает понимание и запоминание терминов.
Во-2ых, слайды с фото, рисунками, схемами, анимацией и видеофрагментами позволяют заглянуть в мир скрытый от глаз - внутрь сложных процессов и систем.
Существует множество способов использования презентаций, они зависят от типа урока и этапа урока, в любом случае это дает значительные преимущества в решении дидактических задач.

Далее на примере нескольких презентаций, подготовленных мною к курсам 8 и 9 классов, покажу, как использую этот метод на традиционных уроках комбинированного типа.
Поскольку при изучении той или иной темы из урока в урок использую несколько слайдов предыдущего урока, пришла к необходимости создавать тематические презентации.

Готовя презентации к урокам комбинированного типа, разбиваю их на смысловые части - модули и далее по ходу урока использую слайды для актуализации знаний, для фиксации темы, целей и плана урока. Сопровождаю слайдами объяснение нового материала, организую самостоятельные работы, использую слайды для создания проблемных ситуаций, обучающих заданий, для первичного закрепления и контроля знаний.
Продемонстрирую каждый вариант подробнее на примерах.
Постановка и фиксация целей и плана урока.
Например: см. презентации «Здоровый образ жизни, как условие профилактики заболеваний органов дыхания» слайд№1-3, «Мутационная изменчивость» слайд № 30,31.

Актуализация знаний.
Провожу в форме беседы, дополняя вопросы слайдами с рисунками, схемами, требующими комментария.
Например, см. презентацию «Здоровый образ жизни, как условие профилактики заболеваний органов дыхания» слайд № 4,5. Вспоминаем: 1)что такое дыхание; 2) его значение; 3) перечисляем органы дыхания.
В теме «Клеточный метаболизм» перед изучением процессов фотосинтеза и хемосинтеза вспоминаем, на какие группы делятся клетки по способу питания. См. презентацию «Клеточный метаболизм» слайд №2.
На уроке «Биосинтез белка», чтобы ребята лучше вспомнили ранее изученное (1. что такое белок, 2. что такое ДНК, каков её состав), привожу несколько слайдов из предыдущих тем и презентаций. См. презентацию «Клеточный метаболизм» слайд № 20-24.

Изучение нового материала.
Особенно широко использую возможности презентаций при изучении нового материала. Слайдами с рисунками, схемами иллюстрирую объяснение, при этом часто использую приём анимации, что активизирует внимание и позволяет передать логику развёртываемой мысли. Например, в теме «Изменчивость» при выяснении причин комбинативной изменчивости.
См. презентацию «Изменчивость» слайд № 19-23. Или, например, в теме «Внутренняя среда организма» при изучении форм и видов иммунитета. См. презентацию «Внутренняя среда организма» слайд№40 -42.
При изучении нового материала на слайдах последовательно размещаю новые термины и понятия, что облегчает их восприятие и написание. Например, в теме «Внутренняя среда организма» при изучении крови и иммунитета. См. презентацию «Внутренняя среда организма» слайд№19, 20, 22,36, 41,46, 47, 50.
Используя слайды, удобно демонстрировать портреты выдающихся биологов. См. презентации «Внутренняя среда организма» слайд№43, 44; «Клеточный метаболизм» слайд № 4, 14.
Используя слайды с анимацией, можно вести диалог в форме поисковой беседы по выяснению какой-либо проблемы. Например, на уроке по теме «Заболевания органов дыхания и их профилактика», рассматривая диаграмму «Факторы, влияющие на состояние здоровья» (см. презентацию «Здоровый образ жизни, как услови
·е профилактики заболеваний органов дыхания» слайд № 23), выясняют, что оно на 50% определяется образом жизни. Далее строится поисковая беседа о факторах здорового образа жизни, каждый из которых фиксируется приёмом анимации в виде лепестков цветка на слайде. См. презентацию «Здоровый образ жизни, как условие профилактики заболеваний органов дыхания» слайд №24.
Особенно удобно по ходу урока поэтапно выводить материал на экран, когда нужно показать динамику какого-либо процесса. Например, на уроках по изучению процессов фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка. См. презентацию «Клеточный метаболизм» слайд № 7- 8, 15,26-32. Или на уроке по изучению иммунитета и аллергических реакций. См. презентацию «Внутренняя среда организма» слайд № 48, 49.
Чтобы ещё эффективнее продемонстрировать процесс, иногда включаю в презентацию видеофрагменты. См. презентацию «Клеточный метаболизм» слайд № 31,34.
Использую слайды при решении задач обучающего характера, например, при составлении заданий на функциональное чтение. Так, в теме «Изменчивость» даю задание сравнить два типа геномных мутаций или сравнить модификации и мутации и оформить ответы в таблице. См. презентацию «Изменчивость» слайд № 45,57.
Задания такого типа учат серьёзно работать с текстом, разбивать его на смысловые части, выделять главное, анализировать, т.е. реализовывать метапредметные приёмы работы, такие как:
- ответьте на вопросы (презентация «Изменчивость» слайд № 38)
- вставьте пропущенные слова (презентация «Изменчивость», слайд № 26)
- определите по внешним признакам с помощью рисунков, например, тип изменчивости по окраске шерсти у кролика (презентация «Изменчивость» слайд № 18).
- составьте характеристику по плану, например, характеристику заболеваний органов дыхания (презентация «Здоровый образ жизни, как условие профилактики заболеваний органов дыхания» слайд №6).
Использую слайды презентаций при организации и проверке фронтальных самостоятельных и лабораторных работ. Например, в теме «Внутренняя среда» при изучении крови использование слайдов позволяет сочетать лабораторную работу по изучению крови с помощью микроскопа с самостоятельной работой по заполнению таблицы в тетради. См. презентацию «Внутренняя среда организма» слайд№16. Сочетание этих форм способствует более глубокому усвоению темы.
Задания подобного рода способствуют развитию самостоятельности, реализации деятельностного подхода в обучении.

Проверка первичного уровня усвоения и закрепления знаний.
Последовательно, переходя от одного блока знаний к другому, включаю слайды с заданиями « Проверь себя». Например, в теме «Строение клетки» последовательно проверяю уровень усвоения знаний по строению клеточной мембраны, ядра и др. компонентов клетки. В теме «Клеточный метаболизм. Биосинтез белка» для закрепления полученных знаний даю задание «Реализация наследственной информации в процессе биосинтеза белка». См. презентацию «Клеточный метаболизм» слайд № 36.

Контроль знаний.
Для организации контроля знаний подбираю задания разного типа.
Во-1ых, использую слайды презентаций при устной проверке домашнего задания. Отвечающий, опираясь на объект, находящийся на экране, формулирует ответ. Например, см. презентацию «Клеточный метаболизм» слайд № 6,28.
Во-2ых, использую такие задания, как: опираясь на слайды, находящиеся на экране, дать устную характеристику объекта или процесса по плану. См. презентацию «Изменчивость» слайд № 27.
В-3их, даю размещённые на слайде задания для письменного поурочного контроля знаний, например, тестовые задания - вставить пропущенные слова. См. презентацию «Клеточный метаболизм» слайд № 17.
В-4ых, использую слайды для оформления заданий на выбор признаков. См. презентацию «Изменчивость» слайд № 28.

Организация рефлексии и самоанализа.
Например, на уроке «Заболевания органов дыхания и их профилактика» по окончании беседы о ЗОЖ, предлагаю учащимся выполнить тест «Ваш образ жизни и его влияние на здоровье». По результатам этого теста учащиеся делают вывод о влиянии их образ жизни на здоровье. См. презентацию «Здоровый образ жизни, как условие профилактики заболеваний органов дыхания» слайд №25-33.

Опыт использования мною мультимедийных презентаций на уроках доказывает целесообразность их применения: это эффективное средство, позволяющее расширить возможности урока, решающее дидактические задачи и стимулирующее к творчеству.


15