«Проектная и исследовательская деятельность, как один из эффективных методов работы с обучающимися »
Практико-значимая работа по теме «Проектная и исследовательская деятельность, как один из эффективных методов работы с обучающимися». Выполнила учитель географииМОУ «СОШ «20»Лебедева Наталья Ивановна Цель работы: исследование методических основ организации проектной и исследовательской деятельности учащихся и работа над проектом по географии.Задачи работы: - изучение основ проектной и исследовательской деятельности в школе;- анализ видов проектной и исследовательской деятельности;- создание проекта по географии. Основная идея состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях Актуальность работы: Гипотеза: данная работа даст возможность убедиться в том, что в процессе использования проектной деятельности, повысится эффективность обучения по предмету. Методы исследования: – теоретический (изучение литературы);– эмпирический (исследование форм и методов). Глава 1. Методические основы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся. Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Проект – исследование – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. К важным положительным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач;развитие творческих способностей;смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;формирование чувства ответственности;создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся. Формирование УУД в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся:личностныхкоммуникативныхрегулятивныхпознавательных Вывод: Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход, который позволяет реализовать проектно-исследовательская деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все универсальные учебные действия, прописанные в Стандартах. Глава 2. Виды проектных и исследовательских работ:По уровню интеграции:Монопредметные (выполняются на материале географии) Межпредметные (учитывающие содержание нескольких предметов по смежной тематике)Надпредметные (выполняются на основе сведений, не входящих в школьную программу) По продолжительности выполнения:Мини-проект (несколько недель)Средней продолжительности (несколько месяцев)Долгосрочные (в течение года) По количеству участников:Индивидуальныеучащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до итоговой рефлексииГрупповые в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения.Коллективныеу участников формируются навыки сотрудничества;проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне. По способу преобладающей деятельности:Познавательныенаправлены на сбор информации о каком-то географическом объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, Творческиетребующие творческого подхода, хотя в этом смысле любой проект можно назвать творческимИгровыеучащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта Практико-ориентированныепроекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся Исследовательскиелогика полностью подчинена логике исследования, имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием По использованию средств обучения:Классические традиционные средства обучения (печатные, наглядные, технические)Информационные и коммуникативные (компьютерные) средства По включенности в тематический план:Текущие (на проектную деятельность выносится часть содержания) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала) Вывод: проектная и исследовательская деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов. Глава 3. Основные этапы организации проектной деятельности учащихся. Постановка проблемы;Оценка возможностей для решения проблемы;Формулирование цели и задач;Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта;Организация и выполнение проекта;Обобщение результатов в виде конечного продукта;Презентация проекта;Анализ: что получилось, что не получилось и почему? Итоги выполнения проекта, подготовка материалов проекта- портфолио проекта Глава 4. Создание проекта по географии «Глобальное потепление. Причины, последствия и пути решения». Актуальность выбранной темы заключалась в том, что глобальное потепление климата может привести к смещению зон обитания растительных и животных видов к полярным зона, что увеличит вероятность вымирания малочисленных видов-обитателей прибрежных зон и островов, чье существование в настоящее время находится под угрозой исчезновения. Цель работы: исследовать глобальное потепление и найти пути решения этой проблемы.Задачи исследования:Изучить различные теории глобального потепления;Оценить последствия данного процесса;Предложить меры по предотвращению глобального потепления. Содержание работы 1. Изменение климата на Земле. 2. Причины глобального потепления. 3. Результаты исследований глобального потепления. 4. Глобальное потепление иногда приводит к похолоданию. 5. Последствия глобального потепления. 6. Районы изменения климата. 7. Меры по предотвращению глобального потепления Выводы: При исследовании глобального потепления мы пришли к выводу, что за последние 150 лет происходит изменение термического режима атмосферы примерно на 1-1,5 градуса. Оно имеет свои региональные и временные масштабы. Многие ученые считают, что основной причиной, которая, возможно, приводит к этим процессам, является увеличение СО2 (углекислого газа) в атмосфере. Его называют "парниковым газом». Увеличение содержания в атмосфере таких газов, как фреон и целого ряда галогенных газов считается также следствием хозяйственной деятельности человека и причиной возникновения озоновых дыр. Исследования показали: чтобы избежать глобальной катастрофы, необходимо уменьшить выбросы углерода в атмосферу. Заключение. В результате выполнения исследовательской работы у учащихся формируются и отрабатываются навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умения представить информацию в доступном, эстетичном виде; умения выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умения работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение Список используемой литературы. География: уроки с использованием информационных технологий / авт. – сост. Н.В. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009.Душина И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И.В. Душина, В.Б. Пятунин. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2010Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5.Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека) и др. Спасибо за внимание!