Методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся
Истинный педагог постарается сделать учение
занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного
труда, требующего усилия воли.
К. Д. Ушинский
Введение
В последние годы в связи со сменой парадигмы образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследовательской деятельности. Много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейших в психо-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.
В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, поскольку ученик получает готовую информацию, запоминает ее, затем воспроизводит, т. е. мы осуществляем репродуктивную деятельность. В этом случае нужны способности к обучению, но это обучение не оказывает существенного влияния как на общее психологическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей. Поэтому, если школа ставит своей целью развитие ребенка, то конечный результат деятельности учителя – психические новообразования в личности учащегося. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К. Д. Ушинский.
Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную (творческую). Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Имеются различные методы, важно пробудить мыслительный процесс ученика.
МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Личность – звено между мотивацией и ее реализацией.
З. Фрейд
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата».
Ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что «интерес» - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки «хочу – могу – выполняю с интересом – личностно-значим каждому», то мы опять увидим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность дома и на уроке, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
6-й класс. Тема: «Координатная плоскость». Начинаю с построения всевозможных фигур: петух, птенец, кораблик и т. д. Часть материала я нахожу на страницах газеты «Математика», а часть ребята придумывают сами. И только после этого мы переходим к учебнику: строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и со знанием дела.
6-й класс. Тема: «Диаграммы». Удивительный получился эффект от принесенных мною рабочих диаграмм урожайности зерновых за последние несколько лет. Рассматривая их в качестве раздаточного материала, мы с учениками почерпнули интересную информацию, что ребята сами захотели отразить работу нашей школы в виде диаграмм. А именно, мы сравнили количество учеников младшего, среднего и старшего звеньев, успеваемость, оценки за контрольные и т.д.
Ребятам интересно тогда, когда много наглядности. Так при изучении темы «Обыкновенные дроби» в 5 классе учащиеся сами изготавливают шаблоны долей круга, различный раздаточный материал в виде прямоугольников, разделенных на сектора разного цвета и т. д. На уроках в 6-м классе по теме «Симметрия» задаю творческое домашнее задание, где ребята сами придумывают симметричные рисунки. На уроках я использую этот раздаточный материал, что вызывает гордость за свой труд, а это один из сильнейших приемов стимулирования деятельности учащихся. Сконструируй, сделай что-нибудь необыкновенное, и это будет храниться, служить будущим ученикам.
Важно, чтобы все, что учитель делает на уроке, было значимо ученику. А потребности учеников 5-го класса отличаются от потребностей старшеклассников. Пятиклассникам очень важно занять достойное положение в коллективе - это ведущий мотив поведения младшего подростка, и поэтому с ними надо организовывать как можно больше коллективных дел, игровых моментов, причем важны даже не сами игровые действия, более значим результат игры. Дидактические игры помогают развить у учащихся аналитическое мышление, умение излагать мысли и свою точку зрения, ставить проблему, организовать работу по ее решению. Проходя путь от старта до финиша, учащиеся решают задачи, отвечают на вопросы. Задания варьируются так, чтобы каждый испытал чувство успеха, чтобы каждый понимал, что без знаний не обойтись, и очень приятно видеть, как играющие помогают друг другу.
Игра помогает строить продуктивные взаимоотношения педагога и учащегося с присущими ей элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса, то есть осуществлять принцип педагогики сотрудничества.
Мало знать теорию, необходимо продумать технологию игры, четко определить ее цели.
В своей работе я использую различные виды игр. На многих уроках провожу тренировочные игры «Домино», «Лото», «Составление и решение кроссвордов», мини-конкурсы «Кто быстрее?», «Цепочка», «Разукрашка». Использую их при отработке вычислительных навыков, как в младших, так и в старших классах.
А вот у старших подростков появляются другие потребности – быть популярным, ему важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Вот с этого момента необходимо переходить на уровневую систему обучения, развивающую личность. Эта система дает право ученику самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи. Главнейшей задачей, которая стоит передо мной, - это «личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика». В основу данной системы положены следующие принципы:
принцип воспитывающего обучения – учить самостоятельно, умение планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;
принцип ориентации на зону ближайшего развития – заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше, выше;
принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке;
учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;
принцип диалогичности и сотрудничества предполагает изменение своих функций. Я рядом с учениками, мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам.
Желательно, чтобы в классе висел плакат со следующим текстом:
Каждый ученик имеет право:
высказывать свое мнение и быть услышанным.
выбирать уровень знаний.
выбирать форму работы на уроке.
самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку.
знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы.
Каждый ученик обязан:
добросовестно работать на уроке и дома.
быть аккуратным при оформлении работ, соблюдать орфографический режим при ведении тетрадей.
уважать труд учителя.
не ставить личные интересы выше интересов одноклассников.
Строго придерживаясь данной декларации, я даю возможность ученикам-«звездочкам» двигаться вперед, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, умения рефлексировать. Каждая выращенная мною «звездочка» поведет за собою других (метод побуждения через подражание сильной личности). А тем, кто отстает, надо вовремя, оперативно прийти на помощь, а также организовать работу в парах. Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Таким образом, строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. «Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции». (Л. С. Выготский)
Отдельно хочется поговорить о нетрадиционных уроках – игровых и интегрированных – которые, бесспорно, относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки.
Урок-путешествие в 5-8 классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие уроки-путешествия станции «Историческая», «Ботаническая», «Географическая» и т. д., я учу детей мыслить широко, таким образом, осуществляется связь с другими учебными предметами. Интересны уроки-путешествия по темам «Десятичные дроби», «Обыкновенные дроби», «Рациональные числа». Кроме того, у ребят формируются навыки сотрудничества, развиваются индивидуальные качества, появляется возможность проявить себя в системе межличностных отношений: личность – личность, личность – команда, личность – учитель.
А интегрированный урок – это находка, возможность для учителя осуществить межпредметную связь. Так вызвало удивление, когда математику соединили с биологией по теме «Симметрия». В 5-6 классах можно провести ряд уроков с уклоном на экологическое воспитание, бережное отношение к природе. Интегрированный урок – это не только впечатляющий мотивационный прием, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок.
Нельзя не сказать о стимулирующем оценивании знаний. Это, конечно же, накопительная система оценивания, каждый отрабатывает свободно выбранные задания, а я фиксирую, сколько и что сделано за определенный отрезок времени. Так называема «промежуточная оценка» (по-иному - завышенная оценка, т. е. ученик уже знает более чем на «4», но еще не на «5») и я начинаю ставить ему «5» за любой успех. Срабатывает потрясающе, так как редко кто отказывается от такой перспективы. Аналогично от тройки к четверке. Важно только, чтобы учащийся доверял вам, а вы верили в него.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанные с работой родителей. Поэтому такие понятия, как привесы, удои, урожайность, грузоподъемность, делают знания понятными и значимыми.
Также в целях мотивации учебного процесса можно использовать исторический материал. Ведь целью математического образования прежде всего является культурное развитие учащихся. Надо научить учащихся ценить духовное и материальное богатство, накопленное человечеством, ну а с точки зрения мотивации вопрос можно поставить иначе: «Человек, не получивший достойного математического образования, не может считаться культурным». В первую очередь сам учитель должен верить в то, какие потенциальные возможности содержит в себе математика. Это духовное, эстетическое, творческое и интеллектуальное развитие. Это же факт, что математика не только развивает, но и служит инструментом для определения уровня развития ребенка, это единственный измерительный инструмент в психологии.
Математика не только развивает интуицию, воображение, логику, но и служит способом определения их развития.
Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову свежей, а человека работоспособным, энергичным, и моя задача – убедить в этом учеников.
«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Вот так и для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом учит математику.
Заголовок 1Заголовок 215