Методическая разработка: Развитие творческих способностей, как фактор повышающий эффективность психологической коррекции
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Развитие творческих способностей как фактор, повышающий эффективность психологической и педагогической коррекции»
Материал подготовлен
педагогом-психологом
Курьяновой О.В.
г. Ефремов, 2014г.
Развивать творчество ребенка способен только педагог, сам не чуждый творчеству.
С.В. Максимова
Сегодня развитие творческих способностей является одной из главных ценностей современного общества и приоритетных задач образования. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу.
Раньше развитие творческих способностей считали уделом детей способных, одаренных, именно с ними и строилась такая работа, а в настоящее время, оказалось, что творческое мышление возможно развивать у всех нормальных и даже у отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что при выполнении творческих заданий не существует неправильных ответов, поэтому каждый ребенок способен справиться с ними на своем уровне и в собственном темпе. Вопреки сложившемуся мнению, часто бывает так, что ребенок, не справляющийся с простыми задачами, может выполнить заинтересовавшую его более сложную, творческую задачу.
Развитие творческих способностей у детей повышает учебную мотивацию, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, повышает самооценку. Традиционно развитие творческих способностей связывается с дополнительным образованием (танцы, музыка, изо и т.д.), однако, творчество может проявляться как на занятиях математикой, русским языком, так и в других видах деятельности. Любая деятельность может быть творческой, если человек относится к ней заинтересовано, нестандартно, с вдохновением.
Таким образом, развитие творческих способностей становится одной из основных задач современного образования. Что будет способствовать успешному обучению и коррекции психолого-педагогических проблем, а также успешной социальной адаптации, развитию навыков общения, конструктивного взаимодействия и самореализации.
Программы занятий педагогов должны строится так, чтобы у детей была возможность осмыслить, прочувствовать предлагаемый материал, сформировать и выразить свое отношение, поделиться впечатлениями, внести свои предложения. Важно обращать внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка, помогая ему осознать уникальность всего мира.
Помочь в этом помогут следующие рекомендации, которые вы видите на экране:
Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.
Ребенку нравится творить самому, а не быть средством достижения чьих-то целей.
Ребенок – самое деятельное существо в. мире. Задача взрослого – включать его в развивающую и воспитательную деятельность.
Нет ребенка, у которого все было бы любимого занятия.
Ребенку важно, чтобы его успех был замечен.
Влияйте на мотивацию деятельности и поступков ребенка.
Когда это необходимо, не отказывайте ребенку в ласке. Помните: ваши руки обладают магической силой!
Не бойтесь конфликтовать с ребенком, но конфликтуйте конструктивно.
Привлекайте детей к принятию решений, учитывайте их мнения.
Поощряйте самостоятельность суждений, активность, учитывайте личностные качества детей.
Старайтесь воздействовать на ребенка советом, просьбой желанием к действию.
Рассматривайте ребенка как равноправного партнера в вы от него можете узнать много интересного.
Не сравнивайте ребенка с другими, а только с самим.
Умейте занять позицию ребенка, встать на его место, вам поможет и в повседневной жизни.
Умейте слушать и слышать ребенка.
Уважайте ребенка, проявляйте готовность поблагодарить за что-то хорошее, а при необходимости не забудьте перед ним.
Подходите к ребенку с положительным прогнозом.
Основным условием развития творческого потенциала является взаимодействие с детьми и при этом педагог использует следующие методы и приемы: активное слушание, обращение по имени, позитивная обратная связь, представление выбора, использование «Я-высказываний», предоставление самостоятельности, юмор, игровые приемы, смена деятельности и пространства. Важно, чтобы сам педагог горел интересом к происходящему, мог быстро перестроить намеченную программу в зависимости от настроения, интересов, индивидуальных проявлений детей, то есть творчески относился к работе, создать ситуацию сотворчества взрослого и ребенка.
Для эффективности развития творческих способностей у детей, необходимо соблюдать условия, таковыми являются:- развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы:- практические;- наглядные;- словесные. Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей. К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.(Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно - исполнительские, творческие.Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.)К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.
Следовательно, на своих занятиях педагоги могут использовать специальные игры и упражнения различной степени сложности, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей, способствующие развитию творческих способностей.
Например:
- придумать новое окончание известной сказке;
- придумать и нарисовать фантик для конфеты или герб деревни;
- придумать рассказ в котором все слова начинаются на одну букву;
- спеть известную песню от лица животного или птицы;
- придумать максимальное количество вариантов поведения в невероятной ситуации и др.
(в конце моего выступления вам будут розданы памятки, в которых Вашему вниманию будет предложен примерный перечень упражнений, которые вы сможете применить в своей практической деятельности). Развитие творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Систематически, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, мы целенаправленно развиваем у детей подвижность и гибкость мышления, учим их рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. Ведь творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.
Для отслеживания развития творческих способностей у детей в начале и конце года можно проводить диагностику по следующим методикам, которые вы видите на экране.
Для дошкольников:
- Методика «Солнце в комнате»;
- Методика «Складная картинка»;
- Методика «Как спасти зайку».
Для младших школьников:
- Тест «Вербальная фантазия»;
- Тест «Рисунок»;
- Тест «Скульптура».
Для подростков:
- Тест «Дорисуй»;
- Методика «Проявление способности».
Результаты диагностики фиксируются в индивидуальных картах ребенка.
В самом начале моего выступления вы на экране видели цитату: «Развивать творчество ребенка способен только педагог, сам не чуждый творчеству» С.В. Максимова. Она нам говорит о том, что каждый педагог должен быть личностью творческой. Вот мы сейчас с помощью небольшого психологического теста проведем самотестирование. Каждому из Вас, мои коллеги раздадут чистый листочек и простой карандаш. Вам надо из 5 фигур представленных на экране (Фигуры выводятся на экран) нарисовать фигуру человека, состоящую из 10 элементов, среди которых могут быть круги, треугольники, прямоугольники, квадраты и зигзаги. Вы можете уменьшать или увеличивать размер фигур, накладывать их друг на друга. Важно, чтобы все эти элементы присутствовали в изображении человека, а сумма всех использованных элементов была равна 10. Если Вы использовали большее количество фигур, то зачеркните лишнее, если меньшее добавьте нужное количество элементов.
Обработка результатов:
Посчитайте количество использованных в рисунке фигур. Каких фигур у вас больше?
Треугольник: Вы являетесь обладателем значительного творческого потенциала, благодаря которому перед вами открывается широкий выбор возможностей. Если вы сумеете применить на деле все ваши способности, вы легко освоите любое творчество.
Квадрат: Вы имеете нормальный творческий потенциал. У вас есть те качества, которые помогают вам творить, но существуют и проблемы препятствующие процессу творчества. Если вы пожелаете проявить себя в творчестве, благодаря собственному потенциалу у вас все получится.
Прямоугольник: У вас минимальный творческий потенциал. Но, может вы недооценили свои способности или себя? Разуверившись в себе и допустив такие мысли, вы препятствуете творчеству. Решить эту проблему можно, если избавиться от неправильного мышления.
Круг: Вы придерживаетесь традиционных взглядов на решение проблемных ситуаций.Вы достаточно креативны по натуре, но не всегда считаете нужным пользоваться этими способностями.
Зигзаг: Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Вам, в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция это не ваш стиль.
Подводя итоги своего выступления хочу сказать, что на занятиях необходимо создавать атмосферу психологической безопасности, в которой безусловно принимается ценность каждого человека. Все это работает на развитие ребенка, формирование у него качеств таких личности, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно. При этом реализуется задача, поставленная перед обществом президентом России – воспитание детей творческого, умного поколения, способных не только усваивать знания, но и применять их в нестандартных новых условиях, которыми богата наша современная жизнь (В. В. Путин).
Спасибо за внимание!
UђЗаголовок 115