Таблица Типы сказуемых (8 класс)

ТИПЫ И СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ СКАЗУЕМОГО
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ
СКАЗУЕМОЕ
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
Вспомогательный глагол +
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Глагол-связка + именная часть

1. Глагол изъявительного наклонения в форме прошедшего, настоящего и будущего времени (ЧИТАЮ,ЧИТАЛ, БУДУ ЧИТАТЬ):
Ещё я долго буду петь.
1. Вспомогательный глагол, обозначающий НАЧАЛО, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ или КОНЕЦ действия (начал, стал, продолжил, перестал, закончил и др.):
Девочка перестала плакать.
ИНФИНИТИВ
1.Глагол-связка БЫТЬ в одном из наклонений (в настоящем времени обычно отсутствует):
Вода была теплая.
1. Существительное, прилагательное, причастие, местоимение в Им.п. или Тв.п.:
Настя – невеста брата.
Ночь была теплая.

2. Глагол в форме условного наклонения (ЧИТАЛ БЫ):
Я волком бы выгрыз бырократизм.
2. Вспомогательный глагол, обозначающий ЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ действия (хотел, мог, не сможет и др.):
Он хотел успеть на концерт.

2. Глаголы-связки СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ДЕЛАТЬСЯ, ЯВЛЯТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬСЯ, ПРЕДСТАВЛЯТЬ СОБОЙ и др.:
Дни становятся короче.
2. Слова состояния:
Мне было грустно.

3. Глагол в форме повелительного наклонения (ЧИТАЙ (ТЕ)):
Сейте разумное, доброе, вечное.
3. Вспомогательный глагол, обозначающий ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ (любить, ненавидеть и др.):
Я люблю читать.

3. Глаголы ДВИЖЕНИЯ или СОСТОЯНИЯ (прийти, приехать, вернуться, сидеть, стоять и др.):
Мама пришла усталая
·.
3. Краткое прилагательное или краткое страдательное причастие:
Мы были молоды тогда.

4. Глагол БЫТЬ со значением наличия, существования:
На рассвете был туман.
4. Краткое прилагательное ДОЛЖЕН, РАД, ГОТОВ и др. + глагол-связка БЫТЬ в одном из наклонений:
Мы рады были помочь.

4. Вспомогательный глагол + инфинитив глаголов-связок БЫТЬ, СТАТЬ и др.
Я хочу быть учителем.
4. Формы косвенных падежей существ-ых:
Шрам у него от сабельного удара.

5. Фразеологизм, в котором есть спрягаемая форма глагола:
Он легко находил общий язык со всеми.
5. Слова состояния со значением ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ (надо, нужно, необходимо, можно, нельзя):
Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон.

5. Глагол-связка + краткое прилагательное + инфинитив:
Я был бы рад стать учителем.
5. Цельное словосочетание:
Гуров считался одним из самых опытных водолазов.


6. Слова состояния, выражающие эмоциональную оценку действия (грустно, весело, приятно, горько, противно и др.):
В летние знойные дни хорошо бродить в берёзовой роще.


6. Фразеологизм:
Он был мастером на все руки.


15