Программа по духовно-нравственному воспитанию школьников, 6 класс
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Для реализации данной программы использованы УМК:
Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М., 2013.
Казаченок Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват.организаций/ Н.В.Казаченок, Н.В.Шмелева. – М.: Просвещение, 2014.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности посредством осознанного принятия его ценностей:
семейной жизни;
классного и школьного коллектива;
культуры своего народа;
российской гражданской нации.
Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, другим людям, жизни и труду, обществу, государству, миру в целом.
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования основана на принципах ориентации на национальный воспитательный идеал, следования нравственным примерам. Программа рассматривает шесть направлений:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
воспитание социальной ответственности и компетентности;
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
Целью воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития личности высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются определенные задачи.
В области формирования личностной культуры:
формирование способности к духовному развитию, реализация творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
развитие трудолюбия, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
В области формирования социальной культуры:
укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
развитие патриотизма и гражданской солидарности;
развитие доброжелательности и отзывчивости.
В области формирования семейной культуры:
укрепление отношения к семье как основе российского общества;
формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
укрепление уважительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим.
Для достижения поставленных целей и задач используются следующие формы и методы обучения:
познавательные беседы
классные часы
проектная деятельность
конкурсы, выставки
По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования могут быть достигнуты определенные результаты:
приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе;
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
В соответствии с учебным планом школы, годовым календарным графиком, расписанием учебных занятий программа будет реализована за ___ часа.
I четверть:
II четверть:
III четверть:
IV четверть:
Содержание программы
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Планируемые результаты
Типы и формы учебной деятельности
Примечание
1
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
познавательные: оX°сновные положения Конституции РФ, символы государства, знание национальных героев и важнейших событий истории России, коммуникативные: понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина
кл.час,
беседа, проект
2
Воспитание социальной ответственности и компетентности
познавательные: сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям(семья, класс, школа, город, неформальные подростковые общности), коммуникативные: определение своего места и роли в этих сообществах
кл.час,
беседа, проект
3
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
познавательные: нравственное представление о дружбе, любви; знание традиций своей семьи и школы; коммуникативные: осознание значения семьи для жизни человека; понимание необходимости самодисциплины
кл.час,
беседа, проект, читательская конференция
4
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
познавательные: знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека; о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы; коммуникативные: понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека
кл.час,
беседа, проект, читательская конференция
5
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни
познавательные: общие представления о трудовом законодательстве, знание и уважение к трудовым подвигам старших поколений; коммуникативные: понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества
кл.час,
беседа, проект, читательская конференция
6
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры
познавательные: представление об искусстве народов России, коммуникативные: понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира
кл.час,
беседа, проект,
Календарно – тематическое планирование
№п/п
Тема
Сроки освоения
Форма проведения
Примечание
1
Российская Конституция – основной закон твоей жизни
05.09.2016
Кл.час
2
По страницам Красной книги
12.09.2016
Кл.час
3
Конвенция, закон, права и обязанности
19.09.2016
Беседа
4
Дети на защите Отечества. Кого сегодня можно считать героем
26.09.2016
Беседа
5
Кодекс правил поведения школьников
03.10.2016
Проект творческий
6
Право и свобода
10.10.2016
Беседа
7
Право и здоровье
17.10.2016
Беседа
8
Польза и вред телевидения
24.10.2016
Просветительский проект
9
Книга – современный источник знаний
14.11.2016
Просветительский проект
10
Законы дружбы
21.11.2016
Кл.час
11
Слушать и слышать
28.11.2016
Беседа
12
Любимые детские книжки моих родителей, бабушек и дедушек
05.12.2016
Читательская конференция
13
Врач – профессия гуманная
12.12.2016
Кл.час
14
Защитим лес! Правила друзей природы
19.12.2016
Проект
15
По страницам Красной книги Ростовской области
26.12.2016
Проект
16
Я рисую свои права
16.01.2017
Конкурс рисунков
17
Загляни в глаза природе
23.01.2017
Конкурс сочинений
18
Охрана окружающей среды
30.01.2017
Ученическая конференция
19
Зеленая аптека – лекарственные растения
06.02.2017
Беседа
20
Природа и фантазия
13.02.2017
Конкурс стихов о природе
21
Берегите лес от пожара. Защитим реки и озера
20.02.2017
Конкурс рисунков и плакатов
22
Зимний букет. Чудо природы
27.02.2017
Выставка поделок из природного материала
23
Культура питания в школе и дома
06.03.2017
Кл.час
24
Место урокам и игре в режиме дня
13.03.2017
Кл.час
25
Личная гигиена
20.03.2017
Беседа
25
Здоровые привычки – здоровый образ жизни
Кл.час
26
Компьютер и здоровье школьника
03.04.2017
Беседа
27
Правильная осанка и походка
10.04.2017
Просветительский проект
28
ДТП и профилактика детского травматизма
17.04.2017
Проект
29
Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов
24.04.2017
Творческие работы
30
Для чего нужна улыбка?
15.05.2017
Кл.час
31
Искусство фотографии
22.05.2017
Кл.час
32
Великая Отечественная война в изобразительном искусстве
Творческие работы
33
Как стать настойчивым в учении и труде. «Если бы я все мог»
Беседа
Конкурс мини-сочинений
34
Общение в классе
Беседа
35
Умеем ли мы работать сообща, распределять обязанности, согласовывать свои действия с действиями других
Кл.час
36
Что я знаю о мире профессий?
Кл.час
15