Статья Имидж современного педагога
Имидж современного педагога
Материал научно-практической конференции
Человек познает себя, свою самостоятельность, свою индивидуальность, себя как субъекта объективной реальности через свои отношения с другими людьми, приходит к осознанию собственного «Я» через понимание других.
Восприятие человеком самого себя, своих психологических особенностей не всегда адекватно отражается в его понимании себя.
Самосознание, включая то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки. Самосознание – это не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития.
А в свою очередь продуктом развития самооценки является индивидуальный имидж человека.
Понятие image в настоящее время повсюду сопровождает современного человека. Что же такое имидж?
Слово «имидж» (от.англ. Image- образ, представление ) в толковом словаре С.И.Ожегова трактуется как: представление о чьем либо внешнем\внутреннем облике, образе.
В современном мире имидж понимается как: сложившийся в массовом сознании и носящий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ.
Проводя многочисленные опросы респондентов в возрасте от 15 до 30 лет, мы пришли к выводу, что в настоящее время под имиджем понимается целенаправленное создание специфического образа, для подчеркивания особенностей личностных ориентаций и неординарного видения личностью объективной реальности.
В обыденном понимании слово имидж употребляется в отношении человека в двух смыслах: как его внешний вид и как его репутация.
На самом деле эти две грани слиты в единый психологический образ. Окружающие наблюдают внешний вид, а оценивают репутацию, т.е. «встречают по одежке, а провожают…»
Таким образом, можно сказать, что имидж — это психологический образ, включающий внутренние и внешние характеристики человека.
Педагог -профессия особенная. Педагог всегда находится на виду учеников, коллег, родителей. Бытует мнение о том, что основная задача педагогических вузов- подготовка квалифицированных специалистов, владеющих определенным набором знаний, умений, технологий, а вот другим, человекопонимающим дисциплинам отводится малая доля. Это приводит к тому, что молодой педагог сталкивается с трудностями в общении с учениками. Проблема заключается в том, что молодой педагог может потерять свой авторитет среди коллег, по причине того, что он не интересен как личность. Без интереса к личности педагога нет и интереса к его предмету. Таким образом , можно сказать, что интерес к личности педагога во многом служит средством активизации интереса к его предмету. Именно ученики дают учителю стимул к самосовершенствованию. Педагог дарит ученикам открытие «новых горизонтов», поэтому образ педагога должен вдохновлять. Насколько бы не был педагог профессионален, он должен всегда совершенствовать свои личные качества, и формировать тем самым свой, индивидуальный имидж.
Существует ли специфический имидж педагога? Если да, то в чем он выражается?
В настоящее время профессия педагога утратила свои высоты, и нет сомнения в необходимости ее реабилитации.
Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальным имиджем каждого педагога.
В общественном восприятии существует, в первую очередь, имидж профессии педагога, обобщающий наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде стереотипа.
Общество, предъявляя требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.
Основываясь на первом впечатлении, формируется устойчивый стереотип восприятия педагога, что в последствии определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика о педагоге является важнейшей стороной взаимодействия в процессе обучения. И поэтому важно грамотно реализовать функцию самоподачи, особенно в момент формирования первого впечатления.
Общее представление о любой профессии формируется в результате вычленения в общественном сознании людей типичных особенностей личностей ее представителей.
Отношение к имиджу у самих педагогов и у людей, с которыми они взаимодействуют разное.
Исходя из проведенного нами опроса, старшее поколение педагогов отрицательно относится к индивидуальному имиджу педагога, т.к. под ним понимается своего рода «маска», красивая «этикетка» посредством которой теряется приоритет внутреннего содержания личности педагога. По их мнению, совершенно не значимо то, что снаружи, а ценно то, что является внутренним компонентом личности. Рассуждения об имидже воспринимаются такими людьми с опаской, с недоверием к педагогам, делающим акцент на собственном имидже, т.к. связывают это со стремлением их к неискренности, фальши, искажению объективного «образа современного учителя».
Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого педагога, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.
При восприятии учителя учеником как раз и происходит формирование субъективного образа педагога, базирующееся на идеализированных ожиданиях учащихся по отношению к педагогу.
В образе конкретного педагога соединяются индивидуальный, профессиональный, возрастной и идеальный (глазами других) имиджи.
Педагог, который стремится создать собственный благоприятный профессиональный имидж, не только лучше внешне выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен в профессиональной деятельности, а в итоге и успешнее работает!
Внешняя составляющая имиджа педагога включает: мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеру общения, походку и т.п.
Внешний вид педагога, может оказать влияние на создание рабочего или нерабочего настроения на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию с учащимися и коллегами, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
Внутренняя составляющая имиджа — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом, проявляющаяся в эмоциональном общении с обучающимися и профессиональной деятельности.
Эмоционально богатый педагог, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить педагогическое общение к естественной коммуникации
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что современным педагогам следует уделять особое внимание не только внутренней стороне личности «современного педагога», но и внешней стороне, включающей: внешний вид (прическа, одежда, запахи), жесты, мимику, позы и т.п.
.