Технологическая карта урока по биологии 7 класс по теме: «Отряды: «Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные».


№ 35от________ дата.
Тема урока: «Отряды: «Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные».
Цели урока: расширить представление учащихся о многообразии млекопитающих; познакомить с общей характеристикой отрядов Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные ; с особенностями строения и образа жизни отдельных представителей названных отрядов; с их значением в природе и жизни человека; показать необходимость охраны представителей названных отрядов.
Задачи:
Образовательная: дать представление учащихся, о отрядах млекопитающих; познакомить с особенностями строения, процессами жизнедеятельности; учить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы.
Развивающая: продолжить формирование умений рассуждать на заданную учителем тему и делать логические выводы; формирование навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы; сформировать интерес к использованию в процессе обучения информационных технологий; продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом учебника, таблицей, развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать бережное отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.
Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты.
Личностные результаты: Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.Познавательные УУД : Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Основные понятия: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
Межпредметные связи: история, география, экология.
Ресурсы урока: учебник, м/презентация, рабочая тетрадь, раздаточный материал, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет льва».
Организация пространства: индивидуальная, групповая.
Технология проведения
Содержание деятельности учителяСодержание деятельности учащегося
Самоопределение к деятельности Организационный этап Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний. Фронтальный опрос: беседа по вопросам на обязательном уровне.
Какой тип животных мы изучаем?
Какие классы относят к типу Хордовые?
Какие отряды класса Млекопитающих вам известны?
4.На основании, каких признаков этих животных относят к одному классу?
А теперь внимание на доску. Здесь даны два задания под названием
«Кто лишний»? В каждом задании написаны названия животных, относящиеся
к одному отряду, кроме одного. Ваша задача: назвать это лишнее животное, поместить его в свой отряд, а также сказать к какому отряду относятся все остальные животные.
1. ехидна, утконос, коала, проехиднаОтвет: Коала – лишнее животное, так как оно относится к сумчатым, а
все остальные   к однопроходным.
2.ёж, крот, рыжая вечерница, бурозубка. Ответ: Рыжая вечерница – представитель отряда Рукокрылые, а все остальные относятся к отряду Насекомоядные. Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Ответ на вопросы учителя.
Постановка учебной задачи Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по разным природным зонам: от арктических пустынь и тундры до африканских саванн и прерий.   Продолжим увлекательное знакомство с многообразием класса млекопитающих, познакомимся с отрядами. Дадим общую характеристику этим отрядам, узнаем их значение в природе и жизни человека, а также докажем необходимость охраны этих животных. Начинаем наше виртуальное путешествие с царства Нептуна. Более 2/3 поверхности Земли покрыто морями и океанами. В них встречаются микроскопические организмы -  …, а также самые крупные млекопитающие …
Он плывет во мгле туманной, Вдалеке от жарких стран, И ему домашней ванной. Служит Тихий океан.(кит) .На холодных и бесконечных льдинах, дрейфующих в Арктике, живут
различные виды животных большинство их имеют ласты, клыки, большое тело. К ним
относятся: котики, тюлени, моржи. А потом из Арктики мы с вами перенесемся в африканские саванны. Речь пойдет о животных, которым грозило полное вымирание, потому что
человек охотился на них. Это - … (слоны). Всегда ценились изделия из слоновой кости, то
есть из их бивней. Сейчас эти животные встречаются в гигантских национальных парках
Следующий отряд, предстоящий к изучению Отряд подразделяется на 7 семейств, зависимости от строения животных и способа добывания пищи. Мы с вами будем изучать
семейства: Собачьи, Куньи, Медвежьи, Кошачьи. Все эти разнообразные животные
объединяются в один отряд на основании общих признаков.
а) они хищники (есть отдельные исключения, об этом будет сказано позже). б) детёныши рождаются слепыми и беспомощными. в) играют определенную роль в природе, регулируют численность копытных, грызунов и других животных.
Тема урока, цель, задачи. Беседа Дети высказывают свои предложения. Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи.
Построение проекта выхода из затруднения проговаривают
название следующего этапа
Проговаривание темы урока, цели и задач урока Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания» Организует подводящий диалог.
Организует формирование нового знания в речи
Первичный контроль знаний

Давайте познакомился с отрядами млекопитающих.
Делимся на 4 группы, изучаем 4 отряда класса млекопитающих и представляем свои мини, проекты. По ходу презентации проекта заполняем таблицу.
Отряд Представитель Характерные признаки Значение для человека и природы
Заслушивание отчетов в группе. Оценивание групп.
ФизминуткаПроверка знаний. Беседа.
Чем ластоногие отличаются от китообразных?
В сказке «Конек-горбунок» есть фраза «чудо-юдо рыба-кит». Что неверно в этой фразе?
Самый крупный хищник? (белый медведь)
Какие животные занесены в Красную книгу?
Чем лев отличается от львицы? (наличием гривы)
Участвуют в беседе. Работают с текстом. Производят его анализ. ( работа индивидуальна).

Работа в 4 группах
Представление проектов. Самооценка своей работы.
физминутка
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают себя после опроса.
Рефлексия учебной деятельности на уроке Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы
-Вспомним тему урока
-Что интересного вы узнали?
-Оцените свою деятельность на уроке
Домашнее задание п.33. пересказ, подготовить сообщения: Парнокопытные,
Непарнокопытные, Приматы. Называют следующий этап. Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку