Выступление на педагогической конференции по теме: «Исследовательская деятельность как условие развития ключевых компетенций учащихся»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат с. Омолон»
Билибинского муниципального района
Выступление на педагогической конференции по теме:
«Исследовательская деятельность как условие развития ключевых компетенций учащихся»
Выходцева Е.М.
учитель начальных классов
МБОУ «ШИ с. Омолон»
Омолон, 2014
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Исследовательская деятельность как условие развития ключевых компетенций учащихся …………………………………………………………………………..… 4
Организация практической исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности ………………………………………………………... 8
Психолого-педагогическая диагностика и анализ результатов ………………….. 12
Заключение …………………………………………………………………………. 14
Библиографический список ………………………………………………………… 15
Приложения ………………………………………………………………………… 16
Введение.
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
китайская пословица
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически.
Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Знания, полученные в результате собственного творческого исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, и его нелегко использовать в образовании.
В описании опыта своей работы я хотела бы показать, как я развиваю технологическую компетентность, творческие способности учащихся начальной школы через организацию исследовательской деятельности.
Современная дидактика считает, что процессу обучения свойственны внутренние противоречия, они являются источником его развития и совершенствования.
Для себя в процессе работы я выделила следующие противоречия:
Имея хорошие познавательные способности, младшие школьники не владеют умениями исследовательской работы;
Социальный заказ родителей, которые хотели бы видеть своего ребенка не только интеллектуально развитым, но и творческим, целеустремленным, умеющим налаживать контакты с окружающими (Приложение 1 «Социальный заказ родителей»).
На мой взгляд, для разрешения данного противоречия и выполнения социального заказа родителей мне необходимо создать условия для подготовки человека, который может действовать в изменяющемся мире, изменять мир, вносить в него что-то новое. Человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, умений и навыков, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
В "Концепции модернизации Российского образования " делается акцент на развитие самостоятельности учебных действий учащихся. Требования, предъявляемые к выпускнику начальной школы, предполагают, не только овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, но и овладение разными способами деятельности. На уроке должны создаваться условия, способствующие поддержанию природного любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над решением проблем. Приоритетной целью становится формирование компетенций и компетентностей учащихся.
Ключевые компетенции, формируемые учителем:
Готовность к самообразованию – способность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников;
Технологическая компетентность – готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности;
Компетентность решения проблем – умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цель и соотносить ее с темой, планировать результат своей деятельности;
Информационная компетенция – способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
Коммуникативная компетенция - способность продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Л.Н. Толстой сказал: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью».
Поэтому, опираясь на «Психологические основы исследовательского обучения» А.И. Савенкова, идеи гуманистической педагогики, технологии личностно-ориентированного подхода (В.П. Якиманской), деятельностно -ориентированного подхода (Е.Л. Мельниковой) вот уже 3 год работаю над проблемой формирования навыков исследовательской деятельности как источника развития ключевых компетенций учащихся начальной школы. Считаю на сегодняшний день эту проблему актуальной.
Исследовательская деятельность как условие развития ключевых компетенций учащихся.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Решение ее необходимо рассматривать в общем контексте современной педагогической проблематики. Поэтому, для того, чтобы точнее очертить место исследовательских методов обучения, начну с краткого упоминания о методах обучения в целом.
Еще в 70-х годах 20 века известные ученые М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предложили классификацию, предполагающую деление методов обучения на две группы: репродуктивные и продуктивные. Всего они выделили пять основных методов обучения:
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Исследовательский
Соответственно, первые два метода авторы отнесли к числу репродуктивных, а два последних к числу продуктивных. Проблемное изложение, как они считали, - промежуточная группа.
К первой группе относятся методы, посредством которых ученик усваивает готовые знания и репродуцирует или воспроизводит уже известные ему способы действий.
Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством их ученик самостоятельно открывает новые знания в результате собственной исследовательской деятельности. Проблемное изложение в равной мере предполагает как освоение готовой информации, так и элементы исследовательского поиска.
В своей работе я уже несколько лет опираюсь на исследовательский подход в обучении, который предполагает использование исследовательского метода.
Исследовательский метод обучения следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
Исследовательский метод – путь к знанию через собственный исследовательский поиск.
Его составляющие:
выявление проблем
выработка и постановка гипотез
наблюдения
опыты
эксперименты
суждения и умозаключения, сделанные на основе вышестоящих составляющих.
Центр тяжести в обучении при применении исследовательского метода переносится на факты действительности и их анализ. При этом слово, безраздельно господствующее в традиционном обучении, отодвигается на второй план.
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов действий.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах в соответствии с требованиями ФГОС. Так, вот уже 3 год я работаю по УМК «Перспектива», где практически по всем учебным предметам предполагаются проекты и исследования. Я считаю необходимым найти и реализовать такие принципы, при которых формировались и развивались исследовательские способности учащихся, а, следовательно, ключевые компетенции. В педагогической практике уже разработаны такие принципы:
Целенаправленность и систематичность.
Считаю, что работа по развитию исследовательских способностей должна проходить в классе постоянно как в урочной так и во внеурочной деятельности. С целью формирования умений исследовательской деятельности, я использую материалы уроков чтения, русского языка окружающего мира и технологии. Постоянно использую исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность.
Считаю необходимым помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда
Всегда помню о том, что учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт.
Одна из моих задач – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись совершить ошибку. Я стараюсь воздерживаться от негативных оценок. Моя задача не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы. Поверить в себя.
Личность педагога.
Я полностью согласна с педагогами, которые утверждают, что для развития исследовательских способностей нужен творчески работающий учитель, обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Поэтому я постоянно стремлюсь к созданию творческой рабочей обстановки на уроке и во внеурочной деятельности.
Учет возрастных особенностей.
Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, я считаю, что вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Я стараюсь, чтобы формирование и развитие исследовательских способностей осуществлялись на доступном для детского восприятия уровне, само исследование было посильным, интересным, полезным.
Проанализировав собственный педагогический опыт и вышеизложенные принципы. Я определила основную цель моей работы с детьми – формирование ключевых компетенций младших школьников через развитие навыков исследовательской деятельности.
Для достижения цели считаю необходимым добиться выполнения следующих конкретных задач:
Развитие поисковой активности учащихся для овладения ими способами, приемами исследовательской деятельности.
Развитие у учащихся навыков оценки и самооценки результатов своих исследований.
Учить анализировать продукт собственной деятельности.
Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:
возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
возможность применения полученных универсальных учебных действий в реализации собственных интересов, способствующих дальнейшему самоопределению учащихся;
возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Возрастающее внимание к вопросам исследовательского поведения учащихся обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью.
Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремительны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим миром, используя старые привычные поведенческие модели. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующая для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского подхода в обучении в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Это важно еще и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественно и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно учёному (проводить собственное исследование – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения, умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.
Умения, необходимые при организации учебной деятельности:
умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы) – технологическая компетенция;
умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание как этап деятельности, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, обще логические методы, поиск информации) – компетенция решения проблем;
умения работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, понятия, смысловые части текста, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, формулирование определения, вывод, логика изложения, конспект, доказательство…) – информационная компетенция;умения представить результат свое работы – коммуникативная компетенция
Изучение исследовательских способностей детей может успешно осуществляться в ходе наблюдений, при этом необходимо ориентироваться на следующие критерии навыков исследовательской деятельности учащихся:
познавательная потребность (интерес, любопытство)
чувствительность к проблемам (к противоречиям)
способность ставить цель
способность к прогнозированию (предсказывать результат, строить гипотезу)
выбор методов исследования
построение эксперимента (план, деятельность, контроль, оценка)
практическое применение полученного результата
рефлексия
На эти критерии я ориентируюсь при оценке исследовательских способностей моих детей.
Организация практической исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности.
В своей практике по развитию исследовательских способностей младших школьников я опираюсь на опыт работы Томского педагогического университета и программу исследовательской деятельности, разработанную А.И. Савенковым.
Программа исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову)
-35712185208Тренинги
Мониторинг
0Тренинги
Мониторинг
1768858127635Исследовательская практика
00Исследовательская практика
Актуализация проблемы Формулирование вопросов Выбор темы исследования Выработка гипотезы Выбор методов исследования Разработка методики проведения исследования Сбор и обработка информации Анализ и обобщение полученных материалов Подготовка отчетов. Доклад Обсуждение итогов. Рефлексия.
111760207010-3549218036компьютер
самостоятельно
математический расчет
спросить у знающих людей
наблюдения
посмотреть в книгах
эксперимент
кино- и телепрограммы
компьютер
самостоятельно
математический расчет
спросить у знающих людей
наблюдения
посмотреть в книгах
эксперимент
кино- и телепрограммы
За время работы с младшими школьниками у меня сложилась своя модель организации практической исследовательской деятельности.
-356235-320040Модель организации практической исследовательской деятельности
Алгоритм исследовательской деятельности
проблема
гипотеза
исследование
решение проблемы
УУД:
-задавать нестандартные вопросы;
-видеть и формулировать проблему;
-ставить цели под проблему
УУД:
-выдвигать предположения;
-видеть причинно-следственные связи;
-использовать научную речь
УУД:
-наблюдать;
-ставить опыты;
-работать с книгой;
-использовать анкеты, опросники
УУД:
-анализировать продукт своей деятельности;
-проводить рефлексию
Умения:
1 класс: базовые общеучебные умения и навыки;
2 класс: представления об исследовательской работе, о планировании работы, исследовательская работа в группах, поиск информации в литературе по теме, умение работать над рефератом;
3 класс: способность уч-ся самостоятельно выбрать тему исследования, составить план, находить и обрабатывать материал, представлять доклад; формируются умения самостоятельного исследования по наблюдениям, опросникам, анкетам (задачи определяются вместе со взрослыми)
4 класс: использование научной терминологии, графиков, цитат, оценивание результата исследования, анализ продукта своей деятельности.
диагностика
Результаты:
-детские научные конференции (классные, школьные, районные и пр.)
-конкурсы
-олимпиады
Модель организации практической исследовательской деятельности
Алгоритм исследовательской деятельности
проблема
гипотеза
исследование
решение проблемы
УУД:
-задавать нестандартные вопросы;
-видеть и формулировать проблему;
-ставить цели под проблему
УУД:
-выдвигать предположения;
-видеть причинно-следственные связи;
-использовать научную речь
УУД:
-наблюдать;
-ставить опыты;
-работать с книгой;
-использовать анкеты, опросники
УУД:
-анализировать продукт своей деятельности;
-проводить рефлексию
Умения:
1 класс: базовые общеучебные умения и навыки;
2 класс: представления об исследовательской работе, о планировании работы, исследовательская работа в группах, поиск информации в литературе по теме, умение работать над рефератом;
3 класс: способность уч-ся самостоятельно выбрать тему исследования, составить план, находить и обрабатывать материал, представлять доклад; формируются умения самостоятельного исследования по наблюдениям, опросникам, анкетам (задачи определяются вместе со взрослыми)
4 класс: использование научной терминологии, графиков, цитат, оценивание результата исследования, анализ продукта своей деятельности.
диагностика
Результаты:
-детские научные конференции (классные, школьные, районные и пр.)
-конкурсы
-олимпиады
-56480655383
79637381998497840085725
В своей практике я использую разнообразные виды учебной исследовательской деятельности, которые подразделяются:
по количеству участников на: индивидуальные (самостоятельные)
групповые
коллективные
по месту проведения на: урочные
внеурочные
по времени на: кратковременные долговременные
по теме на: предметные свободные
Содержание работы:
1 класс: основное внимание уделяю развитию базовых универсальных учебных действий. На уроках использую задания, направленные на овладение обще логическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания имеют место на уроках математики, информатики, обучения грамоте, технологии, окружающему миру и во внеурочной деятельности.
2 класс: начинаю организовывать специальные тренинги, уроки по исследовательской деятельности. Это позволяет мне систематично, целенаправленно формировать исследовательские способности у учащихся. Данная работа предполагает следующие этапы:
Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности (исследование, информация, знание и др.)
Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Я как педагог организую совместную деятельность, направляю ее на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
На уроках использую проблемные и поисковые методы, знакомлю с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.
На тренингах предлагаю задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множеств предметов; изучаются логические понятия «истина», «ложь», «дерево возможностей»; предлагаю простые задания по комбинаторике, логические задачи, знакомлю детей с диаграммами. Провожу работу по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.
Осуществляется подготовка самостоятельных долговременных исследований по интересующим учащихся темам. Исследования реферативного характера проводится под моим руководством и с помощью родителей.
Результаты второго года обучения исследовательской деятельности: учащиеся имели представление об исследовательской работе ученых, о ее назначении, имеют представление о планировании работы, проводят исследования совместно со взрослыми (с группой), осуществляют поиск информации в литературных источниках по интересующей теме, имеют и желание, и возможность поделиться с одноклассниками результатами своей работы. Приобретают умения работать над рефератом.
3 класс:
На теоретических и практических занятиях по исследовательской деятельности (один раз в неделю во внеурочной деятельности) учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований (история исследований, предназначение исследований, место в жизни человека, человечества в целом, требования к выбору тем исследования, планирование исследования, задачи исследования).
Провожу коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.
Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляют поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады).учащиеся проводят опросы и анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований. Опрос учащимися проводится по предварительно составленным вопросам с целью увидеть уровень знаний, которым обладают другие по теме, либо пополнить свои знания у компетентных в данном вопросе. Проведение опытов связано с естественно-научными дисциплинами. Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, мной оказывается консультативная помощь.
На конец 1 полугодия 3 класса большая часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования. Совместно определяем задачи, ребята с помощью родителей находят материал, обрабатывают его и представляют доклад.
У них формируются умения самостоятельного исследования по наблюдениям, опросникам, анкетам, опыт демонстрации своих достижений.
В 4 классе на уроках и во внеурочной деятельности, развивая исследовательские способности школьников, планирую обобщить полученные знания, особое внимание уделить умениям работать с источниками информации, с самой информацией, учить детей обрабатывать тесты, представлять результаты своей работы в виде текста, графика, модели.
В результате хотела бы увидеть. Что учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики. Подтверждать сказанное цитатами, аргументированно доказывать сказанное.
Предполагаю, что ребят будут использовать научную терминологию, научатся анализировать продукт собственной деятельности и оценивать результат исследований.
Третий класс ребята еще не закончили, но уже сейчас наблюдаются положительные результаты. Хочется сказать, что темы детских исследований разнообразны. Наиболее удачными можно назвать «Вода и ее свойства», «История одежды», «Средневековые школы».
Таким образом, за неполных три года из 12 человек учащихся класс в исследовательскую работу включены 8 человек, что составляет 66%.
С первого класса ребята с удовольствием участвуют в познавательных викторинах классного и школьного уровня. Систематически проводим олимпиады по предметам. В этом году 6 человек из 12 участвовали во всероссийской олимпиаде «Львенок» (результаты еще не известны).
Во всероссийской викторине «Птицы России», организованной детским журналом «Мурзилка» приняли участие 4 человека.
Психолого –педагогическая диагностика и анализ результатов.
Диагностические исследования необходимы, чтобы организовать целенаправленную и эффективную работу по исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Я на практике убедилась, что психолого-педагогическая диагностика является важным компонентом педагогического процесса, направлена на изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся с целью оптимизации учебного процесса.
Когда ребенок впервые приходит в школу, я, как учитель, обязана изучить его психологические особенности, индивидуальные способности, особенности семейного воспитания и т.д. В этом случае я использую разные методы:
Беседы и анкетирование родителей;
Личные наблюдения.
Основными задачами диагностики, исходя из модели организации практической исследовательской деятельности в начальных классах, я считаю:
Определить уровень способностей учащихся;
Обнаружить изменение основных показателей в лучшую или худшую сторону;
Увидеть норму и отклонения (ориентируясь на эталон);
Проанализировать полученные факты;
Установить причины изменений;
По результатам диагностики выработать план дальнейшей работы, проводя коррекцию.
Отбирая диагностические методики, я учитывала:
Возраст учащихся.
Период нахождения в школе.
Возрастную и психологическую готовность к диагностическому исследованию.
Степень взаимодействия учащегося с учителем.
Для работы я использовала пакет диагностических методик:
Диагностика уровня сформированности навыков исследовательской деятельности младших школьников. Данная диагностическая методика разрабатывалась мной на основе:
«Программы общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетенции школьников». Составители Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков«Методики индивидуальный портрет», составитель А.И. Савенков
«Оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности», составитель Г.Ю. Ксензова.
Диагностика уровня мотивационной сферы учащихся (Н.И. Дереклеева)
Тенденция положительных результатов моей работы нашла подтверждение в диагностике. Это видно из «Общего листа оценок уровня навыков исследовательской деятельности младших школьников»:
Общий лист оценок уровня навыков исследовательской деятельности младших школьников (высшая оценка 4 балла)
Тенденция: наблюдается рост по всем уровням сформированности навыков.
Если вернемся к задачам, то можно найти частичную их реализацию, что подтверждает диагностика. Это показывает сводная карта диагностических исследований младших школьников.
Сводная карта диагностических исследований младших школьников.
Класс, год Уровень мотивационной сферы Уровень сформированности навыков исследовательской деятельности (%)1 класс 2011-2012 Приоритетные мотивы: самосовершенствования, на втором месте – мотивы долга, на третьем месте – мотивы содержания. 20%
3 класс 2013-2014 Приоритетные мотивы: самосовершенствования, на втором месте – мотивы познания, на третьем месте – мотивы долга 58%
Тенденция: диагностика мотивационной сферы показывает, что приоритетными по-прежнему являются мотивы самосовершенствования, на второй уровень вышли мотивы познания; наблюдается процентный рост уровней исследовательских навыков.
Исходя из представленных результатов, можно отметить, что активность учащихся возрастает. На мой взгляд, этому способствует и организация исследовательской деятельности школьников.
Заключение.
Таким образом, я считаю, что одним из подходов к мониторингу развития ключевых компетенций служит и исследовательская работа учащихся. Поэтому, организуя ее с младшими школьниками, я формирую у них данные компетенции, способности творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере деятельности.
На этом моя работа не закончена. В перспективе мои планы таковы:
добиться, чтобы мои ребята к концу обучения в начальной школе могли самостоятельно применять навыки исследовательской деятельности, не утратив при этом интерес;
соблюдая преемственность между начальной и основной школой, планирую тесное сотрудничество с учителями – предметниками по данной проблеме.
Библиографический список
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Метод. Основы. – М.: Просвещение, 1982 г.
Большой энциклопедический словарь, М.: Большая Российская энциклопедия, 1997 г.
Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке, -М., 1985 г.
Леонтович А.В. Учебно-воспитательная деятельность школьников как модель педагогической технологии. Народное образование, №10, 1999 г.
Леонтович А.В. Исследование как основа построения образовательной деятельности. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Серия – «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве» -М.: 2001 г.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М., 1993 г.
Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. Вопросы психологии. №2. 1985 г.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002 г.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004 г.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению, - М., «ось=89», 2006 г.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетенции школьников. Образование в современной школе, №6 2002 г.
Фокина Е.А. Одаренные дети в коллективе сверстников. Одаренный ребенок, -№2 2002 г.
Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант. Развитие и диагностика способностей, - М., 1991 г.
Приложения
Приложение №1
«Социальный заказ родителей»
«Какие качества личности вы хотели бы видеть в своем ребенке?»
Приложение №2 (продолжение)
Сводная таблица результатов изучения преобладающих мотивов получения образования учащихся.
3 класс 2014
Список учащихся суждения
Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться Я стараюсь всегда выполнять требования учителя Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями Я хочу закончить школу и учиться дальше Я хочу иметь хорошую профессию Я хочу получать отличные отметки Я хочу получать одобрение учителя и родителей Я хочу, чтобы все думали обо мне хорошо Я хочу быть лучшим учеником класс Я хочу отвечать на уроке лучше всех Я хочу, чтобы учитель хвалил меня за мое поведение Я хочу, чтобы меня не ругали за мое поведение в школе Я не хочу получать плохие отметки Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома Мне нравится учиться Мне нравится делать домашние задания Мне нравится рассуждать на уроке Мне нравится решать трудные задачи
Ван Лев * * * Главизнин Макс * * * Гончар Алексей * * *
Дьячков Алексей * * * Дьячков Карим* * *
Дьячков Роман * * * Крячкова Настя * * *
Курилов Игорь * * * Никитина Софья * * * Рябова Ксения * * *
Спиридонов Андрей * * * Старенко Кира * * * итого 5 9 3 3 4 3 8
Вывод: приоритетными являются мотивы самосовершенствования, на втором месте – мотивы познания, на третьем месте – мотивы долга.
Приложение №2 (продолжение)
Сводная таблица результатов изучения преобладающих мотивов получения образования учащихся.
1 класс 2012
Список учащихся суждения
Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться Я стараюсь всегда выполнять требования учителя Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями Я хочу закончить школу и учиться дальше Я хочу иметь хорошую профессию Я хочу получать отличные отметки Я хочу получать одобрение учителя и родителей Я хочу, чтобы все думали обо мне хорошо Я хочу быть лучшим учеником класс Я хочу отвечать на уроке лучше всех Я хочу, чтобы учитель хвалил меня за мое поведение Я хочу, чтобы меня не ругали за мое поведение в школе Я не хочу получать плохие отметки Я не хочу, чтобы меня наказывали за учебу дома Мне нравится учиться Мне нравится делать домашние задания Мне нравится рассуждать на уроке Мне нравится решать трудные задачи
Ван Лев * * * Главизнин Макс * * * Гончар Алексей * * *
Грабовой Иван * * * Дьячков Алексей * * * Дьячков Карим* * * Крячкова Настя * * * Курилов Игорь * * * Никитина Софья * * * Рябова Ксения * * * Спиридонов Андрей * * * Старенко Кира * * * итого 7 12 3 3 4 5 2
Вывод: приоритетными являются мотивы самосовершенствования, на втором месте – мотивы долга, на третьем месте – мотивы содержания.
Приложение №3
Лист оценок уровня сформированности навыков исследовательской деятельности учащихся.
(3 класс 2014 г)
Список учащихся уровни
Интерес по отношению к проблеме, объекту и предмету исследования Работа с проблемой Постановка цели исследования Постановка гипотезы Выбор метода исследовательской работы Ведение эксперимента Оценка практического применения созданного Рефлексия Средний балл
Ван Лев 3 2 2 3 3 3 2 2 2.5
Главизнин Макс 3 2 1 2 2 2 2 2 2
Гончар Алексей 4 3 3 4 4 4 3 3 3.5
Дьячков Алексей 3 1 1 2 2 1 1 2 1.6
Дьячков Карим2 2 1 2 2 2 1 2 1.8
Дьячков Роман 1 1 1 0 1 1 0 1 0.8
Крячкова Настя 4 3 2 2 3 3 2 3 2.6
Курилов Игорь 2 1 1 1 1 1 1 1 1.1
Никитина Софья 3 2 2 2 2 2 2 2 2.1
Рябова Ксения 4 3 3 4 3 3 2 3 3.1
Спиридонов Андрей 3 2 1 2 2 2 1 2 1.9
Старенко Кира 4 3 3 4 3 4 3 3 3.4
итого 3 2 1.7 2.3 2.3 2.3 1.7 2.2 Вывод: из 12 учащихся 1 человек не имеет навыков исследовательской работы (новенький учащийся); 4 человека имеют слабые навыки данной работы, выполняют действия в качестве ведомого; 4 человека знают и понимают значение данного навыка, но проявляют его на полуактивном уровне (с помощью учителя); у 3 учащихся навык заметно выражен в самостоятельной работе. Для повышения уровня сформированности навыков исследовательской деятельности следует продолжать систематическую работу по данной проблеме. Необходимо поддерживать интерес детей, стимулировать их активность.
Приложение №3. Диагностика уровня сформированности навыков исследовательской деятельности младших школьников