Программа по самообразованию «Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАЙОННЫЙ ДОМ ТВОРЧЕСТВА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА
Программа по самообразованию
«Развитие творческих способностей обучающихся
средствами декоративно-прикладного творчества»
педагога дополнительного образования Копыловой Надежды Юрьевны
на 2015-2018года
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились, сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов.
Н.А. Рубакин
Пояснительная записка.
Новые социальные запросы, определяют цели образования как личностное, общекультурное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.
Роль педагога повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а яркие личности, способные работать творчески.
Обязательным условием формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности педагога дополнительного образования отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой дополнительного образования и современными требованиями к нему.
Современный педагог дополнительного образования является одновременно воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с обучающимися, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Актуальность темы
Наблюдения за эффективностью применения различных техник на занятиях в ОУ, я заметила недостаточную степень развитости мелкой моторики у детей школьного возраста. Обсуждения с коллегами в ОУ и подтолкнули меня на мысль о необходимости использования творческих работ для поддержания интереса детей к ручному труду и как следствие развития мелкой моторики. Ведь развитие тонких движений кистей и пальцев рук - один из показателей психического развития ребенка, свидетельствующий о функциональной зрелости коры головного мозга. Идея моего опыта - развивать мелкую моторику рук детей, совершенствовать их творческие и интеллектуальные способности с помощью выполнения творческих работ на развитие мелкой моторики на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества
Цель самообразования:
«Расширение общепедагогических знаний, повышение образовательных компетенций с целью достижения положительной динамики в развитии мелкой моторики рук, через выполнение творческих работ в объединении».
Задачи:
Расширить и углубить свои знания в данной области.
Обобщить и проанализировать опыт работы других педагогов по развитию мелкой моторики у детей.
Внедрить в практику педагогической деятельности современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества дополнительного образования и развитие творческих способностей учащихся.
Активизировать работу по развитию мелкой моторики у учащихся, через выполнение творческих работ в кружке.
Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся.
Разработать методические и дидактические материалы.
Совершенствовать систему мониторинга, по отслеживанию результатов освоения учащимися дополнительных образовательных программ.
Формировать опыт сотрудничества по данной теме.
Направления самообразования: профессиональное, методическое.
Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет, общения с коллегами.
Срок реализации программы самообразования: 2015 – 2018г.гПредставление материала: открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогическом совете.
Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме, аттестация на высшую категорию в 2019 году.
Основные этапы работы по теме самообразования:
Этапы Сроки Содержание деятельности
диагностический 2015 – 2016 учебный год Постановка проблемы, анализ и диагностика, изучение методической литературы по теме «Развитие мелкой моторики рук, средствами декоративно-прикладного творчества»
прогностический 2015 – 2016 учебный год Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.
практический 2016 – 2017 учебный год Накопление материалов, их отбор и анализ по данной теме, внедрение передового практического опыта в практику своей деятельности. Формирование методического комплекса.
обобщающий 2017 – 2018 учебный год Подведение итогов, оформление результатов работы по теме.
внедренческий дальнейшая педагогическая деятельность Предусматривает использование опыта работы в своей деятельности и его распространение (семинары, мастер-классы, родительские собрания и т.д.)
Предполагаемый результат
для педагога
Повысить знания по данной теме.
Повысить качество дополнительного образования.
Разработать дидактический материал по дополнительным общеразвивающим программам объединения декоративно-прикладного творчества
Создать методические рекомендации по развитию мелкой моторики для обучающихся и их родителей.
Обобщить опыт работы по исследуемой проблеме.
Создать и обеспечить постоянное действие персонального сайта.
Внедрить в учебно-воспитательный процесс образовательные технологии:
Технологию разно-уровневого обучения;
технологию индивидуального обучения;
игровые технологии;
ИКТ-технологии;
проектного обучения;
здоровьесберегающие технологии;
для учащихся:
Повысить качество ЗУН, уровень обученности учащихся.
Повысить творческую активность учащихся.
Направления самообразования
Профессиональное:
Знакомиться с нормативно-правовыми документами различного уровня по дополнительному образованию детей.
Знакомиться с новыми типовыми, модифицированными и авторскими общеразвивающими программами дополнительного образования детей по направлению декоративно-прикладное творчество.
Изучать новую литературу по дополнительному образованию детей и методике преподавания.
Пройти курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования
Пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию в 2019г.
Продолжить работу по оформлению учебного кабинета дидактическим материалом и наглядными пособиями.
Подготовить учащихся к участию в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, родители уч-ся).
Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.
Опубликовывать материалы с опытом своей работы в различных изданиях и сети Интернет.
Внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии.
Создать комплект дидактики по предмету (схемы, технологические карты и т.д.).
Создать пакет разработок учебных занятий с применением информационных технологий.
Организовать работу с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое:
Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
Изучать современные психологические методики.
3. Создать пакет психолого-педагогических материалов для педагога дополнительного образования.
Методическое:
Совершенствовать знания современного содержания дополнительного образования детей.
Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и Интернет.
Изучать опыт коллег по организации учебно-воспитательного процесса.
Изучать научно-методическую литературу по дополнительному образованию детей.
Проводить открытые уроки, мастер-классы для коллег ДТ, педагогов ОУ, родителей.
Создавать пакет сценариев занятий и мастер-классов с применением информационных технологий.
Создать собственный УМК по дополнительным общеразвивающим программам кружка декоративно-прикладного творчества
Создать копилку пальчиковых игр.
Создать собственный сайт.
10. Участвовать в Интернет-конкурсах.
11. Размещать методические разработки в интернет-ресурсах.
Формы представления результатов педагогической деятельности:
Проведение серии открытых занятий и последующим анализом.
Проведение мастер-классов для различных категорий педагогических работников.
Выпуск методической продукции.
Создание портфолио.
Творческий отчёт, обобщение педагогического опыта.
Представление результатов педагогической деятельности и выступление по обмену опытом на педагогическом совете
Результаты работы по теме самообразования разместить на собственном сайте.
План работы по самообразованию
сроки Содержание деятельности результат
Определение темы самообразования, планирование системы работы
сентябрь
2015 г. Обзор в Интернете информации по направлению деятельности, педагогике, психологии, педагогики использованию в опыте работы педагогов дополнительного образования Обобщение и систематизация знаний
2015-2016 уч.г.
весь период Изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы, изучение передового педагогического опыта работы Составление картотеки информационных ресурсов
2015-2016 уч.г.
весь период Чтение и изучение периодических изданий:
- научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание»;
- Бюллетень-региональный опыт развития, воспитания и дополнительного образования;
- дополнительные образовательные программы (сборник программ); Пополнение картотеки, методической копилки
2015 г. Накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию, анализ полученной информации, определение перспективы развития Обобщение и систематизация знаний
2015 г. Разработка собственных программы по самообразованию Формулирование целей и задач, этапов работы над темой самообразования
Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
сентябрь 2016 Внесение изменений в дополнительные программы кружка декоративно-прикладного творчества Соответствие программы современным требованиям и содержанию деятельности
весь период Разработка УМК к программам кружка декоративно-прикладного творчества Систематизация используемых материалов
весь период Разработка комплекта дидактического материала к учебным занятиям по программам Систематизация используемых материалов
весь период Создание копилки пальчиковых игр Систематизация используемых материалов
весь период Создание авторских разработок конспектов занятий, в том числе с применением ИКТ Систематизация используемых материалов
весь период Выбор диагностического инструментария к мониторингу результатов обучения и воспитания учащихся Систематизация используемых материалов
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
2015 – 2016 уч.гВнедрение современных образовательных технологий, форм и методов в образовательный процесс Повышение качества дополнительного образования по программам, активизация творческой активности учащихся
2016 г. Создание собственного сайта и размещение информации о реализации программы самообразования, методических разработок занятий, массовых мероприятий с учащимися, дидактического материала, обобщения опыта работы Распространение опыта работы
2018 Отчёт по теме самообразования Самоанализ деятельности
Участие в методической деятельности, распространение опыта работы
2017 – 2018 уч.гОформление и публикация учебно-методического материала в социальной сети работников образования Распространение опыта работы
март
2017г. Выступление на семинаре для педагогов по теме: «Почему важно развивать мелкую моторику?» Распространение опыта работы
2016 – 2017 уч.гПроведение открытых занятий и мастер-классов для педагогов ОУ и родителей Распространение опыта работы
2017 – 2018 уч.гОбобщение и оформление материалов на сайте ДТ Распространение опыта работы
2018г. Выступление на педагогическом совете «Творческая деятельность в кружке, как средство развития мелкой моторики рук». Распространение опыта работы
Повышение профессиональной компетентности
весь период Участие в различных профессиональных конкурсах Повышение профессиональной компетентности
весь период Обучение на семинарах педагогов дополнительного образования Приобретение новых знаний
весь период Взаимопосещение занятий коллег Обмен опытом работы
2016 – 2017 уч.гПрохождение курсов профессиональной переподготовки Приобретение систематических знаний в области педагогики и психологии, повышение квалификации
декабрь 2019г. Аттестация на высшую квалификационную категорию Повышение профессиональной компетентности
Работа с учащимися
весь период Проведение учебных занятий и внеучебной деятельности с внедрением новых творческих работ Повышение активизации и результативности участия обучающихся во всех творческих конкурсах на всех уровнях
весь период Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Участие в реализации программы Повышение результативности участия в конкурсах, фестивалях, смотрах детского творчества
ежегодно Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления удовлетворённости качеством учебно-воспитательного процесса в кружке. по плану Организация индивидуальных мини-выставок учащихся, выставок семейного творчества Повышение мотивации к учебной деятельности
Оценка эффективности программы самообразования
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук;
уровень ЗУН учащихся;
уровень участия в смотрах, фестивалях, конкурсах;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на сайте педагога и других информационных источниках