Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики как средство формирования здоровой, социально активной личности

Содержание:
1. Информация об опыте..3
2. Технология опыта.8
3. Результативность опыта...12
4. Библиографический список.16
5. Приложения к опыту17






Раздел 1. Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
Опыт формировался на базе МБОУ «Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области», в которой я работаю с 1990 года.
Львовская СОШ является учебным учреждением, в котором обучаются дети с. Львовка, с. Николаевка, с. Серебрянка, х. Богатый, с Макешкино.
Социальная среда проживающих в микрорайоне школы представлена в основном работниками сельского хозяйства.
Преобладают семьи, где родители имеют среднее и среднее специальное образование.
Работая в школе более 40 лет, я заметила, что уровень заболеваемости среди детей и подростков за последнее десятилетие сильно вырос. И речь идет не только о физических отклонениях, но и об увеличении числа неадекватных психологических реакций. Виной этому является и экология, и увлечение детей телефонами и компьютерными играми, и неправильное питание, и учебная нагрузка, и отношения в семье, и стрессы родителей на производстве, и многое - многое другое. И в результате: быстрая утомляемость; снижение внимания, памяти; отсутствие интереса к предмету; недостаточная глубина и осознанность усвоения знаний; низкий уровень самостоятельности учащихся; слабая вычислительная техника
Так как более половины своего времени бодрствования дети и подростки проводят в учебных заведениях, я пришла к выводу, что система образования должна взять на себя часть ответственности за сохранение здоровья подрастающего поколения. Однако школа – не больница и не санаторий, на учителя нельзя возлагать обязанность диагностировать либо лечить имеющиеся у ребенка заболевания. Я думаю, что учителю необходимо создать для ребенка такие условия обучения, которые не будут травмировать его организм и психику, а также дать подрастающему поколению знания о мере ценности здоровья и способах его сохранения.
Обучать здоровью, здоровому образу жизни, вести профилактику вредных привычек можно и нужно. Для этого требуется строить учебный процесс так, чтобы в ходе его реализации расширялись поисково-двигательные, чувственно-эмоциональные возможности каждого учащегося, не иссякал его интерес, не накапливалась усталость и, тем более, стресс и отторжение. В учебно-образовательном процессе, построенном таким образом, учитываются возрастные особенности развития учащихся и сохраняется главный смысл здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих педагогических технологий – формирование здоровой, социально активной личности.
Проблема воспитания здорового школьника проблема общегосударственная, комплексная. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Роль учителя при формировании культуры здорового образа жизни детей очень велика. «Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть хорошими, умными и здоровыми». Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Проблема нашей школы состоит в том, чтобы обеспечить усвоение обучающимися базового минимума знаний и умений, подготовить к итоговой аттестации, не вредя здоровью обучающихся и выпустить во взрослую жизнь здоровую, социально активную личность.
Решение данной проблемы необходимо. Поэтому я, изучив необходимую литературу, посетив курсы повышения квалификации, педагогические советы, заседания методических объединений выбрала тему самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики, как средство формирования здоровой, социально активной личности».
Актуальность опыта
Охрана здоровья детей – это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации. И одна из важнейших задач, стоящих перед учителем, является сохранение здоровья детей.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% детей практически здоровы, более 50% имеют различные функциональные отклонения, 35-40%-хронические заболевания. Интенсификация учебного процесса в образовательных учреждениях (государственных и негосударственных, городских и сельских школах, гимназиях и колледжах) ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем), снижению их работоспособности. Из миллиона относительно здоровых детей, приходящих в I класс, уже через девять месяцев у каждого четвертого (250 тыс.) выявляются отклонения в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. За период обучения в общеобразовательных учреждениях среди учащихся в пять раз увеличивается число нарушений органов зрения, в три раза - патология органов пищеварения, в пять раз - нарушение осанки, в четыре раза - нервно-психических расстройств. У 50 % детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; у 25-30% - в сердечнососудистой и дыхательной системах; около 70 % детей страдают от гипокинезии. Число абсолютно здоровых детей к окончанию средней школы в 2000г.составляло20-25%,в 2013г.-10-15%.
Проблема здоровья детей сейчас как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что учитель в состоянии помочь ребенку задуматься о сохранении и укреплении своего здоровья.
Философия образования отвечает на вопрос «зачем учить?», содержание образования – «чему учить?», педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». С точки зрения здоровьесбережения – учить нужно так, чтобы не нанести вреда здоровью субъектам образовательного процесса – учащимся и педагогам. Нужно вооружить выпускников знаниями, необходимыми для ведения здорового образа жизни. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
В связи с этим мною была сформулирована следующая
цель: создать условия для повышения мотивации знаний учащихся к сохранению и укреплению психофизического здоровья на уроках математики.
И определены следующие
задачи:
изучить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и повседневной жизни
проанализировать новейшие достижения в области здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
разработать уроки, в содержание которых включен материал, формирующий у учащихся мотивацию к сохранению и укреплению здоровья.

Однако пытаясь реализовать на практике изложенные выше идеи, я столкнулась с рядом трудностей, в ходе решения которых и происходило становление моего опыта.
Проанализировав современные УМК по математике, можно сделать вывод, что в них недостаточно полно представлены материалы по формированию здорового образа жизни школьников: большинство учебников не включают в себя задачи, связанные со здоровьем человека. Одной из задач Основной Образовательной Программы школы является - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни учащихся, которую я пытаюсь реализовать на своих уроках, включая задачи, непосредственно связанные с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни».
Законом об образовании Российской Федерации определены обязанности образовательных учреждений по охране здоровья обучающихся: пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни; определение оптимальной учебной и внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительность каникул (статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»).
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что проблема здоровьесбережения будет решаема, если при совмещении конкретных технологий и приемов будет создана среда для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Длительность работы над опытом. По данной теме работа ведется с 2013 по 2016 учебный год.
Диапазон опыта. Диапазон опыта охватывает организацию образовательного процесса с учащимися средней образовательной школы.
Опыт перспективен, так как может быть использован учителями Новооскольского района и Белгородской области, которые уделяют в своей деятельности особое внимание данной проблеме.
Теоретическая база опыта
Что такое здоровье?
В 1985 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла концепцию «Здоровье для всех к 2000 году», определившую стратегию и тактику всех развитых стран по созданию условий для обеспечения и развития здоровья населения. В основе этой концепции лежит определение: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Несмотря на популярность этого понятия, которое даёт представление теоретической модели основных компонентов здоровья, в настоящее время существует множество других определений, направленных на количественную характеристику здоровья и его оценку, отражающую способность индивида, личности, к выполнению определённых функций.
Так, учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицин рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врождёнными и приобретёнными механизмами.
В.П.Казначеев определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.
Известный кардиохирург Н.М.Амосов рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов организма.
Из данных высказываний можно сделать вывод, что если раньше здоровье определялось как отсутствие болезни, то на современном этапе понятие о здоровье трансформировалось в широкое представление о человеке как о существе более социальном, нежели биологическом. Оно обогатилось таким понятием, как «благополучие». В современном мире совершенно недостаточно не иметь заболевания, надо быть ещё и благополучным в разных отношениях. Трактовка понятия «благополучия» затрагивает все стороны жизни человека. Человек находится в состоянии полного благополучия, когда гармонично сочетаются физические, социальные, психические, духовные, эмоциональные составляющие его жизни, когда удачно складывается его карьера, семейная жизнь. Каждая в отдельности и все вместе они оказывают самое существенное влияние на здоровье, качество и полноценность жизни человека. Приходит понимание того, что здоровье – это неотъемлемое условие в любой области жизнедеятельности человека – материальной и духовной.
Решение проблемы здоровья школьников напрямую зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями, в широком смысле слова, следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если он:
В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, само обучаемость;
В нравственном плане – честен, самокритичен;
В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Одним из основоположников современной педагогики здоровья является автор «Школьной программы всеобщего здоровья» австралиец Колин Ярхэм. Программа Ярхэма исключительно педагогическая и представляет собой подробное тематическое и поурочное планирование. Автор на протяжении 12-летнего курса обучения затрагивает практически все темы, так или иначе касающиеся здоровья.
В нашей стране одной из первых книг, которую можно было рассматривать как пособие по педагогике здоровья, является изданная в 1980 году работа Коростелева Н.Б. «От А до Я». Работа была издана в серии «Научно-популярная медицинская литература. Детям о здоровье». Книга охватывает практически все основные темы, посвященные здоровому образу жизни: двигательная активность, здоровое питание, основы коммуникаций, вред курения, профилактика употребления психоактивных веществ и др.
А основателем нового направления в науке – здоровьесберегающей технологии является В.Ф. Базарный. Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом. К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:
режим динамической смены поз;
упражнения на зрительную координацию;
зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);
упражнения на мышечно-телесную координацию.
По мнению сторонников применения системы, она позволяет вырастить и воспитать физически, психически и нравственно здоровых, всесторонне развитых детей.
Новизна опыта заключается в использовании здоровьесберегающих технологий на уроках математики для повышения мотивации к сохранению и укреплению психофизического здоровья учащихся. Уроки математики и внеурочные мероприятия по математике могут способствовать улучшению здоровья учащихся при включении в содержание учебного материала сведений из гигиены, анатомии, медицины, ОБЖ и др. и организации уроков (мероприятий) с учетом факторов, влияющих на здоровье детей. Учитель математики должен поставить перед собой цель – подобрать материал для уроков математики и внеурочных математических мероприятий, применение которого способствует улучшению здоровья учащихся.

Раздел 2. Технология опыта
Цель работы заключалась в создании условий для формирования положительной мотивации учащихся к сохранению и укреплению психофизического здоровья на уроках математики.
Работая над проблемой, ставились следующие задачи:
изучить современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и повседневной жизни
проанализировать новейшие достижения в области здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
разработать уроки, в содержание которых включен материал, формирующий у учащихся мотивацию к сохранению и укреплению здоровья.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота)[2];
4) благоприятный эмоциональный настрой.
На своих уроках я стараюсь заботиться о сохранении психофизического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей, придерживаясь критериев здоровьесбережения на уроке [1].
Я хочу выделить основные этапы организации своей работы:
1 этап: эмоциональный настрой
У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязания ученика и его возможности.
Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Поэтому на своих уроках я даю возможность учащимся высказаться, поспорить, проанализировать решение той или иной задачи, пусть с трудом, но решить, доказать, получить правильный ответ. При оценке выполненной работы я учитываю не только полученный результат но и степень усердия ученика. Результатом является улыбка на лице, удовлетворённость от проделанной работы, уверенность в своих возможностях.
Применяю информационно коммуникативные технологии, которые позволяют приукрасить картинку перед глазами. Тот же устный счёт, задания для опроса, план работы на уроке, наконец, разбор новой темы с применением экрана проектора создадут эмоциональный настрой и желание принять участие в решении поставленной проблемы. Презентации сопровождаются тихой мелодией. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтический эффект. Например, для снятия тревоги Шопен, Штраус, для уменьшения раздражительности Бетховен, успокоительное Брамс.
У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия я стараюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.
Шутка или литературная цитата, я думаю, не сделают урок несерьезным.
2 этап: организация работы на уроке
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске или на экране. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, мои ученики могут выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.
При изучении нового материала хорошо, когда весь материал урока записан и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.
3 этап: смена видов деятельности
Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому я провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).
Хорошие результаты во всех классах дает проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов во время решения заданий. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин (например параллелограмм), понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.
4 этап: физкультминутки[3]
Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.
Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если я называю правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.
Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Это следующие упражнения:
1) вертикальные движения глаз вверх – вниз;
2) горизонтальное вправо – влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
5) на доске до начала урока я черчу знак бесконечности; предлагаю глазами «нарисовать» этот знак несколько раз в одном, а затем в другом направлении.
Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:
1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.
В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.
Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.
Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.
Очень много в интернете видеофизминуток. Учащимся они очень нравятся.
5 этап: использование игровых и ролевых форм работы 
Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется следующее упражнение. После введения нового материала, хорового прочтения нового термина ученикам предлагаю закрыть глаза и представить, что нос вырос, как у Буратино, обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.
В 10-11 классе я советую учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Особенно это необходимо при построении сечений. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут желательно с закрытыми глазами.
6 этап: создание атмосферы сотрудничества
Дети имеют право на вопросы, на свое мнение. На уроках я предлагаю задачи, включающие здоровое питание, витамины и минеральные вещества, режим дня, экологические факторы риска, профилактику здорового образа жизни, пользу прививок, правила дорожного движения, организм человека[4]. Учащиеся решают задания, рассуждают и делают свои выводы.
7 этап: домашнее задание
По требованиям СанПиН 2013 года следует ограничивать длительность выполнения домашних задании, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): в 4-5 классах - 2 ч, в 6-8 классах - 2,5 ч, в 9-11 классах - до 3,5 ч.
     Домашним заданием моих учеников является: учить пункт учебника, решить два задания из учебника и дополнительно для сильных учащихся выполнить творческое задание[5]. Иногда я задаю индивидуальные разноуровневые задания по пройденным темам, групповые и индивидуальные исследовательские работы [6].
9 этап:рефлексия
Рефлексия – это особый навык, который заключается в умении осознавать не только направленность внимания, но и отслеживать свое психологическое состояние, ощущения и мысли. Поэтому в конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Этим на положительных эмоциях и заканчивается урок.



Раздел 3. Результативность опыта
Одним из показателей эффективности применяемых методов, на мой взгляд, является не средний балл и процент успеваемости, а уровень обученности, который определяетсяпо формуле В.П. Симонова «Педагогический менеджмент»
Обученность = (К5+0,64К4+0,36К3+0,24К2)/N, где
К5 – число учащихся, обучающихся на «5»;
К4 – число учащихся, обучающихся на «4»;
К3 – число учащихся, обучающихся на «3»;
К2 – число учащихся, обучающихся на «2»;
N – число учащихся в классе.
Учебный год
Успеваемость
Качество обучения

2013-2014
100%
60,8%

2014-2015
100%
64%

2015-2016
100%
75%

Второй показатель – это надежность знаний
Н=К1/К2, где К1, К2 – качество знаний учащихся за 2013-2014уч. г. и 2014-2015уч. г., Н – надежность (сохранение качества знаний).(Аналогично 2015-2016уч. г. по сравнению с 2014-2015 уч. г.)
Если Н13 QUOTE 1415 1 – качество знаний сохранено и увеличено,
Н 13 QUOTE 1415 1 – качество знаний уменьшилось, т.е. надежность отсутствует.
Каждый учитель на своих уроках внимательно следит за поведением своих учеников и может точно определить, когда наступил момент утомляемости учащихся и снижение их учебной активности. Это может проявиться возрастанием двигательной активностью или пассивным отвлечением учащихся. Норма – не ранее чем за 5 – 10 минут до окончания урока, но в каждом классе это определяется индивидуально. Вместе с утомляемостью происходит снижение и уровня внимания.
По результатам проведения корректурной пробы устойчивость внимания меняется следующим образом:
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
По результатам опроса учащихся 5 и 8 классов определена самооценка факторов риска ухудшения своего здоровья. Учащимся предлагались суждения, на которые могли быть даны ответы «да» или « нет».
Результаты опроса:

Количество утверди-
тельных ответов - «да»


5 класс
8 класс

Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривленной спиной.
78%
50%

Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
30%
30%

У меня есть привычка сутулиться.
52%
5%

Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
0%
15%

Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).
48%
10%

Я питаюсь нерегулярно, кое-как.
78%
40%

Я нередко читаю при плохом освещении лежа.
52%
30%

Я беспечно, беззаботно отношусь к своему здоровью.
0%
5%

Бывает, я курю.
0%
0%

По результатам анкетирования 96-98% учащихся 5 и 8 классов бережно относятся к своему здоровью, заботятся о его сохранении; 10- 48% учащихся занимаются спортом, посещают спортивные секции, хотя 15% ребят из 8 класса осознают, что мало или недостаточно двигаются. Ученики понимают, что у них есть склонность к неправильной посадке 50-78%, привычка сутулится, привычка читать при плохом освещении лёжа, а как известно осознание своих недостатков – это первый шаг к их исправлению, согласно когнитивным теориям психотерапии.
Таким образом, я заметила, что применение здоровьесберегающих технологий как отдельных элементов урока влияет на устойчивость внимания ребенка, а значит и для повышения уровня знаний и умений. И если все учителя будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, т.к. здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать детей, заботящихся о своем здоровье.




Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса

Учебный год
Количество учащихся, сдавших ЕГЭ
Минимально установлен
ный балл
Минимальный балл по школе
Максимальный балл по школе
Средний балл по школе
Средний балл по региону

2013-2014
6
27
36
68
49
56,15

2014-2015
10
27
28
70
49
43,35

2014-2015
3
27
39
72
60
47,14

Самостоятельный выбор профессии, уверенность в своих возможностях, адекватное восприятие действительности, стремление к достижению цели способствовало успешной сдаче единого государственного экзамена по математике и позволило выпускникам поступить в высшие учебные заведения на бюджетное образование: Махота Алёна Сергеевна – Белгородский Государственный Университет (2013 г.); Курлыкина Анастасия Владимировна – БГТУ им. Шухова; Мартыненко Анастасия Николаевна – Белгородский Государственный Университет; Тыняная ирина Владимировна - Белгородский Агроуниверситет им. В.Я. Горина; Ободенко Александр Александрович – Белгородский Агроуниверситет им. В.Я. Горина; Ковалёв Павел Николаевич– Белгородский Агроуниверситет им. В.Я. Горина (2014г.); Искендеров Владислав Витальевич – БГТУ им. В.Г.Шухова; Артёмов Сергей Юрьевич – БГТУ им. В.Г.Шухова; Солянникова Маргарита Леонидовна – БГТУ им. В.Г. Шухова (2015 г.);
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Выявлены в педагогической литературе современные теоретические, методические подходы к формированию здоровья учащихся в педагогическом процессе и повседневной жизни.
2.Проанализированы новейшие достижения в области здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
3.Разработаны уроки, в содержание которых включен материал, формирующий у учащихся мотивацию сохранения и укрепления здоровья.



Результатом своей работы вижу
Снижение заболеваемости среди обучающихся;
Положительную динамику в формировании интереса и познавательных действий;
Повышение качества обучаемости;
Личностный рост учащихся;
Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.
Библиографический список:
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома. – М., 2005. – 176с.
Закон «Об образованиив Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-Ф3. – М: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с. (Правовая библиотека образования). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности / Ю.В.Науменко. – 2-е издание, исправленное и дополненное – М.: «Планета», 2011. – 208с.
Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия / авт.-сост. Н.В.Лободина, Т.Н.Чурилова. – Волгоград: Учитель, 2012.-205с.
Проектирование модели «Школа, содействующая здоровью» в образовательном учреждении /Авторы – составители: Т.А.Ловкова, В.Б.Русанова. – Владимир: ВИПКРО, 2009. – с.72.
Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10. – М: УЦ Перспектива, 2011. – 64 с.
Семенова И.И., Кабанова Н.А. «Формирование ценности здоровья, его сохранения и укрепления в общеобразовательной школе». Программа ценностно-ориентированного цикла классных часов с элементами тренинга. – М.: УЦ «Перспектива», 2012. – 24с.
Сопровождение здоровья учащихся в образовательном учреждении: система работы, мониторинг / сост. М.А.Павлова, О.С.Гришанова, Е.В.Гусева. – Волгоград: учитель, 2010. – 248 с.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика
педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 2001. – 320с.
11.Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 – 9кл.)

Приложение
1. Приложение № 1 – Критерии здоровьесбережения на уроке.
2. Приложение № 2 – Здоровьесберегающие условия для занятий в кабинете математики.
3. Приложение № 3 – Используемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ).

4. Приложение № 4 – Задачи на здоровьесбережение.

5. Приложение № 5 – Творческие работы учащихся.
6. Приложение № 6 – Исследовательские работы учащихся.







































Искендерова Надежда Герасимовна

13PAGE 15


13PAGE 14615




Root Entry