Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе Г.Скребицкий. Весна-красна
Тема урока: Г.Скребицкий «Весна-красна»
Задачи:
1.Дидактические:
- развивать умение осознанно воспринимать читаемое через работу с текстом учебника, упражнение «Добавь слова»; воспринимать на слух.
- развивать умение ориентироваться в содержании текста через ответы на вопросы учителя словами текста.
2.Коррекционные:
- корригировать процессы внимания, мышления, памяти, нарушения речи учащихся.
- обогащать словарный запас учащихся через словарную работу, активизировать речь.
3.Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению.
Оборудование: учебник, карточки-задания, иллюстрационные таблицы.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи.
1.(на доске) несметные стаи
крылатая мелочь
крылатые гости
- Прочитайте и догадайтесь о ком это. (о птицах)
2. –Прочитайте, закончите стихотворные строки:
И дремлют пташки нежныеПод эти вихри …………. У мерзлого …….. .И снится им прекрасная,В улыбках солнца ……… Красавица ………. .
-Кто помнит это стихотворение и автора?
- Как автор называет весну? (красавица)
- А почему о ней так говорят? А как можно зарифмовать 2 эти слова? (ВЕСНА-КРАСНА)
- Так назвал свой очередной рассказ из сборника «От первых проталин до первой грозы» писатель Г.Скребицкий, с которым мы сегодня будем знакомиться. Для успешной работы вам нужно внимательно читать и слушать, находить ответы на вопросы, чётко и правильно излагать мысли и ответы. Я думаю, у вас всё получится.
-О каких пташках речь в этих стихотворных строчках?
- Как встретили приход долгожданной весны-красны некоторые воробьи узнаем, из этого рассказа.
Чтение 1-го абзаца (самостоятельное чтение вполголоса)
СКВОРЕЧНИК (орфоэпическое произношение)
-Как встретили приход весны воробьи? Что изменилось в их поведении?
- А дальше слушайте внимательно:
Чтение 2-го абзаца учителем (открываются иллюстрации разных видов облаков)
-На что автор обратил внимание, посмотрев вверх?
-Как называются такие облака? (КУЧЕВЫЕ ОБЛАКА)
-С чем автор сравнивает кучевые облака? (стая огромных белоснежных птиц)
-Прочитайте про себя 2-ой абзац еще раз и найдите ответ на вопрос – Что означает появление кучевых облаков на небе?
- Прочитай … следующее предложение текста.
- А сейчас эту сказку буду рассказывать вам я, а вы внимательно слушайте и будьте готовы помочь мне, когда я вас попрошу.
Чтение маминой сказки учителем, по ходу детям предлагаются задания-упражнения:
1 «…там меня ждут не дождутся…
и ЛЮ___ ,и ЗВЕ___,
и ПТИ___,
и ЖУЧ___
2 «…там, говорят,…
ГЕНС и ДЁЛ
ДОЛОХ и ДОЛОГ
ЗАМЁРЗНЕМ и ПОГИБНЕМ (половины нижние закрыты)
3 «…несметные стаи перелётных птиц- …
Г. С .Л . Б . Д .
Ж . В . Р. Н . К .
СКВ . РЦ .
ДР. ЗД .З . БЛ . К .
П . Н .ЧК .
СЛ . ВК .
-О чём мама сказку рассказала?
- Кто прилетел на север раньше – птицы или облака?
Отметить в тексте начало и конец сказки
- Прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы (на карточках у каждого)
Повторное чтение сказки по абзацам:
1-ый абзац –
-Как хотела добраться до северных краёв Весна-красна?
2-ой абзац –
-Как она добралась до северных краёв?(на чём?)
3-ий абзац –
- Кто отправился следом за Весной?
- Какую особенность заметили люди с той поры?
Чтение эпизода о Михалыче: (подготовленный ученик) - О чём рассказал Михалыч?
-С чем сравнивает Михалыч весенние облака?
( корабли под белыми парусами, воздушный корабль)
Чтение последнего абзаца (подготовленный ученик или про себя)
-Какой радостный РАПОРТ (доклад) ждал Михалыча?
- Согласно маминой сказке, чего теперь надо ждать? Какие изменения в природе последуют ?Вывод. Итог урока.
- С каким произведением познакомились? Кто автор?
Дом. задание.
С.147 задание 7 (пересказать мамину сказку, слабым – карточки с вопросами)