Статья из опыта работы учителя начальных классов о нетрадиционных методах обучения

Автор: Акиньшина Елена Ивановна
Место работы: МОУ «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Город (село): село Ближняя Игуменка Белгородского района, Белгородской области
Должность: учитель начальных классов

«Совершенствование общеучебных навыков, умений общаться и сотрудничать путём нетрадиционных форм и методов обучения – основа современного урока»
В последние годы существенно изменились приоритеты начального и общего образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности ученика.
Но всем известно, что человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми.
Одной из важнейших задач воспитания и обучения в начальной школе является организация целенаправленного процесса формирования межличностных отношений учащихся. Исходя из этого, я стала работать непосредственно над этой проблемой, когда взяла данный подбор детей. Гиперактивные, конфликтные и неусидчивые, они создавали массу проблем в организации учебного процесса в первом классе. Я сразу поставила перед собой главные задачи:
- создание благоприятного микроклимата, в котором развиваются дети;
- уменьшение, устранение негативных воздействий в классном коллективе;
- применение методов и форм организации совместной деятельности, как на уроке, так и во внеурочное время.
Для реализации этих важных задач я использую специфические методы обучения и воспитания, которые сегодня называют нетрадиционными.
Для начала я воспользовалась психолого-педагогическими методами изучения личности каждого школьника – диагностикой. Диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива в целом.
Я использовала различные формы диагностик:
- индивидуальные беседы с учащимися (с целью изучения интеллектуальной и личностной сфер ребенка);
- метод наблюдения (дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности);
- проективные тесты (позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, к окружающим);
- рисуночные тесты (позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогом);
- анкеты (дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личность на коллектив).
- сочинения (помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личные качества и др.).
Некоторые диагностики позволяют узнать причины переживаний ребенка и найти пути их преодоления. Например,
Диагностический метод изучения личности
«Что у меня на сердце»
Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Учитель дает следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте, определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связанно. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению».
(По методике Н.И. Дереклеевой).
Ни для кого не секрет, что современные дети в большинстве своем не умеют дружить и тем более, сотрудничать на уроках. Чтобы сформировать навыки и умения работы в команде, развивать способность осознавать и принимать собственную уникальность и неповторимость, умение поставить себя на место другого, я использую тренинги общения, так называемую игротерапию. Эти игры – техники очень просты, они не требуют каких-либо материальных затрат. А главное, очень нравятся детям. Например,
Игра-техника
«Рассерженные шарики»
(Автор Тэмми Хорн)
Попросить ребенка надуть шарик. (Дети имитируют).
- Что будет, если мы его лопнем, или резко отпустим? Вам приятно?
2. Давайте представим, что в шарике не воздух, а наш с вами гнев.
- Что будет, если мы его резко «выпустим» на окружающих? Вам приятно?
3. Какой может быть выход из положения, (Дети предлагают «выпускать гнев» постепенно, медленно).
Такая игра помогает снять напряжение у детей и настроить их на рабочий лад.
Как я уже сказала, учащиеся в моем классе подвижные, общительные, склонные к озорству дети. А последствия этих качеств – невнимательность, неусидчивость, замедленная реакция мышления. Чтобы устранить эти проблемы, я систематически использую игры и упражнения, воздействующие непосредственно на психические качества ребенка: память, внимание, наблюдательность, развитие пространственного восприятия, мышление, а также формирование учебной мотивации. С этой целью я использую учебно-методический комплект «Развивающие задания (тесты, игры, упражнения)», Издательство «Экзамен» Москва, а также другой накопленный мной материал для развития психологических процессов у детей. Эти развивающие задания использую я как в индивидуальной, так и групповой деятельности младших школьников. Чтобы отслеживать достижения учащихся, наблюдать за их развитием, я с первого класса веду портфолио на каждого ученика.
Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные особенности, качества и таланты каждого ребёнка. С этой целью широко использую в работе дифференциацию. Это и индивидуальные творческие задания, и различные разноуровневые карточки. Причем у каждого из учащихся есть возможность подняться «на ступень выше», т.е. попробовать выполнить более сложное задание. Например, в последнее время у нас в классе очень популярна математическая игра «Банк». Дети для устного счета выбирают пример – карточку по своим силам, а с обратной стороны написана «стоимость» каждого примера в рублях. Таким образом, выясняется, какой «работник банка» принес больше прибыли.
Это стимулирует отстающих детей работать над более сложными примерами. УМК «Начальная школа XXI в.», по которому я работаю, помогает использовать личностно-ориентированный подход в обучении, что, безусловно, создает условия для развития личности каждого ребенка. Эта важная проблема отмечается в Концепции государственных стандартов общего образования II поколения.
Сегодня урок приобретает качественно иное значение. Ребенок на современном уроке должен не только получать знания, умения и навыки. Цель современного урока - развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры, воспитание самостоятельности. А достичь этих целей можно только на необычных, нестандартных уроках. Такие уроки меня и моих подопечных интересовали давно. Еще в 90-е годы я проводила уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-праздники и другие.
Ни для кого не секрет, что добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, к сожалению, удается не всегда. Особенно трудно сформировать положительную мотивацию у детей с небольшими способностями, слаборазвитой эмоциональной сферой и волевыми качествами. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартных уроков.
Такие уроки, как правило, целесообразно проводить или в период введения в тему, или же, напротив, обобщая ее.
В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Это обстоятельство позволяет дать посильное задание каждому ученику в соответствии с его возможностями, склонностями, интересами.
Считаю, что для начальных классов наиболее популярными и доступными являются: уроки-исследования, ролевые игры, устные журналы, уроки-путешествия, уроки-праздники, уроки-экскурсии, уроки-творчества, уроки-сюрпризы, уроки-соревнования. Наиболее удачными считаю: тематические уроки-праздники, уроки-творчества по временам года. (Вставить фото)
Остановлюсь на них подробнее. Детям были даны различные задания: подобрать самостоятельно, либо с помощью родителей, материал на тему «Весна», «Зима» и т.д. Задания были индивидуальные, чтобы осветить разные вопросы данной тематики. Каково же было мое удивление, когда дети принесли из дома очень интересный материал, даже фотографии и рисунки! Это были и вырезки из газет, и написанные от руки, и набранные на компьютере сведения из разных источников. Затем, разделившись на две группы, учащиеся самостоятельно оформили тематические газеты. А руководители групп выступили «в защиту» своих проектов.
Когда урок творчества проходил в первый раз, то не все ученики включились в работу. Некоторые, не поделив объекты труда, даже плакали. Но во второй раз мной и командирами были учтены все недостатки, и работа прошла в дружеской атмосфере.
По тому же принципу замечательно проходит урок - деловая игра по русскому языку «Создаем свою газету». Ребята, работая также в творческих группах, выпускали самостоятельно газеты различной тематики. Они включали в них и работу «спецкоров», и «фотокорреспондентов» и др.
Мне нравится в таких уроках то, что он превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания. Именно в таких уроках появляются все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к глубинному основанию знаний. Ведь ученик участвует сам в производстве своих знаний.
В современной начальной школе проблема повышения роли самостоятельной работы учащихся обусловлена непрерывно возрастающим информационным потоком научных и практических знаний. Но самостоятельно добывать знания без специальной подготовки и специального обучения невозможно, следовательно, этому необходимо обучать. Я формирую у учащихся активное включение в ситуацию выбора решения задачи, формирую умение самостоятельно работать с учебником и со справочной литературой, развиваю познавательную инициативу за пределами обязательных заданий.
Но, к сожалению, не все мои подопечные владеют таким видом учебной деятельности, как эффективная самостоятельность, т.е. без систематического контроля со стороны учителя, родителей работать в классе, в библиотеке, дома. Я пытаюсь справляться с этой проблемой в ходе групповой самостоятельной деятельности учащихся (как было сказано выше), учу осуществлять самоконтроль и самооценку своей учебной деятельности. Дети иногда получают конверт с готовым решением задачи для самопроверки. И большинство из них действительно проверяют себя, а не пытаются списать решение.
С действия самоконтроля и самооценки, со способности понять: «этого я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться» - начинается учебная самостоятельность младшего школьника. А ученик, не умеющий оценивать свои достижения, так и не становится хозяином своих интеллектуальных возможностей и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. Поэтому в конце каждого урока использую рефлексию, чтобы дети могли дать оценку своей деятельности, своего настроения.
При такой работе учитель вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и учителем, и психологом! Но ведь именно такая работа дает возможность раскрыть подлинные познавательные возможности каждого ученика и в соответствии с этим выстраивать для него индивидуальные развивающие задания, что разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, комфортным, повышает эффективность обучения и удовлетворенность учителя своим трудом.
Особое место в работе с детьми отвожу поощрениям. Это и грамоты за призовые места в классных предметных олимпиадах, конкурсах, и поощрительные призы в виде детских книг и канцелярских товаров за конкурсное чтение дополнительной литературы и активное участие в нестандартном уроке.
Формы организации урока могут быть самыми разнообразными. Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.
Кроме нестандартных форм проведения уроков, психолого-педагогических методов, я использую нестандартные методы, или новые технологии: проблемно-поисковые, метод проектов (в основном, на уроках технологии, когда дети не только работают по заданному проекту, но и сами составляют проект своей деятельности), элементы критического мышления (основу составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия).
Поскольку учебная деятельность реализуется через общение, то на развитие учащихся влияет не только обучение, но и общение ребенка с учителем, одноклассниками. Я стараюсь создать в отношениях между детьми атмосферу добра, взаимовыручки. Но, к сожалению, дети часто пытаются самоутвердиться и отказываются работать в парах, в группе, даже принимать чью-либо помощь. И здесь, я считаю, нельзя их упрекать в чем-то, давить на них.
Я не возвышаюсь над детьми, а наоборот, стараюсь, как бы стать на их уровне, чтобы они поняли, что все их проблемы для меня значимы, а когда ребенок чувствует уважение к себе, то строгость учителя не будет казаться ему обидной.





Список использованной литературы

Н.И. Дереклеева «Справочник классного руководителя», - Изд-во «ВАКО», Москва, 2007г.
«Книжки, нотки и игрушки» №12, 2003г. Ст. Т. Севастьяновой «Знакомьтесь, игротерапия!», стр.3-6.
«Развивающие задания» (тесты, игры, упражнения). Изд-во «Экзамен», Москва, 2009г., стр.4.
Т.П. Лакоценина «Необычные уроки в начальной школе», часть 1, Изд-во «Учитель», Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга», 2008г., стр.3-15.
Н.Б. Троицкая «Нестандартные уроки и творческие занятия», Изд-во «Дрофа», Москва, 2003г., стр.3.
«Начальная школа» №2, 2007г., стр .24
«Начальная школа» №6, 2007г., стр.68
«Начальная школа» № 3, 2009г., стр.10-12

15