Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках и во внеурочное время»


«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
А. Франс

Анализ темы самообразования
учителя начальных классов Деиной Галины Михайловны.

Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках и во внеурочное время»
Ребнок вырастает пассивным и нетворческим потому,
что в детстве мало получал эвристического, т. е. способствующего развитию
познавательных способностей, материала. В своей работе я использую
такие методы и примы, чтобы ребнок учился с охотой и желанием и
одновременно развивал свои творческие способности. На своих уроках
я часто использую работу над нестандартными заданиями. С
одной стороны это способствует лучшему усвоению программного
материала, а с другой стороны вызывает желание создать по аналогии свои
творческие задания. Предполагают развитие творческого потенциала и
микроисследования. Эти задания формируют у обучающихся
исследовательские умения, умения работать с научно-популярной и
справочной литературой, умения анализировать и формулировать выводы.
Большую роль в развитии творческого потенциала играет внеклассная и
внеурочная деятельность. Ребята с удовольствием посещают кружки и
принимают участие в конкурсах чтецов, конкурсах рисунков, в праздниках,
концертах, конференциях.
. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Учителю важно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один из путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Свою работу начинаю с изучения индивидуальных особенностей и способностей детей, затем выделяю отдельные группы обучающихся, подбираю и составляем дифференцированные задания, не забывая о
постоянном контроле за результатами работы учеников
 У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
   В своей работе я и стараюсь развивать «аппетит» у  детей. Я, как и многие учителя-практики, в своей деятельности сталкиваюсь с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности.
   Одна из важных проблем сегодняшнего дня – поднять активность учащихся на уроке, воспитать у них интерес и любовь к получению знаний, приучить их к самостоятельному мышлению. Поэтому я  строю уроки так, чтобы они были не только уроками обучения ,но и способствовали становлению личности ученика, формировали его взгляды, готовили его к жизни. Вот почему важна активизация мыслительной деятельности  учащихся, творческая атмосфера на уроках, атмосфера сопереживания, сопричастности, непосредственного участия в тех событиях, о которых идет речь на уроке.        
   Главным в своей работе считаю – сделать процесс обучения радостным, активировать деятельность учащихся, воспитать потребность узнавать все больше и больше.  Стараюсь с первой минуты увлечь школьников, повести их в удивительный, волшебный мир русского языка. Этому способствует использование различных форм: и традиционных, адаптированных для конкретного класса, и новых, найденных в методической литературе, увиденных на уроках коллег, разработанных самой.    Для повышения познавательной активности учащихся на уроках необходимо сломать инерцию «традиционного» преподавания, повысить внимание к передовому опыту, искать свои, новые, более рациональные формы обучения. Нужно добиться максимального участия в познании нового, в добыче знаний самими учащимися. С этой целью я провожу уроки-викторины, уроки–КВН, диспуты, дискуссии, уроки – путешествия.
Главным в системе работы по формированию познавательных способностей, я считаю, что учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления.
В своей работе применяю различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, использование групповой и парной работы, проектно-исследовательскую деятельность, информационно-коммуникативные технологии.
Правила на уроках выводим вместе с детьми в форме таблиц, схем, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для меня. Вместе начинаем искать, где что не так.
          Такие средства обучения помогают учащимся быстрее запомнить орфограмму.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на мой  взгляд, нужен сегодняшнему ученику.
На уроках использую сочетание индивидуальной, коллективной и различных форм групповой и парной работы,  создаю  атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, позволяю приобщить к процессу познания буквально каждого ученика. Работу в парах постоянного и сменного состава организую на разных этапах урока: это и взаимопроверка домашнего задания (как теории, так и практики), и совместная работа при закреплении материала. Один ученик выполняет задание, а второй контролирует выполнение и оценивает правильность, указывает при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. При написании на уроке словарных диктантов, мини-диктантов сидящие рядом учащиеся обмениваются тетрадями для взаимопроверки, карандашом выставляют друг другу отметки. Затем дети повторно обмениваются тетрадями, а учитель читает правильный вариант текста. Ученики объясняют друг другу допущенные ошибки. Подобная работа развивает орфографическую и пунктуационную зоркость. Дети учатся, обучаясь и уча
Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.
Как уже говорилось выше, работа по развитию речи многогранна, одним из направлений является обогащение словарного запаса ребят.
Стараюсь вести такую работу на каждом уроке. Общеизвестно, что наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты. В своей практике я использую следующие виды диктантов:
Зрительный диктант:
Пишу на карточках, доске слов, например: преодолеть, препятствие. Потом мы их проговариваем, выделяем безударную гласную, а затем пишем по памяти.
Картинный диктант:
Показываю карточку-картинку, дети называют изображенный на ней предмет, записывают слово, обозначающее этот предмет, ставят ударение и выделяют безударные гласные.
Выборочный диктант:
Выписать словарные слова по картине. Например, фотография «Элиста». Дети пишут слова: город, Элиста, столица, автобус, автомобиль, магазин.
Буквенный диктант:
Очень нравится детям этот вид диктанта, да и учителю он позволяет за малый промежуток времени проверить знания детей по той или иной теме. Например, изучая тему «Непроверяемые гласные в корне слова», я подбираю слова с непроверяемыми гласными А и О в корне слова, оговариваю с ребятами способ оформления записи. Слова детям писать не нужно, они записывают только букву, которую нужно запомнить.
Такой диктант быстро проверяется, и дети сразу узнают результат своей деятельности.
Словарный диктант с использованием загадок:
Читаю загадку, дети ее отгадывают и объясняют, по каким признакам они нашли отгадку.
Затем записывают отгадку, выделяя орфограмму.
Например, тема «Правописание гласных после шипящих и Ц» :
Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят.
                         (пчелы)
Творческий диктант (лексический диктант):
Заменить развернутое определение одним словом. Например:
Задание: в первом слоге каждого слова находится гласная О -, не проверяемая ударением. По словесному описанию определить понятие и записать его одним словом.
Горящая куча хвороста (костер).
Пищевые продукты, помещенные в банки (консервы).
Задание: по толкованию лексического значения узнать слово, записать, подчеркнув буквы, которые нужно запомнить.
Круглая площадка в цирке, на которой даются представления (арена).
Земельное пространство с определенными границами (территория).
Человек одинакового с кем-либо возраста (ровесник).
Изображение природы на картине, в рисунке (пейзаж).
Большое помещение перед входом в общественное здание (вестибюль).
Такой вид диктанта я провожу, изучив с ребятами тему «Буквы – О , -А – в корне –рос-, -раст- ращ-», «Гласные –О-, -Е- после шипящих», «Суффиксы – чик -, щик-» и т.д.
Применяю словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Игра «Справочное бюро»: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом, толковом словаре и объяснит, как это слово писать, что оно обозначает.
       Игра является эффективным средством формирования личности  школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Работа с занимательными играми на уроках русского языка обладает  исключительными обучающими возможностями: обеспечивает базу для формирования важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики, орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности. Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал.  В связи с этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке.
Во время учебных игр происходит многократное повторение учебного материала в его различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний. Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки», КВН, викторины по творчеству того или иного писателя., «Веселая грамматика») , а также  ребусы, шарады, кроссворды, конкурсы эрудитов. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К. Д. Ушинский.
Очень важным в плане познавательной активности считаю работу по составлению предложений, высказываний, фрагментов сочинений,
             Как и любой учитель, в своей работе опираюсь на использовании различных образовательных технологий, которые помогают осуществить задачи педагогической деятельности. На сегодняшний день в педагогике накоплена палитра образовательных технологий, каждая из которых имеет свои достоинства. Вследствие развития демократических тенденций в жизни общества в системе образования акцент переносится на личность ребенка, изучение возможностей и обстоятельств ее индивидуального развития, условий самовыражения и самореализации на разных этапах ее жизни. В основу образовательных технологий и положен личностно ориентированный подход.
Познавая литературу, дети имеют возможность познать и оценить самого себя.      Сделать полученную информацию переживаемой лично, мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается, можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика. На уроках литературы это чаще всего ход от слова к чувству. Такие приемы я часто  использую, они нравятся детям, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество эмоций, переживаний.
«Вопрос»
Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Что вы видите, слышите, чувствуете, когда я произношу слово? Когда слышите музыкальный фрагмент?»
Например, предлагаю записать слово «чудо» и свой ассоциативный ряд к нему. Дети выстраивают примерно такой ряд: волшебство, что-то необычное, интересное, невозможное . В конце урока делаем вывод о том, что человек может делать чудеса своими руками.
          «Мои цветные чувства»
       Учащимся предлагается раскрасить свое состояние в данный момент определенным  цветом, выявить, какого цвета чувства ты испытываешь к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т.д.
       
Важнейшую роль в формировании познавательных способностей играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, рефлексия и др.
Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.
Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на формирование познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивают наблюдательность, учат самостоятельно делать выводы.
Работу по развитию устной и письменной речи учащихся провожу на каждом уроке, независимо от того, будет ли то урок русского языка или литературы. Устная речь способствует овладению навыками письменной речи, предшествует ей, а письменная речь, в свою очередь, помогает развитию более четкой, правильной, логически последовательной устной речи. В развитии связной речи учащихся большая речь принадлежит как устным упражнениям, так и письменным работам: накапливаемый материал (языковой) должен многократно повторяться в различных речевых упражнениях учащихся, при выполнении которых ребята слушают, говорят, читают и пишут. Аналитическая работа начинается уже в процессе обдумывания темы сочинения. Ученик выделяет то, о чем следует писать. Возникает замысел будущего текста. Однако анализ ученических письменных работ свидетельствует о  том, что результат не всегда соответствует предварительно намеченному замыслу. В самостоятельных письменных работах учащихся часты случаи отрывочного,  неполного изложения мыслей, пропуски. Происходит это потому, что ученику трудно воплотить в текст то, что он воспринял, осмыслил. Только система, основанная на определенных принципах,  вытекающая из специфики  используемого материала и из психолого – педагогических условий обучения, может дать  в развитии письменной речи учащихся положительные результаты.      Применение всех направлений в работе дает хорошие результаты, способствует повышению познавательной активности учащихся, воспитывает интерес к уроку, предмету, растет грамотность учащихся.
Активно провожу внеклассную работу
Для развития познавательного интереса большую роль играет внеклассная работа  по предмету, которая умело сочетаясь с учебной работой, ведет к общей цели. Такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний.
     В заключение, хочется вспомнить слова великого русского писателя  Л.Н.Толстого:
    «Если учитель имеет любовь только к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».
Эта мысль является путеводной звездой в моей педагогической деятельности.

Заголовок 115