Урок.«Уроки доброты»(урок литературы в 6 классе).
Урок русского языка в 6 классе
по теме: «Уроки доброты» (по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)
Мухаметзянова Фания Наримановна,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №1с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Буинска Республики Татарстан
Тема урока: «Уроки доброты» (по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)
Доброта непременно спасает весь мир,
Помогает расти всем на свете. Чтобы людям гармонию, мир обрести, Свое сердце в добре вы согрейте.
Цели и задачи:
научить делать выводы из прочитанных произведений, помочь в определении места в жизни;
развивать творческие способности учащихся;
пробудить чувство любви и добра ко всему окружающему нас миру.
Форма урока: беседа (с использованием фрагментов художественной литературы)
Оборудование урока: аудиозапись песни «Дорогою добра» на сл. Ю. Энтина, муз Минкова М. Запись мультфильма «Просто так», презентация к уроку.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступление.
Песня «Дорогою добра»
На фоне музыки:
-Доброе утро, дорогие ребята. Сегодня у нас обычный урок с необычной темой. Прочитайте эпиграф к уроку. О чём же мы сегодня будем вести разговор?
Обратимся к учебнику, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 107, еще раз прочитаем слова: «Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Так и должно быть. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи (я помог тебе - изволь и ты мне помогать), а быть бескорыстным и уверенным в своей тихой чудодейственной силе». Именно о чудодейственной силе добра мы и будем говорить сегодня, а урок наш назовем «Урок доброты»
(записывается на доске)
Да, будем говорить о самом главном, что должно быть в душе каждого человека – доброта, доброжелательность, добродетельность, добро.
А почему возникла такая необходимость затронуть именно эту тему?
Действительно, эта тема сегодня очень актуальна, потому что люди в последнее время безжалостны и равнодушны ко всему, да ещё очень злы.
А с чем вам чаще всего приходится сталкиваться в жизни: добром или злом?
Это ещё раз подтверждает актуальность нашего разговора, но все-таки мир не без добрых людей.
Основная часть.
1.Структура ТАЙМ РАУНД РОБИН ( каждый участник в течение 30 секунд проговаривает свой ответ. Отвечает партнер №1).
- Но мы ещё не выяснили, что вы понимаете под словом «добро». Давайте послушаем рассуждения по этой темой ваших одноклассников, а потом ваши дополнения.
(рассуждения)
А вот, какое определение дается в словаре С.И. Ожегова:
добро - благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека;
доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим)
Вывод: Добро, доброта – это что-то необъятное, когда хочется сделать всем что-то хорошее, сказать о чем-то хорошем и приятном.
2.Структура ЭЙ АР ГАЙД. Заполните таблицу, потом мы вернемся к ней и посмотрим, изменилось ли ваше мнение.
ДО
УТВЕРЖДЕНИЕ
ПОСЛЕ
Человеку непростительно жить улиткой.
Все живое имеет одну и ту же душу.
Что посеешь, то и пожнёшь
Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы
Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и поступайте и вы с ними
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Сделали добро, ждите благодарности.
Доброе дело без награды не остается
-Очень часто авторы произведений художественной литературы, даже не задумываясь об этом, преподают нам уроки, в том числе и уроки доброты. Сегодня мы вспомним произведения, недавно прочитанные. А какие произведения, вы угадаете по предложенным вам отрывкам.( на столах карточки)
-Назовите автора, название произведения, главных героев.
1.«Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползущую девочку.
Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет она и ползет к большому черному пню. Еле передвигает за собой корзинку, вся мокрая и грязная, прежняя Золотая Курочка на высоких ножках.
Лось ее и за человека не считает: у нее все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.»
(Михаил Михайлович Пришвин "Кладовая солнца")
2.«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо.
·Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! «
(Виктор Петрович Астафьев "Конь с розовой гривой")
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы, - аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
(Валентин Петрович Распутин «Уроки французского»)
3. Структура. ОЛ –РАЙТ- РАУНД- РОБИН (Подумайте все- запишите- обсудите в команде. Каждый записывает ответ, затем обсуждает в команде. Дополняет свой ответ. Отвечает партнер №2).
Запишите в таблицу имена героев, творящих добро и их отличительные черты.
Например, честность; упорство; смелость; стойкость; воля; самостоятельность; доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность
чувство собственного достоинства; честность; доброта; милосердие; чуткость; щедрость; отзывчивость; ум., готовность прийти на помощь, чувство долга, ответственность, гуманность, справедливость, честь, благородство в отношении человека к обществу, Родине, окружающим людям и самому себе, черствость; строгость; сухарь, нежность, верность, ласка, мудрость, вера, надежда, любовь, , бескорыстие, совесть, мир, прощение, добросердечие, зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство.( на столах карточки)
А)Первое произведение - это сказка - быль М.М. Пришвина "Кладовая солнца".
-Ребята, назовите героев сказки-были. Можно ли их назвать добрыми? Почему?
Б) В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой". (Отвечает партнер №3).
Учащиеся устно рассказывают о семье Левонтия.
- Можно ли назвать их добрыми людьми?
Учащиеся рассказывают о бабушке Катерине Петровне.
-В чем проявилась ее доброта? Какие качества характера вы определили?
В)В.Г. Распутин "Уроки французского". (Отвечает партнер №4).
Учащиеся рассказывают об учительнице Лидии Михайловне.
-В чем проявилась ее доброта?
М.М. Пришвин
"Кладовая солнца"
В.П. Астафьев
"Конь с розовой гривой"
В.Г. Распутин
"Уроки французского"
Антипыч
- Травка
- соседи детей
- Левонтий
- Васеня
- бабушка Катерина Петровна
- Лидия Михайловна
Не только люди, но и животные (Травка) совершают добро, потому что, по словам писателя Леонида Андреева, «все живое имеет одну и ту же душу»
IV.Выводы, обобщения.
1.Беседа.
-Какие уроки для себя вы извлекли из произведений художественной литературы, которые вы читали как на уроках, так и самостоятельно?
(ответы учащихся)
Вывод: Значит, уроки черпать можно не только из жизни, но и из рассказов, повестей, сказок и др.
-А с какими героями вы встречались чаще: со злыми или добрыми?
(ответы)
Вывод: Именно на примерах своих героев, авторы хотят помочь вам сделать свой правильный выбор в жизни.
-Есть ли у вас герои, на которых вы хотите быть похожими?
(ответы)
-Дайте мне толкование пословице: «Добрые дела и по смерти живут».
(ответы
Вывод: Человека помнят по добрым делам.
2. Посмотрим отрывок из мультфильма «Просто так».
3. Вернемся к нашей таблице. Что изменилось в таблице?
4.Структура «Клок Бадис». (Встретьтесь с партнером в 12 часов и обсудите свои рисунки).
Если б я попросила вас нарисовать символ добра, что вы нарисовали бы, какие цвета использовали бы?
Дайте объяснение, почему именно этот сюжет и эти краски.
Вывод: Вы выбрали то, что радует людей, краски добра не раздражают нас.
5.Чтобы завершить наш разговор, мне хочется представить вашему вниманию стихотворение О. Верниковой. Какова главная мысль стихотворения. Как она связано с темой урока?
Сказка о Доброте
Шла по свету девушка простаяС именем редчайшим – Доброта,Лед Бездушья с ней при встрече таял,И остепенялась Суета.
Злоба выходила на дорогу,И с Разбоем шла на Доброту,Встретив, вырождалась понемногу,Доброте вредить невмоготу!!!
Ложь порой так искренне краснелаПри нежданной встрече с Добротой,Лесть же подлизаться не сумела,И ушла, прикрывшись Темнотой.
Долго в одиночестве шагалаДоброта по честному пути,Но однажды Дружбу повстречала,С нею веселей вдвойне идти.
Дружба позвала с собою РадостьС Радостью примчалась Красота,Все же победит любую ГадостьВ жизни непременно Доброта!
V.Рефлексия.
1.Какой вывод можно сделать?
Вывод: жизнь дана на добрые дела.
2. А только ли по отношению к человеку или другому живому существу можно быть добрым?
Вывод: Человек добр будет тогда, когда его доброта проявляется ко всему, что его окружает.
VI. Подведение итогов.
Составьте синквейны по теме урока.
Заголовок 215