Проект занятости учащихся в каникулярное время Стимул
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №48»
Проект
занятости учащихся, достигших четырнадцатилетнего возраста, в каникулярный период
С Т И М У Л
О
Р
Н
А
Д
И
Т
У
И
С
О
Д
Р
Д
Ц
Т
В
Е
У
О
И
Е
Л
Р
Д
Л
А
Р
Е
С
Н
Ю
Т
С
Т
Т
И
Б
И
Т
В
В
Ч
И
В
В
О
О
Е
Е
Н
О
Р
С
О
Е
Т
С
Н
В
Т
Н
О
Ь
О
С
Т
Ь
Автор – разработчик:
социальны педагог «Школы №48» Н. И. Мищенко
2011 г.
г. Нижний Новгород
Паспорт проекта
Наименование проекта
Проект трудовой деятельности учащихся, достигших четырнадцатилетнего возраста, в свободное от учебы время.
Сроки реализации проекта
2011 – 2014 гг.
Основания для разработки проекта
Трудовой кодекс РФ, закон РФ «Об образовании», Федеральный закон РФ от 24.06.99 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Заказчик проекта
Администрация Приокского района
Администрация МБОУ СОШ № 48
Разработчик проекта
Социальный педагог МБОУ СОШ № 48
Мищенко Н. И.
Основные исполнители проекта
Педагоги, учащиеся, родители
Управление проектом
Администрация школы
Цель проекта
Организация труда подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста, в свободное от учебы время для получения ими профессиональных умений и навыков, создание условий для самореализации учащихся, формирование потребностей в общественно-полезном труде, сохранение мотивации к труду через организацию общественных работ.
Задачи проекта
Выполнение хозяйственных и подсобных работ в школе.
Личностная самореализация в труде.
Осознание труда, как социально значимого процесса и источника благосостояния.
Вовлечение подростков в социально значимую деятельность.
Предупреждение правонарушений среди подростков.
Приобщение учащихся к трудовой деятельности.
Закрепление трудовых навыков.
социальная адаптации несовершеннолетних граждан во временном трудовом коллективе.
формирование ответственности за качественное выполнение определенного объема работ.
предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода).
Основные направления
Организация внеурочной деятельности обучающихся и их активного досуга.
Формирование у учащихся законопослушного поведения и пополнение знаний.
Профилактика социального неблагополучия семей и детей.
Развитие коммуникативных навыков
Ожидаемые результаты
Частичная занятость учащихся в каникулярный период.
Материальная поддержка учащихся.
Приобретение учащимися трудовых навыков и умений.
Самореализация учащихся.
Повышение самооценки учащихся.
Приобретение учащимися коммуникативных способностей.
Развитие у учащихся чувства ответственности за совершенные действия.
Структура проекта
Паспорт проекта
Содержание проблемы и обоснование необходимостиее решения проектными методами
Цели и задачи.
Содержание и механизм реализации проекта
Положение о работе трудовых бригад
Организационная структура проекта
Функциональные обязанности участников проекта и органов детского самоуправления
Сроки и этапы реализации проекта
План реализации проекта
Оценка социально-экономической эффективности проекта. Ожидаемые результаты.
Смета расходов на реализацию проекта
Вводная диагностика
План реализации проекта:
– количество участников, в том числе подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
– перечень объектов или видов выполняемых работ ;
– график работы.
Основные социальные партнеры
_ МДОУ «Детский сад № 140»
_ ОАО ДУК Приокского района
- Комитет по труду Администрации Приокского района
- Центр занятости населения Приокского района
Особая информация и примечание
Открытое акционерное общество «Домоуправляющая Компания Приокского района» - ОАО ДУК Приокского района
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - МДОУ «Детский сад №140»
Название программы «Стимул»
С – сотрудничество
Т – трудолюбие
И – инициативность
М – мастерство
У – удовлетворенность
Л- лидерство
Содержание проблемы и обоснование необходимостиее решения проектными методами
Кризис в экономике последних лет привел к проявлению негативных процессов во всех слоях общества, ухудшению жизни российской семьи, падению ее нравственных устоев и, как следствие, изменению отношения к детям. Увеличивается число беспризорных и безнадзорных детей. Как правило, большинство из них утратили семейные и родственные связи. Многие дети оставлены родителями или самовольно ушли из семей, не обеспечивших им необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития.
Основными причинами детской безнадзорности является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не исполняющих должным образом свои обязанности по содержанию и воспитанию детей. Число безнадзорных несовершеннолетних, по сведениям регионального банка данных, на 1 мая текущего года составляет 1263 человека.
Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Увеличивается число детей, употребляющих спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Их жизнь и здоровье постоянно находятся под угрозой, наряду с реабилитацией им необходима медицинская помощь. Прослеживается взаимосвязь между ростом случаев наркологических заболеваний среди несовершеннолетних и ростом числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Система профилактической работы с безнадзорными несовершеннолетними правонарушителями строится с учетом основных сфер жизнедеятельности детей и молодежи: семья, образовательное учреждение, досуг, включая микросоциальное окружение. Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится на трёх уровнях: первичном (направлена на всех несовершеннолетних), вторичном (направлена на несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению) и третичном (направлена на несовершеннолетних «группы риска», которые совершили правонарушения и преступления). По данным Госкомстата России, в 2009 году численность работающих подростков в возрасте 15–17 лет составляла 537 тысяч человек, что на 17,3% больше показателей предыдущего года. В последние годы увеличивается количество несовершеннолетних, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. Подрабатывают до 25% учащихся (чаще юноши), из них 6% постоянно. Но желающих подработать гораздо больше. Опрос молодежи от 14 до 18 лет включительно, обратившихся в службу занятости для поиска работы, показал, что каждый второй хочет совмещать работу с учебой. Подростки, которые ищут работу, в большинстве случаев происходят из семей рабочих и служащих, занятых в бюджетной сфере. Каждый третий из них живет в неполной семье, около 10% имеют безработных родителей. В целом, в 40% случаев причиной трудоустройства подростка является потребность помочь семье. Среди тех, кто ищет работу, 60% считают, что не получили в школе никакой трудовой подготовки, а 10% уверены, что полученные ими навыки не будут востребованы. Каждый третий не сделал профессионального выбора на будущее. Подростки не способны соотнести выбор профессии со своим здоровьем, плохо знакомы с основами трудового законодательства. Главным результатом данного проекта является воспитание у детей и молодежи трудолюбия - личностного качества, характеризующегося:
1) потребностью в созидательно-трудовой деятельности, здоровыми социальными и личностными мотивами;
2) пониманием пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственной благотворности;
3) наличием трудовых умений и навыков и их постоянным совершенствованием;
4) проявлением волевых усилий в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
В современной России нарушено соотношение меры труда и потребления, наблюдается бедность широких социальных слоев населения. Эти и другие факторы привели к обесцениванию труда как духовно-нравственной категории. Растет молодое поколение, прагматически относящееся к необходимости трудовых усилий.
Проект «Стимул» предполагает привлечение молодого человека к разнообразной трудовой деятельности в зависимости от его возрастных и личностных возможностей: от простейшей работы по самообслуживанию, заботы о чистоте помещения до интеллектуальной проектной работы.
Обязательным условием поддержки трудовой инициативы в рамках данного проекта является ее социально значимый характер. Проект предполагает мобилизацию детской и молодежной трудовой инициативы (как отдельной личности, так и организованных детско-молодежных групп) на общественные, социально значимые интересы.
Решения не преподносятся в готовом виде взрослыми, дети сами учатся проявлять инициативу и творчество, самостоятельно определяют, кому нужна их помощь, кто нуждается в защите, имеют стремление улучшить жизнь людей.
Трудовая деятельность позволяет участникам увидеть, что их работа приносит реальную пользу людям. Это ведет к изменению мотивационной сферы, воспитанию потребности в общественной деятельности, сознательной дисциплины труда, выработке умения планировать свое время и к творческому подходу в решении жизненных ситуаций. Благодаря этому подросток, молодой человек получает возможность пройти путь от простого приобщения к реализуемым трудовым инициативам до социального творчества и организации практических дел и мероприятий, самостоятельной разработке и внедрению проектов, существенно меняющих отношения и образ жизни, ценностные ориентации и мотивацию своей жизни и жизни окружающих его людей.
Цель проекта:
Организация труда подростков, достигших четырнадцатилетнего возраста, в свободное от учебы время для получения ими профессиональных умений и навыков, создание условий для самореализации учащихся, формирование потребностей в общественно-полезном труде, сохранение мотивации к труду через организацию общественных работ.
Задачи проекта:
Выполнение хозяйственных и подсобных работ в школе.
Личностная самореализация в труде.
Осознание труда, как социально значимого процесса и источника благосостояния.
Вовлечение подростков в социально значимую деятельность.
Предупреждение правонарушений среди подростков.
Приобщение учащихся к трудовой деятельности.
Закрепление трудовых навыков.
социальная адаптации несовершеннолетних граждан во временном трудовом коллективе.
формирование ответственности за качественное выполнение определенного объема работ.
предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода).
Содержание и механизм реализации проекта
Организационный блок
Производственный блок
Досуговый блок
организационный
- заключение
- знакомство с миром
период
индивидуальных
Профессий.
- прием учащихся.
трудовых договоров.
- праздник первого рабочего дня.
- определение
- проведение
- вечер «Давайте познакомимся!»
распорядка дня.
инструктажа по технике
- выбор детского органа
безопасности.
самоуправления.
- знакомство с рабочим
- знакомство с основами
местом.
трудового
- оформление приказов
законодательства.
о приеме на работу.
- проведение встреч с
- оформление полисов
подростками и их
пенсионного
родителями с целью
страхования.
Ознакомления.
- формирование
списочного состава
бригад.
рабочий период
- выполнение
- создание
- знакомство с
индивидуальных и
мультимедийного
проблемами и
групповых
проекта о трудовой
трудностями работы.
производственных
смене.
- встречи подростков с
задач.
- художественное
основными
- организация
оформление дневника
социальными
групповых и
трудовой бригады.
партнерами.
индивидуальных соревнований
заключительный период
- подведение итогов
- вручение
- подведение итогов трудовой деятельности
соревнования.
благодарственных
- обсуждение с
писем участникам
подростками итогов
проекта и социальным
трудовой смены.
партнерам.
- оформление приказов
О прекращении
трудового договора с
работником.
- получение заработной платы.
Организационная структура проекта
Функциональные обязанности участников проекта
Положение о работе трудовых бригад
1. Трудовая бригада - это добровольное объединение учащихся в возрасте с 14 до 18 лет, организованное на базе общеобразовательного учреждения, с целью организации временного трудоустройства и решения социальных проблем города посредством трудового вклада подростков.
2. Трудовая бригада в своей деятельности руководствуется трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.
3. Деятельность трудовой бригады направлена на решение следующих задач:
- приобщение подростков к труду посредством участия их в благоустройстве города;
- решение проблемы занятости и трудоустройства в каникулярное время;
- предотвращение формирования у несовершеннолетних модели социально опасного поведения.
4. Необходимое оборудование:
инструмент, необходимый для хозяйственных работ (метлы, лопаты, грабли, лейки, перчатки, мешки. )
инструмент, необходимый для ремонта книг (скотч, клей, ножницы, линейка, карандаш, бумага.)
инструмент для ремонта мебели (молоток, отвертка).
5. Сроки работы: 10 дней, 21 день (каникулярный период)
6. Количество участников: 20 человек - максимально, 10 – минимально.
7. Участники: несовершеннолетние подростки, достигшие 14 летнего возраста, учащиеся 8 -10 классов.
- не имеющие медицинских противопоказаний для трудоустройства;
- добровольно изъявившие желание работать в трудовой бригаде , признающие настоящее Положение;
- прошедшие инструктаж по технике безопасности.
8. Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются несовершеннолетние:
- из числа сирот и оставшихся без попечения родителей;
- из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей;
- состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
9. Зачисление в трудовую бригаду происходит на основании личного заявления учащегося на имя руководителя базового учреждения и оформляется приказом директора.
10. Руководитель трудовой бригады: из числа педагогов МОУСОШ № 48. Каждая бригада имеет постоянного или сменного руководителя.
11. Форма работы: групповая (в бригадах по 10 – 12 человек)
Сроки занятости: максимально -1 месяц, минимально – 3 недели.
12. Порядок приема на работу, условия труда для участников трудовой бригады устанавливаются в соответствии с договором, настоящим Положением и действующим законодательством о РФ.
13. Создание здоровых и безопасных условий труда и быта членов бригады обеспечивают администрация базового учреждения, руководитель трудовой бригады в соответствии с действующим законодательством, действующими правилами и нормами по охране труда, санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
14. Контроль за работой возлагается на руководителя бригады.
Руководитель бригады отвечает за жизнь и здоровье детей, следит за соблюдением режима труда и отдыха, правил техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда и быта.
15. Контроль за организацией трудовых бригад возлагается на директора школы.
16. Перечень видов работ:
1. Благоустройство и озеленение городских территорий:
очистка газонов, цветников;
перекопка почвы, посадка, прополка;
уход за посадками, цветниками;
обрезка кустарников, скашивание травы, уборка поросли;
озеленение парков, зон отдыха, скверов;
благоустройство дворовых территорий;
побелка бордюрных блоков;
2. Мелкий ремонт малых архитектурных форм (скамеек, грибков, песочниц), цоколей жилых домов; мелкий ремонт мебели.
3. Уборка тротуаров.
4. Подсобные работы при ремонте учебных заведений, детских дошкольных учреждений, спортплощадок, лагерей дневного пребывания детей, ремонт мебели, изготовление стендов, обновление школьных учебников.
5. Работы социального характера:
помощь в уходе за детьми.
17. Виды профессий:
помощник дворника;
помощник библиотекаря;
помощник рабочего по обслуживанию здания;
вожатый.
Сроки и этапы реализации проекта.
1 этап -2011 год.
2 этап -2011-2013 годы
3 этап – 2011 – 2014 годы
Организационный
Реализация трудового процесса
Отслеживание, анализ, коррекция.
1 – организационный этап / 2011 года/ - проведение анкетирования, формирование у учащихся мотивации к работе в проекте, планирование работы, определение контингента участников, подбор кадров.
2 – реализация трудового процесса / 2011 – 2013 годы/ - составление проекта летней занятости учащихся, реализация.
3 – подведение итогов /2011 – 2014 годы / - анализ эффективности реализации проекта.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
№
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Ответственный за исполнение
Форма контроля
Ожидаемый результат
1
Подготовка нормативно – правовой базы
Разработка положения о работе трудовых бригад.
Разработать и заключить договор с центром занятости, комитетом по труду, администрацией Приокского района.
Разработать должностные обязанности работников.
Разработать и заключить трудовой договор с каждым работником.
Руководитель трудовой бригады
Руководитель трудовой бригады
Руководитель трудовой бригады
Руководитель трудовой бригады
Обсуждение на совещание при директоре
Обсуждение на совещание при директоре
Обсуждение на совещание при директоре
Обсуждение на совещание при директоре
Создание трудовых бригад
Создание единого пространства
Создание должностных обязанностей
Защита прав подростков
2
Ремонтная деятельность
Мелкий ремонт мебели (парты, стулья, книжные полки)
Работники трудовой бригады
Индивидуальный контроль.
Отремонтированная мебель, коллективные творческие дела
3
Озеленение
Посадка цветов на клумбы
Разведение комнатных цветов
Обрезка кустарников
Ландшафтный дизайн школьного двора
Уход за цветами (полив, прополка, рыхление, удобрение)
Посадка саженцев, кустарников
Создание зимнего сада
Озеленение микрорайона «Караваиха»
Работники трудовой бригады
Индивидуальный контроль
Самореализация подростков, озеленение школы, микрорайона
4
Благоустройство
Покраска школьного забора
Вырубка старых кустарников
Уборка мусора
Уборка территории
Установка урн для мусора
Благоустройство микрорайона «Караваиха»
Работники трудовой бригады
Индивидуальный контроль
Включение в реальные социально -значимые отношения,
5
Библиотечная деятельность
Ремонт книг в школьной библиотеке
Архивирование библиотечной литературы
Обработка литературы
Создание картотеки статей периодической печати
Работники трудовой бригады
Индивидуальный контроль
Эффективная деятельность библиотеки
6
Педагогическая деятельность
Помощь педагогам в оздоровительном школьном лагере в работе с детьми
Совместное участие в мероприятиях
Проведение конкурсов, викторин, игр, праздников, экскурсий
Трудовой десант
Оформительская деятельность
Разработка методических материалов
Диагностическая деятельность
Работники трудовой бригады
Индивидуальный контроль
Эффективность воспитательного процесса, самореализация подростков, привлечение волонтеров
Оценка социально-экономической эффективности проекта.
1. Выполнение проектных мероприятий позволит:
снизить уровень правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних;
увеличить охват несовершеннолетних профилактическими мероприятиями;
увеличить занятость несовершеннолетних;
способствовать приобщению несовершеннолетних граждан к труду и
приобретению определенных профессиональных навыков;
поможет подросткам решить вопросы приобретения элементарных вещей, обрести состоятельность, самоуважение и самоутверждение,
обрести финансовую независимость от родителей.
Ожидаемые результаты.
Частичная занятость учащихся в каникулярный период.
Материальная поддержка учащихся.
Приобретение учащимися трудовых навыков и умений.
Самореализация учащихся.
Повышение самооценки учащихся.
Приобретение учащимися коммуникативных способностей.
Развитие у учащихся чувства ответственности за совершенные действия.
Смета расходов на реализацию проекта
Содержание
Стоимость
Оплата труда учащихся
бюджет
центр занятости населения (материальная поддержка)
Оплата труда руководителя трудовой бригады
бюджет
Канцтовары
школьный бюджет
Дипломы, грамоты, благодарственные письма
школьный бюджет
Материалы для работы (краска, посадочный материал, рабочий инструмент, перчатки)
внебюджет
Фото для оформления дневника
школьный бюджет
Вводная диагностика
Показатель.
Задачи
Метод изучения
Создание атмосферы творческого труда
Тест «Эмоционального благополучия Т.В. Воробьевой»
Включение подростков в общественно- значимую деятельность
Тест «Групповая сплоченность;
Отзывы от социальных партнеров и жителей микрорайона «Караваиха»
Профессиональное самоопределение
«Опросник профессиональных склонностей» Д.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной)
Список литературы
1. Аверичев, Ю.П. Организация трудового обучения и воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1976. - 68 с.
2. Аксенов, Д.Е. О трудовом воспитании. - М.: Просвещение, 1982. - 336 с
3. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан.- СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
4. Иванов, И. Трудовое воспитание в коллективных творческих делах// Воспитание школьников. 1989. №2. - 38-48 с.
5. Краевский, В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003. - 256 с.
6. Чернышенко, И.Д. Трудовое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
13PAGE 15
13PAGE 141915
Администрация Приокского района
г. Н.Новгорода -
выступает социальным заказчиком
ДУК -
предоставляет объект, инструмент,
материалы
Центр занятости населения Приокского района
г. Н. Новгорода - предоставляет материальную поддержку
Комитет по труду - осуществляет регулирование в сфере труда, содействует занятости населения
трудовая бригада МОУ СОШ № 48
Специалисты РУО и СПЗД Приокского района г. Н. Новгорода – координируют деятельность
Пенсионный фонд Приокского района г. Н. Новгорода – оформляет страховое свидетельство
Директор школы: контроль и руководство, проведение вводного инструктажа, заключение индивидуальных трудовых договоров, прием на работу, увольнение, создает безопасные условия работы.
Руководитель трудовой бригады: гарантирует реализацию проекта и соблюдение техники безопасности, отвечает за организационный и производственный блок проекта, обеспечивает реализацию досуга,
несет ответственность за жизнь и здоровье подростков, оформляет документацию.
Школьный врач: следит за соблюдением санитарно – гигиенических требований, прохождением медицинского осмотра, оформляет допуск к работе.
Орган детского самоуправления: привлекает подростков к решению производственных задач, ежедневному планированию и подведению итогов, организует производственные соревнования, разрабатывает символику,
15