Формирование здорового образа жизни посредством занятиями туризма
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МКУ ДО « ДДТ»
«Формирование здорового образа жизни
посредством занятиями туризмом»
Руководитель: Манджиева Гилян Петровна,
методист, МКУ ДО « ДДТ»,
РК,Черноземельский р-н, п.Комсомольский,
ул.В.Г.Чумудова,32, индекс: 359240,т-89276455016
п.Комсомольский,2015г.
Оглавление
Введение...........................................................................................3-4 стр.
I. Туризм как основа формирования здорового образа жизни.
1.1.Понятие "здорового образа жизни".....................................5-6стр.
1.2. Понятие туризма...................................................................6 стр.
II. Обоснование необходимости работы по данному направлению.
2.1."Без здоровых детей у страны нет будущего".....................6-8стр
2.2. Туризм занимает важное место в учебно - воспитательной работе ДДТ.
...........................................................................................9-10стр
III. Описание опыта. Работа туристского объединения как средство развития
физических качеств воспитанников и формирования навыков здорового
образа жизни...................................................................................10-11стр
IV. Заключение.......................................................................................12стр.
V. Список литературы............................................................................13стр
Приложения............................................................................................ 14-19стр.
Введение
« Посеешь привычку - пожнешь характер,
посеешь характер – пожнешь судьбу».
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами он должен отвечать по крайней мере одному требованию: быть здоровым. Обычно молодые люди не склонны, всерьёз, задумываться о здоровье даже когда они вдруг заболевают. Да в молодости всякие неприятности, в их числе и болезни воспринимаются «вдруг» - как нечто внезапное и не заслуженное. Но в том то, к сожалению и дело, что большинство болезней именно заслуженны. А первые шаги делаются нередко в самом цветущем возрасте. Когда перестают дружить со спортом и физкультурой, приобщаются к дурным привычкам. А здоровье-то, как и честь, нужно беречь смолоду.
Одной из причин этого многие считают развитие компьютерной техники, телефонов, интернета, загрязнение окружающей среды и т.д. Да, они в какой-то степени правы.
На сегодняшний день главной отдушиной в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится экранный мир. Многочасовое сидение у экранов телевизоров, работа с компьютером приводит к росту заболевания глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многочисленные невротические, сердечно-сосудистые заболевания. Острой и требующей срочного решения является проблема низкой физической подготовки учащихся: около 60% юношей допризывного и призывного возраста не выполняют нормативов по физической подготовке.
Но все же главной причиной является не понимание этого, а то, что 50 % здоровья зависит от нашего образа жизни. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 25% - от окружающей среды, на 16 20% - от наследственности и на 10 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.
Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.
В связи с эти, моя главная цель: выявить эффективность влияния туристско-краеведческой работы на формирование здорового образа жизни.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «Здоровый образ жизни», «Туризм»;- изучить влияние занятия туризмом на общий уровень здоровья и физических
способностей учащихся;
- определить основные качества, способствующие формированию здорового образа
жизни;- выявить способности и интерес у детей к активному туризму.
Методы исследования:
- наблюдение, сбор материалов.
- сравнение;
- анализ материалов содержащих данные о детском туризме и данных,
собранных о воспитанниках;
- вывод.
Объект исследования - процесс формирования ЗОЖ с помощью занятий туризмом
Предмет исследования - применение туристско - краеведческой работы способствует
формированию ЗОЖ у воспитанников ДДТ.
Актуальность - Здоровье детей – это проблема общества в целом.
Новизна работы состоит в том, что в нашем районе мы – первые, кто стал работать над проблемой здорового образа жизни посредством занятиями туризма.
I.Туризм как основа формирования здорового образа жизни.
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе ДДТ, в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека и является средством формированию здорового образа жизни. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха на природе. В туристских походах обучающиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и д.р.
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию ответственности за свои поступки, дисциплинированности, высоких нравственных качеств личности:, взаимовыручка, чуткость и внимание к товарищам. Туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм воспитанника.
Предполагаемые результаты:
1)снижение уровня детской заболеваемости.
2)повышение заинтересованности воспитанников, родителей, педагогов в формировании здорового образа жизни.
3)приобщение к физической культуре и туризму.
4)полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
5)приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
6)овладение навыками туристических и краеведческих должностей.
7)результаты побед на республиканских туристских слетах
8)полученные детьми знания о туризме, и природе родного края позволяют найти способы укрепления и сохранения здоровья.
1.1. Понятие «здоровый образ жизни»
Определяющими понятиями обозначенной нами проблемы являются «здоровый образ жизни» и «туризм». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет понятие «здоровье» как состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом основным критерием оценки состояния здоровья является уровень способности человека приспосабливаться к окружающему миру. Имеется в виду не только приспособление к вредным факторам окружающей среды (устранение или изоляция), но и социальная адаптация человека в обществе себе подобных.
«Образ жизни» это философско-социологическое понятие, охватывающее совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни. Данное понятие позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей: труд, быт, культуру, политическую жизнь и др.
Термином «здоровье» определяют так же количество резервов в организме человека, максимальную, производительность органов при сохранении качественных пределов их функций. Одними из главных факторов риска, объясняющих рост заболеваемости населения и сокращения средней продолжительности жизни людей, является гиподинамия в сочетании с неблагоприятной экономической средой.
1.2.Понятие туризма.
Термин «туризм» впервые встречается в английских источниках начала XIX в. и обозначает экскурсию или путешествие, которое заканчивается возвращением к месту начала путешествия.
Под школьным туризмом понимают туристско-краеведческую деятельность обучающихся, выходящую за рамки учебных программ и организуемую школой и школьными учреждениями в целях обеспечения педагогически целесообразного использования их во внеурочном времени.
Следует отметить, что ни одно из представленных определений не отвечает на вопрос: что такое туризм - средство, форма или метод? Более полным представляется определение А.А. Остапца, который видит в детско-юношеском туризме «средство гармонического развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности».
Туристские походы школьников - это массовая внеклассная форма работы обучающихся во всестороннем изучении родного края, решающая воспитательные, познавательные, оздоровительные задачи.
II. Обоснование необходимости работы по данному направлению
2.1.«Без здоровых детей у страны нет будущего».
Эта проблема актуальна для воспитанников МКОУ ДОД «Черноземельский ДДТ». К сожалению, выше указанные негативные факты о состоянии здоровья детей, отражаются и на уровне здоровья воспитанников нашего Дома Творчества. По итогам медосмотра воспитанников в 2015 году из 435 воспитанников ДДТ выявлено с отклонения в состоянии здоровья составляет у 73% воспитанников.
А ведь всего пару десятков лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так или иначе, занимался спортивным туризмом, а дети, говоря о туризме, подразумевали палатку, спальник и песни у костра. Слово "туризм" сегодня обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все реже, а дети городов все чаще уходят не вглубь лесов, а в пучину социальных сетей, к виртуальным кострам. Результаты исследований свидетельствуют о том, что сложившаяся в предшествующие годы тенденция ухудшения состояния здоровья воспитанников приняла устойчивый характер. В результате анализа медицинских карт было установлено, что у большинства детей было выявлено нарушение зрения, на втором месте - нарушение осанки, на третьей месте - наличие хронических заболеваний и совсем мало детей, признаны совершенно здоровыми. Данная ситуация обусловлена ухудшением социально-экономической и экологической обстановки, обострением проблем рационального питания, наследственностью, перегруженностью детей. Результаты исследования показали, что дети много времени проводят за компьютером, возле телевизора, ведут малоподвижный образ жизни. Ухудшения здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У воспитанников и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни. Дети начинают курить, употреблять спиртные напитки.
Конечно, хочется, чтобы дети были заняты интересным для них делом. Ноиз - за школьных нагрузок, дети не могут посещать ДДТ. Хотя в школе всегда есть некоторое количество детей, которые имеют особый, повышенный интерес к туризму, и для которых он при определенных условиях может стать деятельным увлечением, способным заполнить большую часть их досугового времени. ДДТ не оставил без внимания и этих детей, удовлетворило их особый интерес к туризму – создало для них объединение "Турист - краевед". У воспитанников и у педагогов отношение к туризму различное, но не противоречит одно другому. Для детей туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие и формирование ЗОЖ
Как воспитать закаленного человека, сильного, здорового? Современный подход к оценке здоровья человека складывается из трех составляющих: физиологического здоровья, физического и психологического. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа во время туристских мероприятий. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в деловой обстановке учебного процесса. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в группу.
В непосредственном контакте с природой, совместно преодолевая небольшие, но трудности, происходит физическая и духовная закалка ребят. Они учатся жить и работать в коллективе, самостоятельно решать возникающие проблемы. Учатся проявлять инициативу и, что гораздо труднее, подчинять свои интересы интересам коллектива
Положительные свойства туризма заключаются в следующем:
1. Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию
навыков и культуры ЗОЖ.
2.Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной
позиции молодого человека.
3.Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного
отдыха человека на природе. В туристских походах воспитанники закаляют свой
организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические
качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на
местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.
4.Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных
качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и
дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости,
стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских
качеств.
5.Туризм помогает занять детей, отвлекая от вредных привычек (курения,
наркомании).
2.2 Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе ДДТ.
Туризм – это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности. Ходить не вредно, вредно не ходить. Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе. Большинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15-20 километров а по обычной проселочной дороге для них непосильная задача. Высокий ритм современной жизни требует, чтобы человек мог выдерживать длительные нагрузки эмоциональные и физические.
Поход воспитывает волю и терпение, готовит человека к трудностям, неудобствам. Туристические походы устраняют как минимум два из пяти выделенных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, гиподинамию и ожирения. Настоящее здоровье достигается через постепенное привыкание организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании.
Занимаясь туризмом воспитанник получает специальные знания по медицине, физиологии. гигиене, необходимые для профилактики заболеваний, травматизма, оказания первой доврачебной помощи, информацию о методах саморегуляции во время физических нагрузок. Постепенно у воспитанника формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию
Активный туризм – это спорт на чистом воздухе, это возможность дать детям интересное, объединяющее дело, закалить тело и дух, обрести друзей и уверенность в собственных силах. Все виды активного туризма вырабатывают чувство товарищества, понимания необходимости заботиться не только своем здоровье но и о тех, кто рядом.
Наша молодежь не имеет культуры безопасного поведения на отдыхе в лесу, на природе, нет практических навыков поведения в экстремальных условиях . Ведь турист обладает и многими другими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро отремонтировать одежду и обувь.
Участие в походах и экскурсиях расширяют кругозор ребят, знакомит их природой , воспитывает любовь к родному краю. В любую погоду, находясь среди природы, постигая какие-то ее тайны, у детей развивается чувство ответственности за ее состояние, понимание необходимости бережного отношения ко всем видам и формам живой и неживой природы, возникает потребность быть активным ее защитником. А пребывание на свежем воздухе, соблюдение четкого режима и постоянная спортивная тренировка физически закаляет ребят.
Туризм и здоровье неотделимы. Известно выражение: «В здоровом теле - здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа - здоровое тело». Туризм помогает гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Очень важно сегодня убедить и научить подрастающее поколение использовать свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья
В целом самодеятельный туризм дает детям:
- радостные переживания (эмоциональность);
-любопытную, полезную информацию (познавательность);
-укрепление здоровья;
-физическое развитие;
-яркие впечатления (восприятие);
-разного рода полезные умения, навыки.
III. Описание опыта.
Работа туристского объединения как средство развития физических качеств воспитанников и формирования навыков здорового образа жизни.
В нашем Доме детского творчества комплексно решать воспитательные и оздоровительные проблемы помогает туристско - краеведческая деятельность.
С целью моей работы на начальном этапе было провести анкетирование среди воспитанников ДДТ "Определения роли туризма в жизни воспитанника»
(Приложение № 1)
Анкетирование показало, что:
- любят заниматься туризмом воспитанники объединения «Турист – краевед» -100%,
остальные воспитанники - 75 %;
- в однодневные походы с педагогами сходили -80% воспитанников;
- воспитанники ДДТ желают быть здоровыми - 98%.
В ходе работы была проанализирована система работы ДДТ по формированию ЗОЖ у воспитанников (анализ программы «Здоровье», рейд по проверке «Уголков здоровья», изучение информационной работы в ДДТ по пропаганде ЗОЖ).
Система представлена в схеме 1(Приложение №2)
Один из компонентов в системе здорового образа жизни – это занятия спортом,
туризмом.
Я руковожу объединением " Турист - краевед" с 2003 года. В ДДТ функционирует 2 группы по возрасту: 6-8классы, 9-11классы. В каждой группе по 15 человек, которые занимаются туризмом и участвуют в подготовке к соревнованиям. На занятиях мы обучаемся навыкам тактики и техники пешеходного туризма, бережному отношению к природе родного края, формированию ЗОЖ посредством туристической деятельности. Тренировочный процесс помогает нам стать сильнее и выносливее физически.
Работа в нашем объединение осуществляется в следующих направлениях:
1. направление "Родной край": топографическая подготовка, ориентирование по местным признакам, доврачебная помощь пострадавшим, знание ядовитых, пищевых, лекарственных растений района.
2. направление "Школа выживания": обучение способам выживания в экстремальных ситуациях, построение укрытий, виды костров, подача сигналов бедствия, определение сторон горизонта по местным признакам, кипячение воды, туристские узлы.
Участие в республиканских соревнованиях способствуют развитию мотивации к тренировочному процессу, заставляют нас работать над собой, над собственным развитием. Только соревнования дают нам ощутить "вкус победы",а значит испытать радость от занятий. Доказательством наших достижений являются призовые места в республиканских туристских соревнованиях:
-«Школа безопасности» - 3место(2012г.);
-«Школа безопасности -2012» в закрытых помещениях(2012г);
- 34 туристские соревнования – 2 место (2012г);
-8 респуб.соревнования «Школа безопасности»- 1место (2013г);
-37 туристские соревнования – 2 место.(2015г)
(Приложения №3 -4)
Выводы:
воспитанники туристского объединения учатся азам выживания в экстремальных ситуациях;
совершенствуют навыки техники и тактики пешеходного туризма;
формируют основы здорового образа жизни.
IV. Заключение
В своей работе я обосновала потребность в здоровом образе жизни и его формирование средствами туризма.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то можно надеяться, что наше будущее поколение будет более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно , но и физически.
Туризм прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Нам не страшно промочить ноги, мы не боимся простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Эффект туризма переоценить невозможно. Постепенно у воспитанников формируется отношение к собственному здоровью, как к ценности, и развивается положительная мотивация к физическому саморазвитию.
За все года я убедилась в том, что детско - юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих всестороннему развитию личности, формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения.
V.Список литературы
1.Постановление Правительства РФ от 26.02.99г. №177 о Федеральной программе "Развитие туризма в Российской Федерации".
2.Бардин К.Б.Азбука туризма.-М.,1988г.
3.Биржаков М.Б. Введение в туризм.М- С-ПБ,2001
4.Ильина Е.И. Основы туристской деятельности.,-М, 2000
Приложение№1 .
Анкета: для воспитанников ДДТ
«Определение роли туризма в жизни воспитанника»
Я считаю, что здоровый образ жизни – это__________________
Главный признак здорового образа жизни – это_________________
Здоровье для меня является:
А) целью
Б) средством
Объясните , почему?
4.Считаете ли Вы, что здоровый образ необходим?
А) да В)затрудняюсь ответить В) нет
5. Любите ли вы заниматься туризмом?
Да Нет
Что для Вас значит «заниматься туризмом»?
____________________________________________________
7.Ходили ли ВЫ в однодневные походы с педагогом?
____________________________________________________________
8. Участвовали ли Вы в турслётах?
____________________________________________________________
Приложение №2.
Схема 1. Система работы в ДДТ
Приложение№3. Наши достижения
Приложение№4. Наши победы!
Турслет 2012г - 2 место
"Школа безопасности" 2012- 2 место -младшая группа, 3 место - старшая группа
"Школа безопасности" 2013г - 1 место
Турслет 2015г.-2место.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
Здоровый отдых
Спорт
Туризм
Положительные эмоции
Личная гигиена
Отсутствие вредных привычек
Рациональное питание
Рисунок 69Рисунок 72Рисунок 80Рисунок 55C:\Users\15\Desktop\Новая папка (5)\IMG_0018.jpgРисунок 3C:\Users\15\Pictures\Новая папка\9.JPG15