Рабочая программа школы раннего развития «Филиппок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением
отдельных предметов» г.Воркуты
РАССМОТРЕНА
школьным методическим объединением
учителей начальных классов
Протокол № 5
от «23» мая 2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № с УИОП» г.Воркуты
Герт М. Б.
«31» августа 2014 г.
Рабочая программа
школы раннего развития «Филиппок»
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;
Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г.Москва;
Программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научные рук. Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ
Составители: Иванова Венера Александровна,
Жураховская Ольга Юрьевна,
учителя начальных классов
Воркута
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа школы раннего развития «Филиппок» составлена на основе:- Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации";- Письма Министерства общего и среднего образования РФ «О подготовке детей к школе» от 22 июля 1997 г. № 990/14-15;
- Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» от 15.08.2013 № 706 г.Москва;
- Программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) научные
рук. Н. А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А.Дядюнова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Цель программы:
Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности, целостности, системности.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Школа раннего развития» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
сохранение и укрепление здоровья;
развитие личностных качеств;
формирование ценностных установок и ориентаций;
развитие творческой активности;
формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие коммуникативных умений;
развитие умений действовать по правилам.
Основные положения программы:
-подготовка к школе носит развивающий характер;
-не допускает дублирования программ первого класса;
-помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
-обеспечивает формирование ценностных установок;
-ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
-обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
-организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
-готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
-инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Порядок организации работы школы раннего развития:
группы формируются из детей 5 -6,5-летнего возраста;
продолжительность занятий в группах дошкольной подготовки – 20-30 минут;
наполняемость групп от 16 до 20 человек;
форма проведения занятий – игровая, двигательная;
начало занятий – 1я неделя октября;
окончание занятий – 4я неделя апреля;
режим занятий: 1 раз в неделю – 4 занятия по 30 минут с перерывами на отдых 10-15 минут;
график занятий: суббота с 13-10 до 15-45
В зависимости от количества заказчиков данной услуги формируются 2 или 3 группы детей. На учебный год планируется укомплектовать 3 группы дошкольного обучения по 20 – 25 человек в каждой, общей численностью 60 - 70 человек. С родителями дошкольников заключается договор о предоставлении услуг ОУ.
Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий. Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно. Занятия проводятся с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе».
Учебно-методический комплект «Преемственность»
В программе «Преемственность» дошкольное и начальное образование рассматриваются в системе непрерывного образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.
Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой)
Н. А. Федосова. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2012.
Федосова Н.А. и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов./ - М.: Просвещение, 2012.
Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.: Просвещение, 2013
Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012.
Шпикалова Т.Я. Волшебный мир народного творчества: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012.
Примерное распределение занятий за год
Название раздела Количество занятий
«Обучение грамоте и развитие речи» 28
«Подготовка к обучению письму» 28
«Развитие математических способностей» 28
«Физическое воспитание» 7
«Искусство и культура» 14
«Английский язык» 7
Результаты освоения программы
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты:
Ребенок научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
Ребенок получит возможность научиться:
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
Модель выпускника школы раннего развития
Физическая готовность. В совершенстве владеет своим телом, различными видами движений; имеет представление о своем физическом облике и здоровье; владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Мотивационная готовность к школе. У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Происходят качественные изменения в психической сфере: от позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Эмоционально-волевая готовность. У ребенка должны быть развиты следующие качества: эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самооценка, свобода поведения.
Интеллектуальная готовность - ребенок способен к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию; группирует предметы на основе их общих признаков; проявляет осведомленность в разных сферах жизни.
Социальный интеллект (социальная зрелость) – ребенок понимает разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выражает свое отношение к ним; выбирает соответствующую линию поведения; умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника; учитывает желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками.