Рабочая программа школы раннего развития «Математика для дошкольников »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением
отдельных предметов» г.Воркуты
РАССМОТРЕНА
школьным методическим объединением
учителей начальных классов
Протокол № 5
от «23» мая 2014 г. УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № с УИОП» г.Воркуты
Герт М. Б.
«31» августа 2014 г.
Рабочая программа школы раннего развития
«Математика для дошкольников »
срок реализации программы: 1 год
Программа составлена на основе
Программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Составители: Иванова Венера Александровна,
Жураховская Ольга Юрьевеа,
учителя начальных классов
Воркута
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа школы раннего развития по математике для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы С.И Волковой «Математические ступеньки», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.
Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
формирование простейших математических представлений;
введение в активную речь простейших математических терминов;
развитие у детей основ конструирования;
развитие логических способностей;
развитие зрительной и слуховой памяти;
формирование образного мышления;
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
формирование творческой активности детей.
Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения.
Многие задания даются в игровой форме, включая в себя элементы соревнования.
На занятиях используются загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания.
На изучение каждой темы отводится количество занятий, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала.
Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам проводятся по образцу.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.д.
Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения.
Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью.
Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к изучению математики в школе.
Содержание программы «Математика для дошкольников».
1. Количество и счет.
На занятиях по этой теме дети знакомятся с числами от 0 до 10.
Дошкольники считают в пределах 10, используя порядковые числительные (первый, второй).
Учатся сопоставлять число, цифру и количество предметов от 1 до 10.
Сравнивают числа – соседи.
Знакомятся с понятиями: больше, меньше, одинаковое количество.
Преобразуют неравенство в равенство и наоборот.
Дети узнают основные математические знаки +, -, =; учатся их писать и применять при решении примеров и задач.
Правильно читать записанные примеры, равенства, неравенства.
Придумывают задачи по рисункам, решают их с опорой на наглядный материал.
Учатся составлять число из двух меньших (состав числа) в пределах первого десятка.
Решают задания творческого характера.
2. Величина.
Дети учатся сопоставлять предметы по различным признакам. Активно используют в своей речи слова: большой, маленький, больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; толще, тоньше, одинаковые по толщине; легче, тяжелее, одинаковые по весу; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету.Учатся сравнивать предметы, используя методы наложения, прием попарного сравнения, и выделять предмет из группы предметов по 2 – 3 признакам.
Находят в группе предметов «лишний» предмет.
Кроме того у детей развивается глазомер (сравнение предметов на глаз).
3. Ориентировка в пространстве.
Дети определяют положение предметов в пространстве (слева, справа, вверху, внизу); направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении. Усваивают понятия: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом.
Дошкольники учатся определять свое положение среди окружающих предметов. Усваивают понятия: внутри, вне, используя предлоги: в, на, над, под, за, перед, между, от, к, через.Дети учатся ориентироваться на листе бумаги, в строчке и в столбике клеток.
4. Ориентировка во времени.
Дети знакомятся с понятиями: год, месяц, день недели, время года, время суток. Знакомятся с весенними, летними, осенними, зимними месяцами.
Учатся определять, какой день недели был вчера, позавчера, какой сегодня, какой будет завтра и послезавтра.
Используют в речи понятия: долго, дольше, скоро, скорее, потом, быстро, медленно, давно.5. Геометрические фигуры
Дети знакомятся с такими геометрическими фигурами, как треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, многоугольник. Показывают и называют стороны, углы, вершины фигур. Сравнивают фигуры, чертят геометрические фигуры в тетради.
Дети классифицируют фигуры по 1 – 3 признакам (форма, размер, цвет).
6. Графические работы.
Дети учатся штриховать и раскрашивать. Они рисуют точки, узоры, чертят прямые и наклонные палочки, кривые и ломаные линии в тетрадях в клеточку (0,7 см).
Выполняют графические диктанты. Срисовывают различные предметы по клеточкам и точкам и дорисовывают недостающие части предметов.
7. Конструирование.
Дети, используя счетные палочки, складывают геометрические фигуры, цифры, буквы, предметы, картинки.8. Логические задачи.
Дошкольники находят логические связи и закономерности.
Выделяют в группе предметов «лишний» предмет, не подходящий по 1 – 3 признакам.
Продолжают логический ряд предметов.
Группируют предметы по 1 – 3 признакам.
На занятиях развивается воображение ребенка (дорисуй рисунок, найди и исправь ошибку художника).
Дети собирают головоломки.
На занятиях используются загадки математического содержания, задачи – шутки, ребусы.
Планируемые результаты.
Дети должны знать:
числа от 0 до 10 и их графическое изображение;
порядковый счет в пределах 10;
состав числа первого десятка;
предшествующее число, последующее, числа – соседи;
понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко; геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник.
вершины, стороны, углы фигур;
основные цвета и их оттенки;
название сторон и углов клетки;
строчку и столбик в тетради в клетку;
временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
название дней недели;
название месяцев и времен года;
знаки +, -, = и правильно их использовать;
направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.Литература
1. Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012.
2.«Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом комплексной программы «Детский сад 2100»
3..Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для детей 4-7 лет. – М.: Баласс, 2007.
4. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1985.
5. Симановский А.Э Развитие творческого мышления детей. – Ярославль «Академия развития», 1997.
Календарно- тематическое планирование занятий
по математике
(28 часов - 1 час в неделю)
№ Тема занятия Дата
Пространственные и временные представления. Подготовка к изучению числа.
1 Уточнение пространственных представлений (вверху, внизу, между, слева, справа) 2 Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру: большой – маленький, больше – меньше. 3 Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий, выше – ниже. 4 Ориентация на плоскости: слева, справа. 5 Длина. Длиннее – короче. 6 Сравнение групп предметов по количеству: больше, меньше, столько же. 7 Закрепление пройденного материала. 8 Круг. Многоугольники: треугольник, четырехугольник. 9 Прямоугольник, квадрат. 10 Сравнение групп предметов по количеству: позже, раньше. 11 Сравнение объектов по массе: легкий – тяжелый, легче – тяжелее. 12 Закрепление пройденного материала. Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание чисел.
13 Число и цифра 1. Понятия «один – много». 14 Число и цифра 2. Понятие «пара». 15 Число и цифра 3. Состав числа 3. 16 Число и цифра 4. Состав числа 4. 17 Число и цифра 0. 18 Число и цифра 5. Состав числа 5. 19 Понятие «равенство». Знак «=». 20 Действие «сложение». Конкретный смысл действия «сложение». Знак действия «сложения» +. 21 Действие «вычитание». Конкретный смысл действия «вычитание». Знак действия «вычитания» -.22 Закрепление пройденного материала. 23 Число и цифра 6. 24 Число и цифра 7. 25 Число и цифра 8. 26 Число и цифра 9. 27 Число 10. Особенности записи числа 10. 28 Закрепление пройденного материала.