Урок литературного чтения в 3 классе: Мурзилка и веселые картинки — Самые старые детские журналы
«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы
Тип урока: постановка и решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для привития вкуса и любви к художественной литературе, к творческому познанию мира через знакомство с детскими журналами; обучения нахождению в библиотеке детских журналов по выбранной теме, самостоятельному составлению вопросов по содержанию; способствовать развитию умения использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи»
Планируемые результаты
Предметные:
научатся читать вслух, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров в детских журналах; находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках Метапредметные:
познавательные: прогнозируют содержание раздела; анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения, формулируют ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с предлагаемой задачей; оценивают свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания;
коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознают цель своего высказывания Личностные:
осознанно готовятся к урокам литературного чтения, выполняют задания, формулируют свои вопросы и задания для одноклассников
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.
– Проверим готовность к уроку (использует методику «Настроение»).
– Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь Сообщают о готовности к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка
домашнего
задания. Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
– Прочитайте пословицы, которые вы подобрали к произведению В. Драгунского «Кот в сапогах».
• Дружба – великая сила.
• Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
• Без беды друга не узнаешь.
• Дружба любит дело.
• Скатерть со стола – и дружба сплыла.
• Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
• Вода у друга лучше, чем у врага мед.
• За дружбу дружбой платят.
• Две кошки в мешке дружбы не заведут.
• Маленькая дружба лучше большой ссоры.
• Друга на деньги не купишь.
• Друг – твое зеркало. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.
Читают пословицы о дружбе, подобранные самостоятельно. Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии
с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания
2. Речевая разминка
Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста.
– Прочитайте скороговорки по слогам.
– Прочитайте сердито.
– Прочитайте с удивлением.
– Прочитайте скороговоркой 3 раза.
• Зря Кузьма козла дразнил –• Тощий немощный Кощей
Козел задиру не забыл.Тащит ящик овощей Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке III. Сообщение темы урока. Определение целей урока – Это стихотворение-загадка напечатано в журнале, название которого вы сейчас постараетесь угадать сами.
Где стихи о мамах пишут?Что за чудо тот журнал?
Где стихи про Новый год?Помогу я вам подсказкой:
Где кроссворды дети ищут?Там печатаются сказки.
Кто умнее стать помог?Ну, что, приятель, угадал,
Угадайте-ка, ребята,Как называется журнал?
– Этот журнал называется «Мурзилка».
– Прочитайте тему урока.
– Определите цели урока, используя опорные слова:
• Мы познакомимся с…
• Мы узнаем…
• Мы вспомним…
• Мы будем уметь…
• Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с детским журналом «Мурзилка» Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Принимают
и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
IV. История создания детского Рассказывает об истории создания детского журнала «Мурзилка» (см. ресурсный материал) Слушают рассказ учителя. Рассматривают журналы, находят Осуществляют анализ объ-ектов с опо-
Продолжение табл.
1 2 3 4
журнала «Мурзилка» занима-тельные задания и выполняют их.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение рой на визуализацию. Проявляют познавательный интерес
V. Работа над содержанием журнала.
1. Работа с толковым словарем.
2. Первичное чтение рубрик журнала Проводит словарную работу.
– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Как вы понимаете слово «журнал»? Прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова.
Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов.
– Слово «журнал» пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета».
– При оформлении и создании журнала используются следующие слова. Прочитайте и объясните их значение.
Рубрика – отдел, раздел, подразделение журнала.
Шрифт – типографский материал в виде литер – букв, знаков препинания, математических, химических и прочих знаков, применяемый для набора текстов в печати.
Заголовок – название книги, статьи, раздела в тексте; (полигр.) строка, содержащая такое название и оформленная особым образом для выделения и привлечения внимания.
– Как вы понимаете, что такое «периодическое издание»? (Периодическое издание – это значит, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал. Квартал – это 3 месяца.)– А теперь посчитайте, сколько экземпляров будет за два месяца?
– Уважаемые друзья, у вас есть замечательная возможность побывать в гостях у журнала. Например, всем известен журнал «Мурзилка».
Предлагает прочитать рубрики журнала Работают с толковым словарем.
Читают Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль по результату
Продолжение табл.
1 2 3 4
VI. Повторное чтение и анализ литературного материала Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог.
– Рассмотрите содержание журналов «Мурзилка». Найдите рубрику «Мастерами делаются». Что вы можете узнать из этого раздела? (Из этого раздела мы узнаем, как надежно пришить пуговицу и правильно держать молоток, как пользоваться напильником и как лучше поджарить яичницу.)
– Объяснения автора доходчивы, речь непринужденна, в простой и доступной форме он дает читателям полезные советы, которые уже могут им пригодиться.
– Найдите рубрику под знаком «Аз и Буки». О чем здесь идет речь? (Здесь идет речь о рисуночных письмах, о создании первого букваря, о том, как люди учились читать первые книги.)
– Ни один из детских журналов не обходится без «почтового отделения», всюду есть рубрики, где размещается основная часть читательской корреспонденции. Журнал «Мурзилка» часто публикует письма юных читателей, постоянно стремится побудить ребят к диалогу, задавая им всевозможные вопросы, затевая с этой целью конкурсы на разные темы. Для этих целей служит рубрика «Почтовое отделение Мурзилки». Прочитайте содержание рубрики «Почтовое отделение Мурзилки».
– Рубрика «Картинная галерея Мурзилки» знакомит читателей с творчеством известных художников. Репродукция картины располагается на целом развороте журнала
и сопровождается увлекательным рассказом об истории ее создания, о жизни и творчестве художника. Со временем «Картинная галерея» выросла в «Галерею искусств». – Полистайте журналы и рассмотрите, какие репродукции картин напечатаны в рубрике «Картинная галерея Мурзилки».
– Какой материал печатается на обложке и на первых страницах? (На первых страницах публикуется материал, посвященный различным знаменательным датам с яркими картинками и историей праздника. «Мурзилка» призывает поздравить маму с 8 Марта, деда – с Днем Победы и с главным праздником Новым годом – всех детей и взрослых.)– Где печатаются стихи в журнале «Мурзилка»? (Стихи в журнале помещаются как в начале, так и в конце номера.)
– Где расположена рубрика «Куча-мала» и что в ней увлекательного? (Рубрика «Куча-мала», расположенная на последних страницах журнала, увлекает в мир игры многочисленными стихами, загадками, скороговорками.) Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения Выразительно читают. Понимают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию.
Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы,
Продолжение табл.
1 2 3 4
– В этой рубрике впервые появляется кроссворд. «Мурзилка» предлагает: «Разгадай кроссворд и прочти слово, зашифрованное на стволе елки».
– Прочитайте стихотворение из журнала «Мурзилка».
Хочешь му-му-мудрым быть?
Му-му-мускулы растить?
В год Быка, в год Быка
Пей побольше му-лока!
– Какой литературный прием использует автор? (Речь персонажа Быка передается посредством звукоподражания.)
– Прочитайте стихотворение и найдите в нем многозначное слово. (Чечевица.)
Есть растение – чечевица.
Но нельзя не удивиться –
Есть и птица чечевица!
Человек и эта птица
Могут даже прокормиться
Семенами чечевицы.
Суп из этого растенья
Лучше есть под птичье пенье,
Пенье той чудесной птицы,
Что зовется чечевицей!
– В журнале «Мурзилка» печатаются стихи, по темпу схожие со скороговоркой. Повторы в стихотворениях создают комический эффект.
Если с дерева упала макаронина –
Значит, эта макаронина воронина.
Проворонила ворона макаронину
Съела галка макаронину воронину.
– Стихотворение построено по принципу лексического повтора, и его также можно назвать скороговоркой.
Двадцать пять профессоров
Изучали комаров
И просили комаров
Не кусать профессоров. извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию.
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Окончание табл.
1 2 3 4
– Часто используется прием олицетворения – прием одушевления неодушевленного предмета.
• Думало с грустью пальтишко:• Заболел большой сугроб,
«За зиму вырос мальчишкаПростудился, видно.
К осени новое купят пальто,Щиплет горло, бьет озноб,
А про меня и не вспомнит никто…»Надо ж, как обидно! VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
• Выучить наизусть понравившееся стихотворение из журнала.
• Нарисовать игру-лабиринт Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какие веселые задания вам понравились больше всего? Из какого они журнала?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
Проводит упражнение «Цветик-многоцветик».
Учащиеся выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию Осуществляют самоконтроль учебной деятельности
Ресурсный материал к уроку
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКОГО ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА»
В мае 2013 года журналу исполнилось 89 лет!
«Мурзилка» − популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет.
В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы – современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели.
Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами – история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей материала журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.
Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин − шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать как свою художественную коллекцию.
Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел – приложение «Головоломки, игры, затеи».
Интересны не только детям, но и всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают интересную информацию, призывают к творчеству, воспитывают полезные навыки.
СТИХОТВОРЕНИЕ
Мелькают строчки, как синицы,Известно каждому: «Мурзилка» –
Успеть стараясь тут и там.Любимец взрослых и детей.
Ребят зовет к своим страницамКак? Сто без двадцати? Ошибка!
Звенящий радостью журнал!Его на свете нет юней!